Урок географии 8 кл. Тема «Северный Кавказ-самые высокие горы России»


ГБОУ Рощинская СОШ «Образовательный центр»
муниципальный район Волжский Самарская область





Урок географии сообщения и усвоения новых знаний

с использованием ИКТ в 8 классе



Тема урока:

«Северный Кавказ- самые высокие горы России»






Учитель: Егорова Ольга Николаевна








Дата: 2014г

Тема: «Северный Кавказ — самые высокие горы России».

Цели урока:

образовательные:

  • создать географический образ гор Северного Кавказа

  • дать оценку ГП Северного Кавказа;

  • определить особенности природных условий и природных ресурсов Кавказа

  • ввести понятия «фен», «бора»;

— развивающие:

  • развивать умение работать с картами, учебником;

  • применять теоретические знания к конкретной территории;

  • анализировать, сравнивать, обобщать;

  • выделять черты сходства и различий;

  • устанавливать причинно-следственные связи

— воспитательные:

  • способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за её состояние, географической и экологической культуры учащихся .

Методы обучения: познавательные: частично-поисковый, репродуктивный; управления познавательной деятельностью: самостоятельной учебной работы эвристического типа и учебной работы под руководством учителя; сравнительный, проблемный.

Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование : видеофильм, мультимедийная презентация, физическая карта России и Кавказа, школьные атласы, таблицы, схемы;


Ход урока

I Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

а) проверку домашнего задания проведем в форме игры «Знаешь ли ты свою страну…» По фрагментам описаний природы определите, о каких территориях Восточно-Европейской равнины идет речь. Внимательно читайте текст, самостоятельно находите типичное, главное. Работаем по группам: 1 группа работает с текстами об особенностях рельефа территорий; 2 группа углубляет знания о климатических особенностях равнины; 3 группа исследует и определяет внутренние воды; 4 группа называет ПТК равнины, используя своеобразие растительного и животного мира; 5 группа находит ПК, где существуют экологические проблемы.

б) окончание игры: оценка активных учащихся, подведение итогов.

III. Изучение нового материала ( слайд № 1-2)

«Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины:

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной,

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,

Под ними утесов наши громады…»

А.С. Пушкин

Какие особенности природы Кавказа выделил поэт в своем произведении?

Природа Кавказа разнообразна и необычайно живописна. Он очень индивидуален. Подобного природного региона нет в других частях страны. Восхищались красотами этого края великие русские поэты! А что вы знаете по теме нашего урока? Называйте все, приходящие на ум ассоциации. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. (В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной теме)











а) виртуальная экскурсия

Совершим виртуальную экскурсию по Кавказу (просмотр видеофильма)

Итак, ребята, как вы уже поняли после просмотра фильма, путешествовать мы с вами сегодня будем по Северному Кавказу.

б) работа с учебником

Учитель: Прочитайте текст «Географическое положение Кавказа», на полях сделайте пометки, «V», «+», «-«, «?», а после прочтения текста заполните таблицу.

V

+

?

я это знал(а)

новое для меня

думал(а) иначе

непонятно, нужно разобраться

в) объяснение нового материала (слайды № 3-10)

Блок№1

Задание: 1. Определите географическое положение Кавказских гор (назовите крупные объекты, расположенные рядом).

2. В каком направлении протянулись горы?

3.По карте определите протяженность гор.

4. С какими государствами проходит граница России по Кавказу?

( Северный Кавказ- это самая южная часть российской территории. Простирается более чем на 1 100 км с северо-запада на юго-восток, от района Анапы и Таманского полуострова до Апшеронского полуострова на побережье Каспия, рядом с Баку. Граница России по Кавказу проходит со странами- Грузией и Азербайджаном).

Блок№2

Задание: 1. Найдите высочайшую вершину гор, определите ее высоту.

2. Найдите другие вершины Кавказа.

3. Определите время образования гор.

4. Определите по карте, какими полезными ископаемыми богат Кавказ и выявите особенности их размещения.

(Эльбрус-5642 м; Казбек-5033м). Кавказ — это складчатые горы с некоторой вулканической активностью, которые сформировались как Альпы в Третичный период (примерно 28,49-23,8 миллионов лет назад). Горы состоят среди прочего из гранита и гнейса, и содержат месторождения нефти и природного газа. Оцененные резервы: до 200 млрд барр. нефти. (Для сравнения: в Саудовской Аравии — стране с самым крупным в мире запасом нефти — по оценке 260 млрд баррелей.)

Блок№3

Задание: 1. Охарактеризуйте климат Кавказа: определите средние зимние и летние температуры, количество осадков.

2. Чем климат Предкавказья отличается от климата высокогорий?

3. Что такое фен, бора? (Двое учащихся читают сообщение, которое приготовили к уроку заранее)

(Климат на Кавказе различаются как по вертикали (по высоте) так и по горизонтали (по широте) и местоположения. Температура июля превышает 20 градусов, средние температуры января от-10 до+6 градусов. Годовое количество осадков в западной части Кавказа колеблется от 1000 до 4000 мм, тогда как в Восточном и Северном Кавказе (Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Осетия, и т. д.) количество осадков колеблется от 600 до 1800 мм.

Фён это жаркии и сухой местный ветер. Возникает он, когда воздух с вершины хребта опускается в долину и нагревается. Фёны наблюдаются в горах Кавказа. Бора — очень сильный порывистый холодный ветер. Он возникает а приморских районах, когда холодные массы воздуха сначала накапливаются за горным хребтом, а затем переваливаются вниз к побережью.)

Блок№4

Задание: Назовите крупнейшие реки Кавказа. Охарактеризуйте реки: вид, питание, режим.

(Реки Б. Кавказа типично горные(Кубань, Терек, Большой Егорлык, Калаус). Скорость их течения настолько большая, что препятствует зимой образованию льда. Горным рекам основным источником питания служат снега и ледники)

г) работа по карте

далее работаем с физической картой, показываем номенклатуру по теме урока: Чёрное море, Каспийское море, Большой Кавказ, Скалистый хребет, Кумо-Манычская впадина, Таманский полуостров, Апшеронский полуостров, гора Эльбрус, гора Фишт, гора Оштен, реки- Кубань, Терек, города –курорты: Кисловодск, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Мацеста

IV Закрепление изученного материала.

Проведем географический диктант. Я читаю вопросы: к какому ответу соответствуют- туда ставьте цифру (слайды №11-12)

Прикубанская низменность- 2-4-5-8;

Кавказские Минеральные воды- 1-6-9-12;

Высокогорный Дагестан- 3-7-10-11

12 правильных ответов- оценка «5»

11-10 правильных ответов- «4»

8-9 ответов правильных- «3»

1. Первые упоминания сделаны арабским путешественником.

2. Одна из богатейших житниц страны.

3. Население живет в аулах.

4. Славятся урожаями пшеницы, подсолнечника.

5. На территории много хуторов, станиц.

6. Курортный район.

7. Самая южная точка России. (г.Базардюзю)

8. Центр-Краснодар.

9. Есть горы- Лакколиты, Машук, Бештау.

10. Здесь встречаются туры, серны.

V. Рефлексия

Cоставим синквейн по теме нашего урока. СИНКВЕЙН — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

Схема синквейна Пример синквейна

1. название синквейна название-Кавказ

2.три глагола возвышается,белеет, лечит

3.два прилагательных два прилагательных-высокий,седой

4.фраза фраза:Кавказ-молодоегорное сооружение

5.существительное существительное-горы

VI.Итог урока. Анализ синквейна. Выставление оценок за урок.(сл. №13-14)

VII Домашнее задание: 1) Параграф 30, ответить на вопросы, задание 3 на стр. 169 на контурной карте.

2) Письменное творческое задание. Представьте себе, что вы сотрудник туристического агентства. Опишите маршрут путешествия по Северному Кавказу, который бы предложили туристам с целью отдыха и лечения, горнолыжного отдыха, познавательного туризма для знакомства с памятниками природы.





Слайды компьютерной презентации к уроку «Северный Кавказ».

Слайд №1 Слайд №2

К п. №3 Изучение нового материала.




Слайд №3 Слайд №4

К п. №3 Изучение нового материала ( работа по карте)




Слайд №5 Слайд №6

К п. №3 Изучение нового материала ( работа с картой и учебником)





Слайд №7 Слайд №8

К п. №3 Изучение нового материала( работа с картой и учебником)

Слайд №9 Слайд №10

К п. №3 Изучение нового материала

Слайд №11 Слайд №12

К п. №4 Закрепление изученного материала

Слайд №13 Слайд №14

К п. №6 Итог урока

Свежие документы:  Фенологический календарь села Акатная Маза Хвалынского района Саратовской области, 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: