ГБОУ Рощинская СОШ «Образовательный центр»
муниципальный район Волжский Самарская область
Урок географии сообщения и усвоения новых знаний
с использованием ИКТ в 8 классе
Тема урока:
«Северный Кавказ- самые высокие горы России»
Учитель: Егорова Ольга Николаевна
Дата: 2014г
Тема: «Северный Кавказ — самые высокие горы России».
Цели урока:
— образовательные:
создать географический образ гор Северного Кавказа
дать оценку ГП Северного Кавказа;
определить особенности природных условий и природных ресурсов Кавказа
ввести понятия «фен», «бора»;
— развивающие:
развивать умение работать с картами, учебником;
применять теоретические знания к конкретной территории;
анализировать, сравнивать, обобщать;
выделять черты сходства и различий;
устанавливать причинно-следственные связи
— воспитательные:
способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за её состояние, географической и экологической культуры учащихся .
Методы обучения: познавательные: частично-поисковый, репродуктивный; управления познавательной деятельностью: самостоятельной учебной работы эвристического типа и учебной работы под руководством учителя; сравнительный, проблемный.
Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование : видеофильм, мультимедийная презентация, физическая карта России и Кавказа, школьные атласы, таблицы, схемы;
Ход урока
I Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
а) проверку домашнего задания проведем в форме игры «Знаешь ли ты свою страну…» По фрагментам описаний природы определите, о каких территориях Восточно-Европейской равнины идет речь. Внимательно читайте текст, самостоятельно находите типичное, главное. Работаем по группам: 1 группа работает с текстами об особенностях рельефа территорий; 2 группа углубляет знания о климатических особенностях равнины; 3 группа исследует и определяет внутренние воды; 4 группа называет ПТК равнины, используя своеобразие растительного и животного мира; 5 группа находит ПК, где существуют экологические проблемы.
б) окончание игры: оценка активных учащихся, подведение итогов.
III. Изучение нового материала ( слайд № 1-2)
«Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины:
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
…Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной,
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,
Под ними утесов наши громады…»
А.С. Пушкин
Какие особенности природы Кавказа выделил поэт в своем произведении?
Природа Кавказа разнообразна и необычайно живописна. Он очень индивидуален. Подобного природного региона нет в других частях страны. Восхищались красотами этого края великие русские поэты! А что вы знаете по теме нашего урока? Называйте все, приходящие на ум ассоциации. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. (В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной теме)
а) виртуальная экскурсия
Совершим виртуальную экскурсию по Кавказу (просмотр видеофильма)
Итак, ребята, как вы уже поняли после просмотра фильма, путешествовать мы с вами сегодня будем по Северному Кавказу.
б) работа с учебником
Учитель: Прочитайте текст «Географическое положение Кавказа», на полях сделайте пометки, «V», «+», «-«, «?», а после прочтения текста заполните таблицу.
+ | — | ? | |
я это знал(а) | новое для меня | думал(а) иначе | непонятно, нужно разобраться |
в) объяснение нового материала (слайды № 3-10)
Блок№1
Задание: 1. Определите географическое положение Кавказских гор (назовите крупные объекты, расположенные рядом).
2. В каком направлении протянулись горы?
3.По карте определите протяженность гор.
4. С какими государствами проходит граница России по Кавказу?
( Северный Кавказ- это самая южная часть российской территории. Простирается более чем на 1 100 км с северо-запада на юго-восток, от района Анапы и Таманского полуострова до Апшеронского полуострова на побережье Каспия, рядом с Баку. Граница России по Кавказу проходит со странами- Грузией и Азербайджаном).
Блок№2
Задание: 1. Найдите высочайшую вершину гор, определите ее высоту.
2. Найдите другие вершины Кавказа.
3. Определите время образования гор.
4. Определите по карте, какими полезными ископаемыми богат Кавказ и выявите особенности их размещения.
(Эльбрус-5642 м; Казбек-5033м). Кавказ — это складчатые горы с некоторой вулканической активностью, которые сформировались как Альпы в Третичный период (примерно 28,49-23,8 миллионов лет назад). Горы состоят среди прочего из гранита и гнейса, и содержат месторождения нефти и природного газа. Оцененные резервы: до 200 млрд барр. нефти. (Для сравнения: в Саудовской Аравии — стране с самым крупным в мире запасом нефти — по оценке 260 млрд баррелей.)
Блок№3
Задание: 1. Охарактеризуйте климат Кавказа: определите средние зимние и летние температуры, количество осадков.
2. Чем климат Предкавказья отличается от климата высокогорий?
3. Что такое фен, бора? (Двое учащихся читают сообщение, которое приготовили к уроку заранее)
(Климат на Кавказе различаются как по вертикали (по высоте) так и по горизонтали (по широте) и местоположения. Температура июля превышает 20 градусов, средние температуры января от-10 до+6 градусов. Годовое количество осадков в западной части Кавказа колеблется от 1000 до 4000 мм, тогда как в Восточном и Северном Кавказе (Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Осетия, и т. д.) количество осадков колеблется от 600 до 1800 мм.
Фён это жаркии и сухой местный ветер. Возникает он, когда воздух с вершины хребта опускается в долину и нагревается. Фёны наблюдаются в горах Кавказа. Бора — очень сильный порывистый холодный ветер. Он возникает а приморских районах, когда холодные массы воздуха сначала накапливаются за горным хребтом, а затем переваливаются вниз к побережью.)
Блок№4
Задание: Назовите крупнейшие реки Кавказа. Охарактеризуйте реки: вид, питание, режим.
(Реки Б. Кавказа типично горные(Кубань, Терек, Большой Егорлык, Калаус). Скорость их течения настолько большая, что препятствует зимой образованию льда. Горным рекам основным источником питания служат снега и ледники)
г) работа по карте
далее работаем с физической картой, показываем номенклатуру по теме урока: Чёрное море, Каспийское море, Большой Кавказ, Скалистый хребет, Кумо-Манычская впадина, Таманский полуостров, Апшеронский полуостров, гора Эльбрус, гора Фишт, гора Оштен, реки- Кубань, Терек, города –курорты: Кисловодск, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Мацеста
IV Закрепление изученного материала.
Проведем географический диктант. Я читаю вопросы: к какому ответу соответствуют- туда ставьте цифру (слайды №11-12)
Прикубанская низменность- 2-4-5-8;
Кавказские Минеральные воды- 1-6-9-12;
Высокогорный Дагестан- 3-7-10-11
12 правильных ответов- оценка «5»
11-10 правильных ответов- «4»
8-9 ответов правильных- «3»
1. Первые упоминания сделаны арабским путешественником.
2. Одна из богатейших житниц страны.
3. Население живет в аулах.
4. Славятся урожаями пшеницы, подсолнечника.
5. На территории много хуторов, станиц.
6. Курортный район.
7. Самая южная точка России. (г.Базардюзю)
8. Центр-Краснодар.
9. Есть горы- Лакколиты, Машук, Бештау.
10. Здесь встречаются туры, серны.
V. Рефлексия
Cоставим синквейн по теме нашего урока. СИНКВЕЙН — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
Схема синквейна Пример синквейна
1. название синквейна название-Кавказ
2.три глагола возвышается,белеет, лечит
3.два прилагательных два прилагательных-высокий,седой
4.фраза фраза:Кавказ-молодоегорное сооружение
5.существительное существительное-горы
VI.Итог урока. Анализ синквейна. Выставление оценок за урок.(сл. №13-14)
VII Домашнее задание: 1) Параграф 30, ответить на вопросы, задание 3 на стр. 169 на контурной карте.
2) Письменное творческое задание. Представьте себе, что вы сотрудник туристического агентства. Опишите маршрут путешествия по Северному Кавказу, который бы предложили туристам с целью отдыха и лечения, горнолыжного отдыха, познавательного туризма для знакомства с памятниками природы.
Слайды компьютерной презентации к уроку «Северный Кавказ».
Слайд №1 Слайд №2
К п. №3 Изучение нового материала.
Слайд №3 Слайд №4
К п. №3 Изучение нового материала ( работа по карте)
Слайд №5 Слайд №6
К п. №3 Изучение нового материала ( работа с картой и учебником)
Слайд №7 Слайд №8
К п. №3 Изучение нового материала( работа с картой и учебником)
Слайд №9 Слайд №10
К п. №3 Изучение нового материала
Слайд №11 Слайд №12
К п. №4 Закрепление изученного материала
Слайд №13 Слайд №14
К п. №6 Итог урока