МОУ Весьегонская средняя общеобразовательная школа
Урок по теме: География транспорта РФ
Учитель географии Ершова С.С.
Весьегонск 2013
ЦЕЛЬ: Выявить и объяснить различия в густоте путей сообщения по стране.
Задачи: 1. Дать определению понятию «густота путей сообщения»
2. Сравнить густоту дорог по регионам.
3. Назвать причины определяющие показатель густоты.
4. Выявить влияние разных видов транспорта на окружающую среду.
Используемое оборудование: 1. Интерактивная карта «Транспорт России».
2. Учебники и атласы.
3. Статистические таблицы.
Данный урок является вторым в теме «Транспорт России» и заключительным в разделе «География межотраслевых комплексов».
Ход урока. Организационный момент.
На столах распечатки с темой и целью урока. Учащиеся озвучивают цель, дают своё определение понятию «густота транспортных магистралей». Учитель конкретизирует задачи на урок.
1) Используя представленные на экране фрагменты карты – назовите фактор размещения данных промышленных предприятий. ( Приложение 1). Определяющим фактором является – транспортный фактор.
Сопоставьте две карты РФ — «Транспорт» и «Плотность населения», сделайте вывод. — Основные направления транспортных магистралей соответствуют размещению населения.
Визуально выделите и назовите территории с максимальной и минимальной густотой транспортных путей.
— Центр, юго-запад, Поволжье, Урал – высокая густота, Сибирь, Дальний Восток минимальная.
4) Используя интерактивную карту учитель «удаляет» по очереди ж/д и автодороги.
— Какой вывод – дороги параллельны. Почему? – Разные виды грузов — разные виды транспорта.
5) Используя карту «Транспорт» определите, какими видами в основном могут пользоваться ваши ровесники в Якутии, Красноярском крае? – водный и воздушный, на юге ж/д.
6) Класс делится на две группы (по усмотрению учителя):
Первая, используя статистическую таблицу, определяет густоту ж/д в предложенных субъектах, сравнивает показатели и называет причины.
Площадь территории тыс. км2 | Эксплуатационная длина ж/д общего пользования, км (2010год) | |
Омская область | 141 | 752 |
Республика Хакасия | 62 | 667 |
— Расчёт ведётся по формуле — длину: на площадь (формулу выводят самостоятельно).
-факторы: размер территории, длина дорог.
Дайте определение понятию «густота дорог» на основе сделанной работы. Это соотношение длины путей сообщения к площади территории.
На работу выделяется около 10 мин., затем устный ответ у доски. Класс записывает в тетрадях определение и факторы густоты дорог.
Что могут испытывать жители Омской области? ( Высокая загруженность путей и их быстрый износ.)
Вторая группа, используя знания предшествующих занятий, называет степень влияния видов транспорта на окружающую среду по предложенной схеме: ++ — сильное, + слабое, 0 отсутствие влияния.
ж/д | автомобильный | водный | электронный | Трубопроводный | |
Загрязнение атмосферы выхлопными газами |
|
|
|
|
|
Загрязнение водных объектов |
|
|
|
|
|
Степень влияния на рельеф |
|
|
|
|
|
Устный ответ у доски. Называется степень влияния и определяется самый «опасный» вид транспорта.
Двое учащихся представляют практическую работу «Индекс связанность ж/д сети в Центрально-Чернозёмном и Северном экономическом районах». Работа выполнялась на дополнительных занятиях по предмету. Основная задача работы: расширить представление о характеристике транспортных сетей путём формирования понятия «уровень связанности транспортной сети». Работа представлена в виде презентации по программе PowerPoint. (Приложение 2).
Сформулируйте и назовите основные выводы (сначала письменно):
— Размещение транспортной сети соответствует размещению населения.
— Факторы густоты: плотность населения, длина путей, площадь территории.
-Регионы РФ различаются по густоте путей сообщения.
— В европейской части РФ степень густоты высокая, в азиатской низкая.
— Максимальная густота в столичном регионе («Все дороги ведут в Москву)
— Транспорт оказывает влияние на окружающую среду.
Домашнее задание: используя параграф учебника, карты атласа и дополнительные источники дайте характеристику понятию «Транспортный узел».
Практическая работа (Приложение 2) «Знакомство с характеристиками уровня развития транспортных сетей».
Задачи: 1. Познакомится с понятием «уровень связанности транспортной сети».
2. Выяснить, как влияет сложность конфигурации транспортной сети на развитие хозяйства района и жизнь населения.
Порядок работы: 1. Вычертить упрощённые графические схемы основных ж-д районов.
2. Дороги – прямые линии, места их пересечения с границами района и друг с другом – точки. Точки – это вершины, дроги – рёбра.
3. Определить и сравнить индекс связанности дорог по формуле:
Ис = Чв / Чр, где Ис – индекс связанности, Чв – число вершин, Чр – число рёбер.
4. Оценить полученные результаты, если Ис меньше 1- сеть слабо связана, Ис равен 1 сеть имеет один связанный контур, Ис больше 1 –сеть сложная. (Вариант выполнения – Приложение 2.)
Используемая литература: 1. География России: Учеб. для 8-9 кл./Под. Ред.А.И. Алексеева: кН.2 Хозяйство и географические районы.-М.:Дрофа,2002.
2.Ром В.Я., Дронов В.П. Школьный практикум. География России: Население и хозяйство. 9 кл.-М.:Дрофа,1999.