Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Нурлат Республики Татарстан
Урок по географии в 9 классе по теме: «Металлургический комплекс. Черная металлургия России »
подготовила учитель географии
Мухарметова Наталья Владимировна
г.Нурлат 2011
Цели урока:
1. Изучить структуру и значение металлургии, определить факторы размещения металлургического комплекса, дать понятия «комбинат», «металлургическая база». Составить характеристику металлургических баз России.
2. Продолжить формирование положительного отношения к предмету. Воспитание патриотических чувств и подготовка учащихся к активному созидательному труду на благо Родины. Воспитание сотворчества, взаимопомощи, конструктивного взаимодействия.
3. Развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное во время работы с географическими картами.
4. Развивать умения воспринимать словесную и наглядную информацию, развивать познавательный интерес к работе с географическими картами, развивать устную речь.
Оборудование: карта «Металлургия», коллекция «Чёрная металлургия», атласы.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Тест по теме «Топливно-энергетический комплекс»:
1. Электростанции, объединённые линиями электропередачи, образуют…(энергосистему)
2. К неисчерпаемым источникам энергии относятся:
а) нефть; б) энергия Солнца;
в) природный газ; г) энергия ветра;
3. На этой электростанции вырабатывают электроэнергию и тепло:
а) ТЭС; б) ГЭС;
в) ТЭЦ; г) АЭС.
4. Наибольшая доля электроэнергии вырабатывается на:
а) ТЭС; б) ГЭС; в) АЭС.
5. Укажите город-центр Печорского угольного бассейна:
а) Ухта; б) Сыктывкар;
в) Воркута; г) Нарьян-Мар.
6. АЭС на Урале называется:
а) Обнинская; б) Белоярская;
в) Билибинская; г) Балаковская.
7. Самая дешёвая энергия производится на:
а) АЭС; б) ТЭС; в) ГЭС.
8. Экологически самый чистый вид топлива:
а) торф; б) газ;
в) уголь; г) дрова.
Ответы: 1-энергосистема; 2-Б, В; 3-В; 4-А; 5-В; 6-Б; 7-Б; 8-А.
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово учителя. Без металла не может развиваться экономика России. Такие отрасли, как автомобилестроение, военное производство, судостроение, строительство и другие отрасли не могут обходиться без стали. Технологическая цепочка чёрной металлургии выглядит следующим образом:
— добыча железной руды (в карьерах) — обогащение руды ( горнообогатительные комбинаты) — плавка чугуна (в доменных печах) — плавка стали (в сталеплавильных печах) — производство проката (листы, рельсы, уголки, трубы и др.).
Собственно основа чёрной металлургии- это три цеха (производства). Если все три производства присутствуют на предприятии, то это завод полного цикла.
Работа с картой:
— Найдите на карте атласа «Металлургия» заводы полного цикла. Где они расположены?
Ответы учащихся: Нижний Тагил, Магнитогорск, Липецк, Череповец, Новотроицк- большей частью у месторождений руды на Урале и в районе КМА.
Основная часть металла производится на металлургических комбинатах.
Запись в тетрадь.
Комбинат-это предприятия, на которых кроме металлургического производства имеются производства других отраслей, связанных с основным технологически и экономически.
1. Где строят металлургические предприятия?
Отвечая на вопрос, учащиеся приходят к выводу о том, что при размещении металлургических предприятий учитывают следующие факторы: сырьевой, энергетический, водный, транспортный, трудовой, наличие потребителя. Ребята сами приходят к выводу, что в России металлургические предприятия размещены неравномерно.
4. Что называют металлургической базой?
Используя имеющиеся знания, учащиеся дают определение, что основной металлургической базой называют группу предприятий, использующих общие рудные и топливные ресурсы и обеспечивающих потребности страны в металле. В России выделяют три основные металлургические базы:
Уральская;
Центральная;
Сибирская.
IV. Работа в группах.
Задание группам.
I группа— пользуясь картами атласа и учебником, дайте характеристику Уральской металлургической базы. Назовите крупнейшие комбинаты, откуда поступает сырье, определите проблемы и перспективы развития.
II группа— Центральная металлургическая база.
III группа— Сибирская металлургическая база.
IV группа— объясните и обоснуйте необходимость создания новой базы на Дальнем Востоке, выберите оптимальный район строительства.
Пока работают группы, провожу индивидуальную работу со слабыми учащимися, объединив их в одну группу, выясняю, что они не усвоили.
Вновь проговариваем те вопросы, на которые они не могут ответить.
Отчеты групп.
Ребята выходят к доске, находят на карте крупные предприятия, объясняют, почему они здесь созданы, откуда поступает сырье, где используется металл.
I Уральская металлургическая база прошла трехвековой путь развития. За всю историю уральской металлургии было построено более 200 металлургических заводов. Главным фактором размещения является сырьевой: Уральские горы богаты железной рудой. На Урале находятся 4 металлургических гиганта: Нижнетагильский комбинат, Челябинский, Магнитогорский, Новотроицкий. Используют уголь Кузбасса.
Проблемы: не хватает электроэнергии, железная руда поступает с Казахстана, т.к. свои месторождения истощены, сложная экологическая обстановка.
II. Центральная металлургическая база-создается на железных рудах КМА и Кольско-Карельского района, больших запасах металлолома. Коксующийся уголь Печорского бассейна не покрывает потребности и поэтому используется уголь Кузбасса и Донбасса. Центры-Череповец, Липецк, Старый Оскол.
III. Сибирская металлургическая база- в ее составе выделяют районы:
А) Южно-Сибирский- развивается на угле Кузнецкого бассейна и месторождениях железной руды Приангарья и Горной Шории. Это крупнейший производитель алюминия из местного (Ачинского) и уральского глинозема. Центры- Братск, Красноярск, Саяногорск, Шелехово.
Б) Северо- Сибирский- развивается на разработке богатейших залежей медно-никелевых руд (Норильск). Часть перерабатывается на месте, а часть- на предприятиях Кольского полуострова и Красноярска.
IV. Дальневосточная- планируется в Южной Якутии, где есть близость высококачественных железных руд (Таежное) и коксующихся углей (Южно- Якутский бассейн). Центры- Нерюнгри, Чульман. Благоприятные факторы: наличие угля и руды, отсутствие металлургических комбинатов в регионе, возможная ориентация на экспорт. Отрицательные факторы: неосвоенность района, отсутствие трудовых ресурсов.
V. Подведение итогов урока. Краткий анализ работы групп. Выставление отметок.
VI. Домашнее задание стр. 131-135,вопросы стр. 138.
Список используемой литературы:
А.И.Алексеев, В.В.Николькина. География: население и хозяйство России, 9 класс, М., Просвещение, 2006.
В.П.Дронов, В.Я.Ром. География: население и хозяйство России, 9 класс, М., Дрофа,2010.
Е.А.Жижина, методическое пособие для учителя. М., Дрофа, 2006.