Дата: 15.03.13
Урок в системе/разделе:
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: Центральный район
Цели:
Рассмотреть состав Центрального района; Географическое положение, историю развития, природные условия и ресурсы.
Познакомиться с планом характеристики района.
Воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.
Развивать умения работы с картой и атласом, учебником.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Методы: проблемные, частично-поисковые, репродуктивные
Ход урока:
Цель: организация детей на активную работу |
| |||
| Цель: организовать детей на активную работу, вспомнить районирование России. |
| ||
— Сколько районов в Росси вы знаете? — Перечислите их? — А как вы думаете, что такое центр? — Центр — точка равноудалённая от границы. Где же находится центр России? (находится в Восточной Сибири) Центральная Россия ассоциируется со столицей Москва. Независимо от географического положения столицы территория называется центральной. С переездом в Москву 1326г. митрополита главы русской православной церкви столица стала и главным религиозным центром. Москва — торгово-промышленный центр, культурный, политический, транспортный. ЭГП — положения объекта по отношению к другим объектам экономического значения на экономической карте. ПГП — положения объекта по отношению к другим объектам политического значения на политической карте. Именно поэтому темой нашего сегодняшнего урока будет: «Центральный район». В соответствии с темой давайте попробуем выдвинуть цели нашего урока. | ||||
| Цель: 1. Рассмотреть состав Центрального района; Географическое положение, историю развития, природные условия и ресурсы. |
| ||
С Центральный районом мы с вами уже знакомы немного. Любой район мы будем рассматривать по определенному плану. Давайте попробуем его составить. Как вы думаете, что нужно указывать самым первым при рассмотрении любого района. (по мере высказывания учеников составляется на доске план характеристики района) План характеристики района:
Итак, мы с вами начинаем рассматривать первый наш район. Состав. -Давайте вспомним с вами состав района. (показывают на карте) Откройте учебник на странице 219, рисунок 62. Какое положение на территории государства имеет данный район. Для того чтобы определить экономическое окружение воспользуемся атласом. С какими государствами граничит данный район? Украина -Давайте определим положительно ли это влияние? Какие отношения на сегодняшний момент у России с Украиной? -Определите с какими другими районами России граничит Центральный район? Европейский Север, Центрально-Черноземный район, Поволжье. — Давайте оценим данное соседство, положительно ли оно или отрицательно, почему? — Для того чтобы определить транспортные магистрали, давайте вспомним что такое транспорт? Какие виды транспорта вы знаете? Как вы думаете какие виды транспорта развиты в данном районе? Для того чтобы рассмотреть данный вопрос, давайте воспользуемся учебником на странице 218-219. Найдите в тексте учебника основные транспортные магистрали. Время работы 4 минуты. Следующий пункт нашего плана – природные условия. — Что такое природные условия? — Как вы считаете, что из этого является самым главным? Почему? Рельеф: восточно-европейская равнина Климат: умеренно-континентальный Что такое природные зоны? Какие природные зоны вы знаете? Всю территорию Центрального района разделили по природным зонам на 3 части. Правобережье, междуречье, левобережье. Для того чтобы познакомиться с данными районами давайте заполним таблицу:
| ||||
|
|
| ||
Для того чтобы закрепить пройденный материал выполним работу в контурной карте страница , задание | ||||
|
|
| ||