Диер Светлана Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8»
г. Краснокамск
Пермский край
Тема: «Нефть»
Цель: сформировать представление о свойствах нефти, использовании нефти в хозяйстве.
Задачи:
актуализировать знания учащихся о полезных ископаемых;
дать представление о свойствах нефти и использовании людьми;
развивать умение работать с текстом, строить графы.
развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;
воспитывать активность личности, проявлять инициативу.
Оборудование: нефть в пробирках, коллекция «Нефть и продукция ее перегонки», лист бумаги, стакан с водой, карта Пермского края.
Структура:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Знакомство с новым материалом.
Работа с текстом, построение графа.
Закрепление знаний.
Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Узнай полезное ископаемое по описанию:
а) Он белого цвета, прочен. В нем можно заметить остатки раковин морских организмов.
б) Обычно бывает желтого цвета, состоит из отдельных крупинок, сыпучий.
в) Чаще всего бывает коричневого цвета. Во влажном состоянии хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают.
г) Прочный и тяжелый камень, состоит из отдельных зерен.
– Мы продолжим изучать полезные ископаемые. А что это такое?
— Сегодня будем изучать нефть. Еще в давние времена люди находили в некоторых местах на воде маслянистые пятна. Сливаясь, эти пятна образовывали пленку темного цвета.
Демонстрация: нефтяное пятно на воде.
— Вещество это похоже на деготь, который делали из древесины березы и использовали для смазки осей телег и прочих механизмов. На Руси это вещество, которое находили в природе, стали называть «земляной деготь».
— Как вы думаете, как использовался «земляной деготь»? (Его использовали как смазку.)
— Представьте себе, что он использовался даже как лекарство.
На уроках истории мы узнали, что в те далекие времена на Руси часто велись войны. Подумайте и скажите, как использовали «земляной деготь» при штурме городов-крепостей? (Как зажигательную смесь.)
— Сгорали деревянные крепости дотла, так как потушить горящие смеси водой было невозможно.
— Итак, какое вещество люди раньше называли «земляным дегтем»? (Нефть.)
III. Знакомство с новым материалом
1. — Определим, какими свойствами обладает нефть.
Опыты проводит учитель, ученики заполняют таблицу.
Нефть – маслянистая жидкость.
Цвет – от коричневого до черного.
Запах – специфический резкий.
Легче воды.
Хорошо горит.
— К какой группе полезных ископаемых отнесем нефть?
2. – Чтобы использовать нефть, ее надо добыть.
А) Добыча
-Сегодня мы воспользуемся приемом «Построение графа». Он помогает глубоко понять содержание текста.
— Назовите ключевое слово сегодняшнего урока? (Нефть.)
— Впишите его в первую строку графа в ваших рабочих листах.
— Прочитайте текст и определите, три ключевых слова каждой части.
(Добыча, транспортировка, переработка)
— Запишем эти слова в каждую из «веточек».
— Вспомните, какие способы добычи полезных ископаемых существуют?
— Какой способ подходит для добычи нефти? (закрытый)
Запишем.
— Для того чтобы пробурить нефтяную скважину, устанавливают буровую вышку. После того как скважина пробурена, буровую вышку убирают и устанавливают вместо нее насос-качалку.
Учитель показывает иллюстрацию.
— Кто видел такие качалки? Где?
— Рассмотрим карту Пермского края. Покажите месторождения нефти, обозначенные на карте.
— Где больше всего значков, указывающих места добычи нефти?
(Оса, Чернушка, Полазна, Добрянка, Красновишерск)
Б) Транспортировка
— Итак, нефть извлекли из недр земли. Что с ней происходит дальше?
(Ее перерабатывают.)
— Нефтеперерабатывающий завод находится в Перми. Как доставить нефть с месторождений на этот завод? (Ее нужно туда транспортировать.)
— Мы установили, что нефть – это жидкость. Какими способами ее можно транспортировать?
Запишите.
В) Использование
— Какое свойство нефти главным образом использует человек?
— На нефтеперерабатывающем заводе из нефти производят топливо: бензин, керосин, солярку, мазут.
— Как вы думаете, для чего еще используется нефть? У меня в руках подсказка (пластилин). (Для производства промышленных товаров.)
— Нефть используется в химической промышленности для получения различных пластмасс, лекарств и пластилина.
Запись.
НЕФТЬ
Добыча транспортировка переработка
закрытый трубопровод танкеры нефтеперерабатывающие
способ предприятия
ж/д цистерны
бензин керосин солярка мазут
Закрепление знаний.
— Названия этих нефтепродуктов соедини с изображениями их потребителей.
Керосин Солярка
Бензин Мазут
— Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание
Пользуясь схемой, составьте рассказ о нефти.