Урок географии в 6 классе по теме «Реки»

Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2014/15 учебный год)


Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование






Название работы:

Разработка урока географии в 6 классе по теме

«Реки».











Автор: Морозова Марина Викторовна
Место выполнения работы: 412865 Саратовская область, Лысогорский район, п.Октябрьский, ул.Парковая, д.1,

МБОУ «СОШ п.Октябрьский Лысогорского района Саратовской области».








ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА


Тема урока: Реки

Учитель: Морозова Марина Викторовна

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ п.Октябрьский Лысогорского района Саратовской области»

Предмет: география

Краткая аннотация урока: Урок – изучение нового материала.   Обучающиеся определяют по физическим картам крупные реки планеты, формируют представление о частях реки, речной системе.  ИКТ в форме презентации урока, ЦОРов. На уроке используется интерактивная доска, работа по  карте полушарий, атласам, контурным картам,  закрепление темы в занимательной  форме. На каждом этапе урока определяется цель и задачи: расширить и углубить знания о водах суши – реках; сформировать представления о водах суши, о реке, ее частях, частях речной системы; научить учащихся находить и показывать реки на карте, давать описание рекам.


Класс, профиль: 6, общеобразовательный


Тема урока: Реки.


Тип урока: изучение нового материала с практико-ориентированными заданиями.


Приобретаемые навыки детей: работать с картой; составлять описание географического объекта, поиск необходимой информации, ее обработка, сравнение и описание по теме «Реки»; навыки работы в группе.

Технологические особенности


Используемое оборудование: проектор, компьютер, физические карты мира, России.


Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru) или федерального центра информационно-образовательных ресурсов ФЦИОР (https://fcior.edu.ru/).


Цель урока: способствовать созданию условий для формирования знаний учащихся об особенностях, разнообразии и распространении рек мира и России.

Задачи:

  1. способствовать формированию знаний учащихся о частях, видах, составе рек.

  2. содействовать развитию умения школьников работать с картой; составлять описание географического объекта, развивать навыки по поиску необходимой информации, ее обработке, сравнению и описанию по теме «Реки»; развитию навыков работы в группе;

  3. способствовать осознанию значения рек на Земле, природосообразности использования водных ресурсов

Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная.


Загадка:

Где леском зеленым, где по полю,
Где, как в песне старой, вдоль села
Пробежала, вырвалась на волю
И по вольной воле потекла. (река)

Н.Палькин


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1.

Организационный этап

1. Подготовка учащихся к работе на уроке,

— обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии;

— психологически подготовить уч-ся к общению на учебном занятии

2. Отгадать загадку (формулировка темы урока)


Приветствие, фиксация отсутствующих;

— проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;

— проверка подготовленности классного помещения к занятию;

— организация внимания школьников;

— раскрытие общей цели урока и плана его проведения.






Готовятся к уроку

Приветствуют учителя

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем .

1-2

2.

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

1. Мотивирование учения школьников, принятие ими целей урока.

2. Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). 


Показ социальной и практической значимости изучаемого материала( рассказ учителя)

  Беседа. Что вы знаете о реках? Чем характеризуются все реки? Почему много поселений и городов построено на реках?



Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Отвечают на вопросы учителя



3

3.

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

1. Обеспечение восприятия, осмысления и первичное запоминание уч-ся изучаемого материала:

— существенных признаков понятий, законов, теорий.

— правил и построенных на их основе алгоритмов.

2.Содействовие усвоению уч-ся способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению)

3. Создание содержательных и организационных условий усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.  


1. Река


6.Истоки устья рек


3.Каньон


4.Линия водопадов


5.Эстуарий


7.Ниагарский водопад


2.Дельта


8.Речная система Волги


9.Речная система Дуная

Знакомство с основными понятиями урока: река, речная долина, пойма, русло, речная система, исток, устье. Демонстрация ресурсов.

1. https://school-collection.edu.ru/catalog/res/c5dc8cf2-6f3d-608b-5461-5ae904e60240/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28

6.https://school-collection.edu.ru/catalog/res/82ff3334-fbe9-4648-8666-3254cc9ece27/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28

Изучение поперечного профиля речной долины. Использование распечатанных ресурсов. Схематичное изображение в тетради с обозначением русла, поймы, склона.

Изучение частей реки: исток, устье, правый / левый приток, пороги, водопады. Определение и обозначение их на географической карте. Демонстрация ресурсов.

6.https://school-collection.edu.ru/catalog/res/82ff3334-fbe9-4648-8666-3254cc9ece27/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28

2.https://school-collection.edu.ru/catalog/res/4c3ec90b-b675-17df-d836-ddf54dc4b2c5/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-

8.https://school-collection.edu.ru/catalog/res/6461fb9b-1662-4cad-976c-314aeae6df17/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28

9.https://school-collection.edu.ru/catalog/res/94ee84e7-0974-452f-add3-db84e8f84240/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28

Сравнение равнинных и горных рек. Демонстрация ресурсов.

Изучение порогов, водопадов.

2.https://school-collection.edu.ru/catalog/res/4c3ec90b-b675-17df-d836-ddf54dc4b2c5/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-

3.- https://school-collection.edu.ru/catalog/res/192bd87b-a93e-b583-252a-0eac0f7f3ea9/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28

4.https://school-collection.edu.ru/catalog/res/4411246b-a59c-00ad-1000-9f2bf40486df/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28

5.https://school-collection.edu.ru/catalog/res/fa481df9-b622-3351-423b-ae4cf084ccd6/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28

Демонстрация ресурсов.

7.https://school-collection.edu.ru/catalog/res/bf3540f6-94f2-4abf-be56-70f1b4da1c4f/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания: дают определения основным понятиям урока и записывают их в тетрадях.



Выполняют схему речной долины и речной системы.

Работа в парах по сравнению двух рек (горная / равнинная).

15

4.

Этап закрепления изученного

1. Обеспечение закрепления в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

2. Обеспечение в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.  

1.Работа с картой мира. Нанесение на контурную карту водопадов: Анхель, Ниагара, Виктория, Игуасу.

2. Выполнение практической задания: дать характеристику реки по типовому плану (сначала индивидуальная работа по характеристике 1 реки, затем обсуждение в группах по 4 человека):

План характеристики реки

1.Название реки

2.На каком материке находится

3.Местонахождение, устье, исток

4.Равнинная / горная

5.Притоки (левый / правый)

6. К бассейну какого океана относиться.

3.Работа с картой мира / России. Нанесение на контурную карту рек: 1. Мира: Нил, Амазонка, Конго, Миссисипи, Инд, Ганг, Днепр, Хуанхе, Янцзы

2.России: Волга, Енисей, Обь, Лена, Ангара, Ока, Кама, Иртыш, Амур, Дон.


Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Знакомятся с заданием и выполняют задания на контурной карте.

Дают характеристику реки по типовому плану.


Все учащиеся наносят реки России и мира на контурную карту. Название рек на экране.

15

.

Этап обобщения и систематизации

1. Обеспечение формирования целостной системы ведущих знаний уч-ся.

2. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.  













10.контрольные задания по теме «Реки»

Работа в парах, выполнение задания: задание на экране

1.Изобразите схематически реку и ее части (для образца используйте рисунок 131 в учебнике.








2. Демонстрация ресурсов 10.

https://fcior.edu.ru/card/10854/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-pitanie-i-rezhim-rek-k2.ht

1.Знакомятся с заданием и выполняют задания в парах.

2. учащиеся отвечают на вопросы: что называется рекой?,

Какие крупные реки мира вам известны?,

Какие реки протекают в нашей местности?

Ответить на вопросы теста.

7

6.

Этап подведения итогов учебного занятия.

Подведение итогов учебного занятия  


Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся.  Учащимся розданы сигнальные карточки – смайлики.

Было интересно, всё понял

Было интересно, но разобрался с помощью учителя

Испытывал затруднения


Фиксируют выводы об усвоении материала с помощью сигнальных карт.







3

7.

Домашнее задание


Ответить на вопросы в конце параграфа. По желанию учащихся творческое задание:

Составить кроссворд «Реки мира»/

Эссе «Экскурсия по реке».

Учащиеся записывают д






Приложение к плану-конспекту урока

по теме « Реки»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Река

И

Гипертекст с иллюстрациями

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/c5dc8cf2-6f3d-608b-5461-5ae904e60240/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28

2.

Дельта

И

Гипертекст с иллюстрациями

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/4c3ec90b-b675-17df-d836-ddf54dc4b2c5/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-

3.

Каньон

И

Текст с иллюстрациями

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/192bd87b-a93e-b583-252a-0eac0f7f3ea9/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28

4.

Линия водопадов —

И

Текст с иллюстрациями

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/4411246b-a59c-00ad-1000-9f2bf40486df/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28

5.

Эстуарий

И

Текст с иллюстрациями

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/fa481df9-b622-3351-423b-ae4cf084ccd6/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28

6.

Истоки и устья рек

И

презентация

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/82ff3334-fbe9-4648-8666-3254cc9ece27/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28

7.

Ниагарский водопад

И

презентация

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/bf3540f6-94f2-4abf-be56-70f1b4da1c4f/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28

8.

Речная система Волги


И

презентация

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/6461fb9b-1662-4cad-976c-314aeae6df17/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28

9.

Речная система Дуная

И

презентация

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/94ee84e7-0974-452f-add3-db84e8f84240/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28

10.

Гидросфера — водная оболочка Земли. Реки. Питание и режим рек.

К

контрольные задания по теме «Реки»

https://fcior.edu.ru/card/10854/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-pitanie-i-rezhim-rek-k2.html




Свежие документы:  Конспект урока по географии "Наши моря" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: