Урок — обобщение по теме: «Страны Зарубежной Европы»
Цель урока: обобщать и систематизировать, углубить теоретические знания по теме, развивать познавательную самостоятельность, творческие способности, воспитывать основы географической культуры и мировоззрения.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Учебно-воспитательные задачи:
Развить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Страны Зарубежной Европы»,
Формировать умения работать с различными источниками информации;
Развивать познавательную активность учащихся на уроке географии;
Способствовать воспитанию творческого отношения к учебному труду.
Определить умение работать с картами;
Воспитывать чувство прекрасного, уважения к традициям и обычаям разных стран
Развивающие задачи:
Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность;
Формировать навыки коллективной работы;
Продолжить формирование у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности.
Методы и приемы работы:
Практические, тестовые и творческие задания в группах и индивидуально.
Опережающее задание: практическое применение полученных знаний при выполнении слайдовой презентации по теме.
Оформление:
Политическая карта мира;
Таблицы.
Слайдовые презентации
Ход урока
Организационный момент:
Друзья мои! Я очень рада!
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений —
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу…
Я рада приветствовать гостей и счастлива, видеть сияющие лица учеников”
Пусть я волнуюсь, для меня
Урок всегда дается с бою.
Взгляните, дети, на меня,
Я поведу вас за собою!
Эпиграфом к теме урока являются слова
Привычка странствовать по картам,
видеть в своём воображении разные места
помогает правильно увидеть их в действительности
К. Паустовский
А тема нашего урока – обобщения «Страны Зарубежной Европы». Как вы думаете, а какие цели мы должны поставить на сегодняшний урок? (ответы учащихся)
Наши мнения совпадают. Действительно, мы будем развивать и обобщать знания по данной теме, закрепим умения работать с картами атласа, различными источниками информации, с текстом, ваше умение работать индивидуально и в группе:
1. Вступительное слово учителя.
Зарубежная Европа – самый небольшой по территории регион мира, занимает территорию в 5,4 млн. км2 с населением немногим более 500 млн. человек, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. Здесь расположено около 40 суверенных государств. Зарубежная Европа один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции.
Страны Зарубежной Европы производят 50% промышленной продукции мирового хозяйства. Регион занимает 1 место по машиностроению, 2 место по производству продукции химической промышленности. Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает одно из ведущих мест в мировом хозяйстве по размерам промышленности и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма. —
-Назовите и покажите на карте мира страны Зарубежной Европы, которые определяют экономическую мощь региона в первую очередь – страны
« Большой Семерки». (4 государства- Великобритания, Франция, Италия, Германия)
Учащиеся класса делятся на 4 группы по тематическим картинкам.
Каждый учащийся получает индивидуальную карту, в которой выполняются задания.
В каждой группе работает наблюдатель, который фиксирует работу участников группы (использует лист наблюдений).
Вопрос-ответ – “Галопом по Европе”
Родина Олимпийских игр и марафонского бега (Греция).
“Молочная ферма” Европы (Швейцария).
“Стальное герцогство” (Люксембург).
Производитель почтовых марок и фешенебельный курорт, игорный рай (Монако).
В 1990 году эта страна увеличила свою площадь на 108 тыс. кв. км, а население на 17 млн. человек (Германия).
Страна тюльпанов (Нидерланды).
Страна банкир (Швейцария).
Государство – теократическая монархия (Ватикан).
Страна, непрерывно воюющая с морем (Нидерланды).
Страна розового масла (Болгария).
“Лесной цех” Европы (Финляндия).
“Бывшая мастерская мира” (Великобритания).
Страна, большая часть которой находится на полуострове, а столица на острове (Дания-Копенгаген).
В стране работает фабрика “Кох и Нор”,-выпускающая 1 млн. карандашей в день (Чехия).
Страна – родина паровозов и метрополитена (Великобритания).
Страна 80 тысяч озёр (Финляндия).
Древнее название Греции (Эллада).
Как звали Колумба. Откуда он? (Христофор, Испания).
1 задание. Определить страну по описанию
1. Эта страна опережает все страны Европы по запасам гидроэнергии. Занимает ведущее место капиталистическом мире по выплавке алюминия, никеля, ферросплавов, кобальта. Большое значение для хозяйства имеет открытие нефтегазового месторождения в море, омывающем её берега. Здесь живут судостроители и мореходы, рыболовы и путешественники.
2. Одна из развитых стран Западной Европы, по европейским меркам богата разнообразными природными ресурсами, её роль заметна в производстве и экспорте автомобилей, авиационно-ракетной техники, парфюмерно-косметической продукции, вина и сыра.
3. Страна, давшая миру известных мореплавателей и путешественников, писателей и художников. Щедра земля этой страны: здесь зреют Финикии виноград, маслины и апельсины, пшеница и табак, миндаль и лесной орех. Лицо страны — суда, автомобили, химикаты, текстиль, обувь, вина, цитрусовые, цветные металлы, оливковое масло. Значительную прибыль даёт иностранный туризм.
4. Это высокоразвитое индустриальное государство широко известно в современном мире своей банковской, страховой и другой коммерческой деятельностью. Страна расположена на самом обширном из европейском архипелагах.
2 задание.
На доске группы стран:
1. 2. 3.
Норвегия 1.Германия 1.Испания
Финляндия 2.Италия 2.Германия
Швеция 3.Испания 3. Италия
4. 5. 6.
Италия 1. Венгрия 1. Германия
Греция 2. Дания 2. Австрия
Ирландия 3. Румыния 3. Чехия
7.
Албания
Швейцария
Австрия
Выслушав утверждение, поднять номер той страны, которая, по вашему мнению, не относится к данному утверждению.
Я утверждаю, что все три страны находятся на одном полуострове и являются конституционными монархиями. (Поднять нужно цифру “2”, т.к. Финляндия)
Все три страны являются морскими державами Средиземного моря. (1 — Германия)
Все три страны входят в состав “большой семерки”. (1 — Испания)
Все три страны являются полуостровными государствами. (3 – Ирландия)
Столицы всех трех государств начинаются на букву “Б”. (2 – Дания)
Через все эти страну протекает река Дунай. (1 — Германия)
Все эти страны не имеют выхода к морю. (1 — Албания)
Оценивание I и II задания: за правильный ответ группа, первая поднявшая карточку, получает балл.
3 задание.
Каждая группа получает листок с группами стран. Требуется определить принцип объединения в группу. Принципов может быть несколько, за это команды получают дополнительные жетоны.
Румыния, Венгрия, Чехия, Албания (новые демократические страны);
Франция, Великобритания, Германия, Италия (страны «Большой» семерки);
Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия (страны монархии, омываются Северным морем);
Швейцария, Венгрия, Словакия (страны, не имеющие выхода к морям, столицы этих государств начинаются на букву «Б»);
Андорра, Лихтенштейн, Сан-Марино, Монако (микрогосударства Европы).
Создать на постере образ Зарубежной Европы, который каждая группа защищает (вспомнить правила работы в группе).
4. Задание «Допиши словечко». Работу выполняют самостоятельно в индивидуальной карте.
Перед вами в индивидуальной карте вы видите предложения, в которых пропущены слова. Вам необходимо заполнить эти пробелы, используя слова для справок, приведенные ниже. Кто быстрее и правильнее справится с заданием, получит балл за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов – 6.
1.В самой многонаселенной стране ___________ есть школы для двоечников.
2. За нарушение дисциплины, на самом большом острове _____ учащиеся переписывают страницы из учебника.
3.На самом большом полуострове __________ находится самое большое озеро ______________.
4. В стране __________ живут самые упитанные люди.
Ответ: Германия, Великобритания, Скандинавский, Венерн, Греция.
6 задание. Выполняем тест индивидуально. проверка по ключу.
Тестирование.
1.Какая страна не принадлежит к региону Северная Европа?
а) Великобритания; б) Исландия; в) Швеция; г) Дания; д) Финляндия
2. Какие государства исчезли с политической карты Европы?
а) Австрия
б) Чехословакия
в) ГДР
г) Польша
3. Выберите варианты, где верно указаны страны, в которых находятся данные агломерации:
а) Миланская – Франция;
б) Лионская – Италия;
в) Рурская – Германия
г) Лондонская — Великобритания
4. Назовите страну Северной Европы, которая поставляет на мировой рынок высококачественную руду:
а) Ирландия
б) Швеция
в) Финляндия
5. Для какой из перечисленных стран характерно субтропическое земледелие, выращивание цитрусовых, винограда, оливковых деревьев?
а) Италия
б) Франция
в) Великобритания
г) Германия
6. Какая из перечисленных стран по производству автомобилей уступает только Японии и США?
а) Великобритания
б) Италия
в) Франция
г) Германия
7. Издавна эту страну называют законодательницей мод, хотя в географическом разделении труда она выступает как поставщик автомобилей, синтетического каучука, сложной электронной продукции. Назовите страну.
Ключ:1-а; 2 –б, в; 3 – в, г; 4 –б; 5 –а, б; 6 –г, 7 – Франция.
7 задание. «Синквейн».
Вам предстоит составить синквейн по теме «Страны зарубежной Европы», по любому из объектов. Синквейн — своеобразное подведение итогов по теме, маленькое стихотворение, имеющее следующую структуру
Существительное
Прилагательное Прилагательное
Глагол Глагол Глагол
Существительное
Н-р: Европа
Древняя и юная
Привлекает, знакомит, воодушевляет
Рай для туристов
Итак, приступим. Синквейн запишите на белых листах бумаги и готовый расположите на доске. 1 балл за каждый.
Подведение итогов работы, подсчитываем баллы и в соответствии с критериями выставляем себе оценку.
Оценка своей работы на уроке. Прикрепить стикер на слайде.
Оценить свой вклад в достижении цели урока.
Оценка | |
Понял, но не могу применить. | |
Понял, могу применить, но объяснить другому не могу | |
Понял, могу применить и объяснить |