Урок географии в 8 классе по теме
«География лесов России»
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления способов деятельности.
Цели урока по содержанию
Образовательные:
— базовый уровень: типы лесов, породы деревьев, особенности климата лесов России.
— повышенный уровень: особенности растительности, животного мира лесной зоны России. Своеобразие природы.
— углубленный уровень: факторы произрастания лесов
Развивающие:
— базовый уровень: установить влияние географического положения на типы лесов.
— повышенный уровень: объяснить смену типов лесов с севера на юг и с запада на восток.
-углубленный уровень: объяснить факторы размещения темнохвойных и светлохвойных лесов на территории России.
Воспитательные:
Развитие экологической культуры учащихся. Способствовать формированию географической культуры личности. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников через формирование информационно-коммуникативной компетентности.
Задачи урока:
Ученик будет иметь представление
о разнообразии растительного мира России — условии жизни и деятельности людей,
о морфологических особенностях ели, сосны, лиственницы и требовательности к условиям обитания.
Ученик будет знать и понимать термины: лесное сообщество, лесные территории России, типы лесов.
Ученик будет уметь:
— приводить примеры значения растительного мира в жизни людей;
-объяснять смену типов лесов с севера на юг и с запада на восток.
Технологии: уровневой дифференциации с элементами проблемного обучения; групповой и индивидуальной деятельности учащихся.
Средства обучения: физическая карта России, атлас « География России. Природа и население». Издательство М. Дрофа, 2008-2009гг, атлас Хакасии;
ИКТ: слайды по теме урока
Ход урока.
Содержание этапов урока. | Ресурсное обеспечение | |||||||||||||||||||||||||||
Организацион ный момент | Учитель проверяет готовность класса к уроку, создает ситуацию успеха. Учащиеся готовят рабочие места для урока, настраиваются на урок. | Мультимедий-ная установка, настенная карта, оформление классной доски, тетради | ||||||||||||||||||||||||||
Актуализация. Мотивация | Посмотрите слайды, подумайте: – Как вы понимаете слова Б. Грызлова: «Необходимо помнить, что лес – не только наше богатство. Это достояние будущих поколений россиян?» – Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? — Почему так решили? | Просмотр и анализ слайдов презентации. Слайды №1-7 | ||||||||||||||||||||||||||
Целеполага ние | — На сегодняшнем уроке мы будем говорить о разнообразие растительного мира России и о лесных сообществах, о лесных территориях России и типах лесов. -В чём причина разнообразия лесов на территории России? -Можно ли считать, что живая природа России имеет всемирную значимость?
Учащиеся дают ответы на эти вопросы в период закрепления знаний (в конце урока) Учащиеся определяют цели урока, способы деятельности, уровни выполнения заданий. | На доске «Вы узнаете»: типы лесов, породы деревьев, особенности климата лесов России; факторы произрастания лесов
| ||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала (блок 1) | 1. Просмотр слайдов презентации «Леса России». — Просмотрев слайды, назовите разные типы лесов по составу образующих их пород деревьев. — Дайте характеристику географического положения лесных зон. 2. Сообщения учащихся о морфологических особенностях ели, сосны, лиственницы и требовательности к условиям обитания.
3.Используя карту атласа «Растительность», составьте таблицу «Типы лесов России».
Проверка задания. 4. Работа по таблице и карте атласа «Растительность». — Существует ли закономерность в смене типов лесов с севера на юг? — Чем она обусловливается? — Просматривается ли эта закономерность в Сибири так же, как и на Восточно-Европейской равнине? — Чем объяснить, что в Сибири граница лесов опускается далеко к югу по сравнению с европейской частью страны? 5. Работа по карте атласа Хакасии «Растительность». — Какие типы лесов в Хакасии? -Существует ли закономерность в смене типов лесов? -Чем она обусловливается? |
Презентация слайды № 7,8 | ||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление по теме | 1. На контурной карте нанести границы размещения и подписать типы лесов на территории России. 2. Взаимопроверка, исправление ошибок. 3. Домашнее задание на контурной карте. Подписать породы деревьев. Обозначить территории, которые можно отнести к обезлесенным. | Атласы Контурная карта | ||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала (блок 2) | 1. Составление комплексной характеристики каждого типа леса. темнохвойная тайга светлохвойная тайга смешанные леса широколиственные леса леса Хакасии Класс делится на 5 групп. Каждая группа даёт характеристику типа леса. План можно изменить. Примерный план: Тип леса. Географическое положение Особенности климата Тип почвы Растительность Животные Приспособления растений и животных к условиям обитания. Охраняемые территории 2. Работа по группам. Распределение вопросов по плану. Каждый ученик получает 1-2 задания. 3. Обмен информацией в группе и в классе. | атласы раздаточный материал. | ||||||||||||||||||||||||||
Закрепление знаний. | -В чём причина разнообразия лесов на территории России? -Можно ли считать, что живая природа России имеет всемирную значимость? |
| ||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Самоанализ выполненных способов деятельности, самопроверка. — Какие этапы урок вызвали затруднение? — Какие вопросы оказались самыми сложными? — Какие вопросы заинтересовали? — Какие темы вы хотите изучить дополнительно? — Выполнены ли цели и задачи урока? |
| ||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | 1. Выполнить задание на контурной карте (см. выше) 2.Дифференцированное задание Составить кроссворд “Растения и животные лесов России” Сделать компьютерную презентацию на тему “Леса России” | Дневник
| ||||||||||||||||||||||||||
Постановка новых задач | Мотивируют учащихся на изучение материала следующего урока.
Вы подумайте, почему уничтожая лес, можно уничтожить человечество? |
|