Урок по географии
8 класс
Тема: «Восточно-Европейская равнина»
Цели и задачи урока:
Формирование представлений и знаний об особенностях природного района – Русской равнины.
Изучить природу и ресурсы Русской равнины.
Углубить и расширить знания о компонентах ПТК равнины.
Развитие умений работать с источниками географической информации.
Оборудование:
демонстрационная физико-географическая карта России; на экране мультимедиапроектора: тектоническая карта России, климатическая карта России, карта почв и растительности, физико-географическая карта Русской равнины;
репродукции картин русской природы, фотографии древних городов.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Учитель. Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда мы говорим о Восточно-Европейской равнине?
Ответы учащихся.
Учитель. Хочу начать словами русского поэта К.Д, Бальмонта из стихотворения «Равнина»:
«Как угрюмый кошмар исполина.
Поглотивший луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали,
Затенив мировое убранство
Монотонной печалью земли…»
Я приглашаю вас в удивительное путешествие, путешествие по одной из величайших равнин на карте мира – Восточно — Европейской. Но для начала найдем равнину на карте. Определите на физической и политико-административной карте границы Восточно-Европейской равнины.
Ответы учащихся.
Учитель. А чтобы понять особенности природы равнины я предлагаю классу разделиться на группы:
1 группа – занимается изучением рельефа, тектонического и геологического строения;
2 группа — климат равнины;
3 группа – воды;
1 задание:
на выполнение 5 минут
1 группа: найдите по карте формы рельефа: Северные Увалы, Тиманский кряж, Валдайская возвышенность, Прикаспийская, Окско-Донская, Мещерская низменности.
2 группа: моря, омывающие Русскую равнину: Белое, Баренцево, Карское, Балтийское, Азовское, Черное, полуострова: Кольский, Канин, острова: Вайгач, Колгуев, Новая Земля.
3 группа: реки: Мезень, Онега, Северная Двина, Нева, Волга, Ока, Кама, Вятка, Печера, Дон, Урал, озера: Ильмень, Эльтон, Баскунчак, Селигер.
Работа с картой у доски, по одному представителю от группы.
2 задание:
Время на выполнение 10 минут.
Учитель. Ваша задача, пользуясь всеми имеющимися у вас источниками информации (учебник, карты атласа), составить наиболее полный рассказ по заданной теме.
Выступление по одному представителю от группы.
3 задание:
На подготовку ответа – 5минут.
Учитель. Ответьте на вопросы: (вопросы на карточках раздаются группам)
1 группа – В чем причины разнообразия рельефа Русской равнины?
2 группа – Докажите, что континентальность климата усиливается с северо-запада на юго-восток.
3 группа – Почему на северо-западе Русской равнины много крупных озер?
Выступление представителя от группы.
Закрепление.
Учитель. На основе имеющихся у вас знаний, составьте рассказ «Мое путешествие от Белого до Черного моря», 7-10 предложений. Время на выполнение 7 минут.
Учитель. А вот какой природу Русской равнины увидел И.Никитин:
Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним;
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело во ржи золотистой шумит.
Один я… И сердцу и думам свобода…
Здесь мать моя, друг и наставник – природа.
И кажется жизнь мне светлей впереди,
Когда к своей мощной, широкой груди
Она, как младенца, меня допускает
И часть своей силы мне в душу вливает.
Выставление оценок..
Спасибо, ребята, за работу на уроке!
Домашнее задание: п. 27. Подготовить презентацию «Памятники природы Русской равнины», составить тест «Восточно-Европейская равнина», не менее 10 вопросов.