Урок для 8 класса по теме: «Влияние климата на жизнедеятельность населения»




Феськова Вера Павловна



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №85 имени Героя Советского Союза Н.Д.Пахотищева г. Тайшета»







Разработка урока и презентационные материалы по теме:

«Влияние климата на жизнедеятельность населения»



( К учебнику под редакцией А.И. Алексеева

«География. Россия. 8 класс».

Серия «Полярная звезда». Издательство «Просвещение», 2012)




Уровень преподавания — базовый.



Урок №22











Тема: Влияние климата на жизнедеятельность населения.

Цели урока:
      • Углубить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
      • Раскрыть понятия «комфортность климата», «агроклиматические ресурсы», «коэффициент увлажнения», «испаряемость».
      • Развивать умение работать с картами.

  • Формировать умения работать в группе и паре.

Методы обучения: словесно – наглядный, частично- поисковый.

Тип урока; комбирированный с использованием презентационного материала.

Технологии: проблемное обучение, коллективные способы обучения.

Оборудование: физическая и климатическая карты России, учебник, атлас,контурные карты России, презентационные слайды по данной теме, мультимедийный проектор, экран.


 Практикум. 1. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 2. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление материала.

  5. Подведение итогов урока

  6. Домашнее задание.




Ход урока

    I.  Организационный момент
      
     II. Повторение изученного материала

Тестовое задание

1 вариант


1.Величина суммарной радиации зависит от:

1. Циркуляции ВМ.

2. Расстояния от Земли до Солнца.

3. Близости к океану.

4. Географической широты.

2. Установите соответствие:

1. Область высокого давления а. атмосферный фронт

2. Граница между ВМ б. циклон

3. Область низкого давления в. антициклон

3. Установите соответствие: (территория- тип климата)

1. Русская равнина а. континентальный

2. о. Новая Земля б. умеренно-континентальный;

3. Западно- Сибирская низменность в. арктический

4. Зимой устанавливается морозная, ясная погода при:

1. Циклоне;

2. Антициклоне.

3. Прохождении атмосферного фронта

5. В циклоне воздух движется:

1. От центра к краям 2. От краёв к центру 3. По часовой стрелке. 4. Против часовой стрелки.

6. Назовите район России, где зарегистрирована самая низкая зимняя температура.

1. Якутск 2. Оймякон 3. о-ва Северная Земля г. п-ов Таймыр

2 вариант

  1. На климат европейской части России наибольшее влияние оказывает:

1. Тихий океан;

2. Атлантический океан;

3. Северный Ледовитый океан;

4. Индийский океан

2 . Установите соответствие: (территория – тип климата)

1. г. Оймякон а. умеренно-континентальный

2. Волгоград б. резко-континентальный

3. г. Хабаровск в. муссонный

3. При движении к экватору величина суммарной радиации:

1. Уменьшается

2. Не изменяется

3. Увеличивается

4.Изменение свойств воздушных масс при перемещении под влияниеподстилающей поверхности – это:

1. Атмосферный фронт. 2. Циклон. 3. Трансформация.

5. Назовите район России, где наблюдается самое жаркое лето.

1. Сочи; 2. Волгоград; в. Полупустыни Прикаспия; г. Оймякон

6. На большей части России господствует воздушная масса:

1. Арктическая; 2. Умеренная; в. Тропическая; г. Экваториальная.

Взаимопроверка. (Варианты обмениваются работами). Проверка по ключу. Слайд №1,2

1 вариант

1 – 4

2 1-в

2-а

3-б

3 1-б

2-в

3-а

4 – 2

5 — 2

6 — 2


2 вариант

1 – 2

2 1-б

2 – а

3 – в

3 — 3

4 — 3

5 – В

6 – 2




Норма оценок: 5+ = «5»; 4+ = «4»; 3+ =»3»: 2+ = «2»

    III.  Изучение нового материала

Звучит музыка («Прогноз погоды»)

— Ребята, с чем ассоциируется у Вас услышанная музыка?

— Прогноз погоды. Слайд №3.

— О том, что к перемене пооды чувствствителен и человек, известно уже тысячи лет. Ещё Гиппократ предупреждал: «Будь особо внимательным при перемене попгоды. В этот период избегай кровопусканий, прижиганий и не берись за скальпель». Франзузсуий просветитель Шарль -Луи де Монтескьё сказал: «Власть климата сильнее всех властей».

— Объяснте это высказывание.

— Как бы вы сфрмулировали тему сегодняшнего урока?

— Влияние климата на жизнь человека.

Учитель: Какие элементы климата и как влияют на жизнь человека?

Заслушав ответы учащихся, учитель на доске, а ученики в тетради составляют схему, показывающую сферы, на которые климат оказывает наибольшее влияние, и отрасли, деятельность которых в наибольшей степени зависит от климата?















— В каком климате Вам хотелось бы жить? Почему? Обоснуйте. Слайд №3,4

Учитель раскрывает понятие комфортность климата (степень благоприятности климата для нормальной жизнедеятельности человека).

Практическая работа

Рассмотрите карту (рис. 47 на с. 105 учебника) и её легенду и сделайте вывод.

— Используя данную карту и карту «Плотность населения России» (рис. 21 на с. 52 учебника) ответить на вопрос: «Какая зависимость существует между благоприятностью природных условий и плотностью населения?»

— Работа с контурной картой. По пятибальной системе оцените степеннь комфортности в различных уголках России.

Фронтальная работа. Влияние климата на сельское хозяйство.

— Объяснение учителя. Учитель раскрывает понятие агроклиматические ресурсы (агроклиматические ресурсы — свет, тепло и влага, необходимые для выращивания сельскохозяйственных культур. Вегетация растений возможна при среднесуточной температуре +10 °С и выше.
     —  По карте «Агроклиматические ресурсы» (рис. 48 на с. 107 учебника) определите, в каких районах России сумма среднесуточных температур воздуха превышает +10 °С и какие сельскохозяйственные культуры можно там выращивать.
      — Другой важный показатель — коэффициент увлажнения (К) — отношение годовой суммы осадков к годовой испаряемости (К = О/И). Существует закономерность: чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат.
     — Анализируя карту «Агроклиматические ресурсы», выделите зоны увлажнения и назовите соответствующий каждой зоне коэффициент увлажнения. ( Учащиеся находят на карте линию, показывающую значение коэффициента увлажнения, равное 1. Затем определяют территории с достаточным увлажнением (К = 1), избыточным увлажнением (К > 1), недостаточным увлажнением (К < 1).

Самостоятельная работа.     

  — 1группа. Выяснить  влияние климата на жилищное строительство
Изучить фрагмент текста «Как климат должен учитываться в жилищном строительстве?» на с. 107—108 учебника. После этого он предлагает учащимся высказаться по поводу того, учтены ли особенности климата при строительстве домов, в которых они живут, зданий, в которых они учатся.

-2 группа. Климат и ДДП. Изучить дополнительный материал и распределить виды транспорта по мере уменьшения их зависимости от погодных условий, отдав первое место самому зависимомому виду.

-3 группа. Изменение климата и здоровье. Изучить дополнительный материали и составить памятки метеозависимым людям.

-4 группа. Анализ агроклиматических ресурсов Тайшетского района для развития сельского хозяйства.

Сообщения учащихся

Работа с учебником. (Работа в парах ). Прочитать материал на стр.108-109 и заполнить таблицу.

Явление

Причина возникновения

Район распространения в России

Ущерб









Озвучить таблиц. Слайды № 8-14

III.    Закрепление нового материала

— Где мы можем применить полученные знания? Слайд №14

Задача. В феврале 2014 года состоится зимняя олимпиада в Сочи. Почему её не проводят в Тайшете? При составлении ответа пользуйтесь планом:

Географическое положение выбранной территории

Оценка климата:

t°января и t°июля, к-во осадков.

Почвы, растительность, животный мир.

Особенности быта и хозяйственной деятельности человека.

Сочи(Краснодарский край)




Тайшет (Иркутская обасть)






IY.  Подведение итогов урока.

— Выставление оценок

  Y. Домашнее задание: 1) Изучить § 22; 2) Ответить на вопросы рубрики «Я это знаю». 3) Выполнить задания 55—56 на с. 41 тренажера. Слайд №15

YI.Рефлексия. Слайд №16

Список информационных источников

1. Алексеев А.И. «География. Россия» 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение», 2011.

2. Мир географии. Занимательные рассказы по физической географии. СПб.: ММ-Экспресс, 1995 (Хочу всё знать)

3. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10классы). – М.: Просвещение, 1991.

Использованные Интернет-ресурсы

1. Мультимедиа учебник «География России. Природа и население». Образовательная коллекция. Мультимедиа учебник для цчащихся общеобразовательных учебных заведений.

2. Мультимедиа издание «Уроки географии» . Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 8 класс.





Свежие документы:  Технологическая карта по географии "Географическое положение и история исследования Антарктиды" 7 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: