Тема: «Проблемное обучение в преподавании географии»
Выполнил учитель географии МОУ СОШ № 41 г.Твери
Гончаров А.Ф.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….………3
1.Что такое проблемное обучение……………………………………….….4- 5
2.Психолого–педагогические особенности проблемного обучения..….5- 6
3.Соподчинентность основных понятий проблемного обучения………6- 7
4.Значимость учебных проблем для учащихся…………………………..…. 8
5.Роль Учителя географии в проблемном обучении………………..…..……9
6.Ограничения и преимущества использования проблемного обучения………………………………………………………………………..9-10
7.Проблемное обучение в методике географии……………………….…10-11
8.Основные этапы в решении географических проблем………….……11-15
9.Примеры проблемных заданий по географии……………………………..16
Заключение……………………………………………………………………..17-18
Приложение (схемы-таблицы)……………………………………………………………18
Использованная и рекомендуемая литература…………………..…………19
Введение
В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО по разработке вопросов образования для 21 века провозглашается главная цель этого образования-научить людей самостоятельно приобретать знания.
Современное общество переживает кардинальные изменения в отношении к образованию.
Люди, способные к развитию, к принятию нестандартных решений, поистине важнейший капитал современного общества.
В настоящее время во всем мире осуществляется переход от школы памяти, основанной на механическом запоминании получаемой информации, на отработке умения определенных действий, к школе освоения способов мышления.
Исходя из этого, главная цель педагогической деятельности – формирование и развитие личности ребенка, который должен не только иметь определенную сумму знаний, но и обладать способностью их самостоятельно добывать и пополнять, самостоятельно действовать и принимать конкретные решения, прогнозировать результат.
Внедрение развивающего обучения потребует не только адаптации ученика к новой школе, не только психологической готовности детей к новым способам, но и кардинального изменения педагогической парадигмы- отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиля поведения педагога — таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.
Эффективность образовательного процесса , как уже подчеркивалось, в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных образовательных технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения.
Возникает необходимость внедрения новых образовательных технологий, в основе которых положены личностно-деятельный подход, критическое творческое мышление, умение разрабатывать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе.
Здесь учитель является организатором учебной деятельности учащегося организатором обстоятельств, в которых ученик, опираясь на все составленные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действий.
1.Что такое проблемное обучение
Образовательные технологии можно классифицировать на три группы:
— методологические образовательные технологии.
— Стратегические образовательные технологии.
— тактические образовательные технологии.
Осмысление учебного процесса должно проводиться на четырех уровнях:
— методологическом.
— теоретическом.
— методическом.
— технологическом.
К методологическим образовательным технологиям относится проблемное обучение – как метод развивающего обучения.
Проблемное обучение – это “тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая поисковая деятельность обучаемых с усвоением или готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом принципов целеполагания и проблемности”. Для этого вида обучения характерно, что знания и способы деятельности не даются в готовом виде, а являются в большей степени предметом поиска самими учащимися.
Учитель раскрывает возможные общие направления такого поиска, отмечает ложные пути, а учащиеся пытаются
Решить проблему с помощью эвристических подсказок учителя.
Процесс проблемного обучения восходит к методам системы Д.Дьюи – обучение через деление.
В 60-е годы ее вариант разработал Дж. Брунер.
В России этим занимались И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов.
Но в настоящее время нет единой теории проблемного обучения. Несмотря на разные точки зрения на проблемное обучение, общим является следующее: основными элементами проблемного обучения дидакты, как и психологи, считают создание проблемных ситуаций и решение проблемы.
Психологами доказано. Что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на ее разрешение.
Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения. Явно или смутно осознанно субъектом, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий — деятельности.
Возникновение проблемной ситуации означает, что в процессе деятельности ученик натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное.
Если в ходе анализа проблемной ситуации человек осознает тот ее элемент, который вызвал затруднение. И принимает его к решению на основе имеющихся у него знаний и умений, проблемная ситуация перерастает в проблему.
Таким образом, проблема представляет собой проблемную ситуацию, осознанную и принятую субъектом к решению.
Следует иметь в виду. Что не всякая проблемная ситуация становится проблемой (хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию)
2.Психолого-педогогические особенности проблемного обучения.
М.И.Махмутов проблемную ситуацию определяет как “ психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми способами и должен найти новый способ действий ”
Таким образом, главный элемент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия.
Но не всякая проблемная ситуация неизбежно побуждает мышление. Мышление не возникает, если у субъекта нет потребности в разрешении проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска.
“В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент, который вызвал затруднение. Таким элементом считается проблема” (М.И.Махмутов)
Проблему можно рассматривать и дидактическую категории.
Дидактическая категория”Проблема возникший и поставленный перед субъектом вопрос, ответ на который заранее неизвестен и подлежит творческому поиску , для осуществления которого у человека имеются исходные средства, пригодные для поиска ”(И.Я.Лернер)
Проблемная ситуация – ситуация, характеризующая определение психологического состояния субъекта, возникающего в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете.
Психологи и педагоги считают, что не трудность как таковая есть проблема, а то, что в этой трудности должен быть обнаружен источник проблемы. Таким источником является противоречие.
В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания. Они имеют одно общее: в их содержании заложены потенциальные возможности для возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения.
В проблемном обучении важную роль играют следующие психологические условия:
Во-первых – создание проблемных ситуаций обуславливает познавательную мотивацию по отношению к подлежащему условию материалу, что активизирует поисковую деятельность учащихся.
Во-вторых, — усвоение материала в ходе деятельности по решению проблемных задач происходит во многом как ” открытие ”, совершаемое обучаемым через самостоятельный поиск.
В-третьих, сама деятельность организуется с максимальным использованием имеющихся знаний.
3.Соподчинентность основных понятий проблемного обучения.
Проблемное обучение можно осуществлять разными методами:
— объяснительно – иллюстративным, в основе которого информирование, просвещение учащихся и организация их продуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков. Но в этом методе происходит доминирование обучения над учением. Происходит торможение творческих способностей школьников, блокируется активность и самостоятельность, возникает неверие в собственные силы.
Наиболее эффективным являются частично-поисковый и исследовательский методы общения. Учащиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде от учителя.
В учебно-поисковом ( частично-поисковом) методе идет постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения;
— поиск фактов для лучшего понимания проблемы, возможностей ее решения.
— поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке.
Соподчиненность основных понятий проблемного обучения представлены в схеме. ( см. схему 1 )
Из схемы видно, что сущность проблемного обучения составляют два понятия ” проблемная ситуация ” и “ проблема”.
Характерным признаком проблемного подхода является самостоятельная познавательная деятельность учащихся.
Ориентиром для современного учебного процесса является не только формирований новых, но и перестройка имеющихся знаний.
Необходимо всеми средствами стимулировать познавательную деятельность учащихся, используя различные виды учебного диалога, опору на воображение, использование аналогий и метафор и т.д.
Более того , учителю приходится заведомо мириться с тем, что результат самостоятельных ” открытий ” учащихся могут оказаться явно неполными, концептуально “ недостроенными ”. Но преждевременное предъявление “ правильных представлений ” приводит к тому, что учащиеся оказываются не способны применять эти представления, работать с ними.
Современные психолого-педагогические исследования намечают некоторые ориентиры для того, каким образом работать с имеющимися и переходить к формированию новых представлений в ходе учебного процесса. Эти ориентиры можно представить в виде совокупности следующих психолого-дидактических требований.
Требования к содержанию.
У учащихся должно возникнуть чувство неудовлетворенности имеющими представлениями.
Новые представления ( понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представили их содержания.
Новые представления должны быть правдоподобными в восприятии учащихся.
Новые понятия и представления должны быть плодотворными.
Требования к процессу.
Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.
Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.
Давать учащимся возможность исследовать свои предложения в свободной и ненапряженной обстановке.
Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений и ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.
Дж. Дьюи наметил опорные этапы проблемного мышления – от постановки проблемы и сбора данных до выражения гипотезы и ее проверки.
Проблема должна соответствовать потребностям и интересам группы учащихся.
Учащиеся должны принимать участие в отборе учебных проблем и в разработке плана действий и способов их решения.
Выбранная проблема должна допускать выбор способов решения, активизируя тем самым механизмы принятия решения.
Выбранная проблема должна быть достаточно обычной и повторяющейся, чтобы оправдать усилие целого класса или большой группы учащихся.
Учебные проблемы должны быть достаточно серьезными, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса.
Проблема должна отвечать возрастным особенностям учащихся.
При выборе проблемы необходимо учитывать наличие необходимых материалов.
Проблемы, которые учащиеся считают настоящими, обычно выходят за рамки одного предмета.
При выборе проблемы необходимо учитывать предшествующую подготовку и опыт школьников. Учитель должен знать пробелы в знаниях своих учеников.
Проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих школьников. Учителю нужно лишь использовать любую возможность, любую подходящую ситуацию.
5.Учитель и реальное проблемное обучение
Выступая в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнёр, чем как источник готовых знаний и директив для учащихся.
В процессе подготовки учитель должен:
Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме.
Выполнять функцию координатора и партнёра, помогать, избегая директивных приёмов.
Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования.
Проявлять терпимость к ошибкам учеников. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
Организовать мероприятия для проведения полевых исследований или встреч с представителями общественности для сбора данных.
Предоставлять возможность для регулярных ответов и обмена мнениями в ходе классных обсуждений.
Заканчивать обсуждение в классе до появления признаков потери интереса к проблеме.
При сокращении мотивации разрешать отдельным учащимся продолжать работать над проблемой.
6. Ограничения и преимущества использования проблемного обучения в учебном процессе
Как отмечает А. М. Матюшкин: «подбор проблемных ситуаций определяется случайными фактами, происходит только лишь эмпирическим путём и представлен, в основном, творческой интуиции учителя.
В связи с этим есть ограничения использования проблемного обучения:
-построить всю дисциплину на обучении весьма сложно, это связано с полным пересмотром целей и содержания обучения.
-внедрение требует значительных затрат времени учителя на подготовку занятий, высокий уровень его профессионализма.
-использование проблемного обучения возможно при наличии должного уровня знаний у учащихся.
Но следует отметить и преимущества проблемного обучения:
-учит мыслить научно, раскрывая этапы поиска, развивает мыслительные способности.
-эмоционально, в силу чего повышается познавательный интерес, пробуждается творческие силы.
7. Проблемное обучение в методике географии.
Согласно положениям дидактики проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов: частично-поискового, или эвристического, проблемного изложения и исследовательского (о чем было сказано выше)
И. Я. Лернер считает, что в цепях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя эти умения постепенно.
Способами решения познавательных вопросов являются: (см. таблицу №3)
-нахождение причинно-следственных связей
-группировка фактов
-сравнение
-обобщение
Однако, понятие «познавательный вопрос» намного шире, чем понятие «проблемный вопрос».
Познавательный вопрос можно считать проблемным, если на его основе учителем на уроке будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведёт учащихся к получению новых знаний.
Для решения проблемы учащиеся используют следующие приёмы учебной деятельности:
-нахождение разрыва в связях
-выдвижение гипотезы
-пере формулировка требований вопроса
-применение общего положения гипотезы к отдельным примерам
-установление комплекса причинно-следственных связей
Постепенное овладение учащимися этими приёмами ведёт к формированию умения решать проблему (или проблемы).
8. Основные этапы в решении проблемы:
Осознание проблемы, вскрытие противоречия;
Формулирование гипотезы исходя из данных условий;
Доказательство гипотезы;
Общий вывод;
Пример: Учащимся предлагается рассмотреть карты и установить, — почему вода в бессточном озере чад пресная (вода его чуть солоноватая)
На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопрос, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Они знают, что сточные озёра, как правило, пресные, отсутствие стока ведёт к засолению озера.
Схематично противоречие выглядит так:
Причина Следствие
Отсутствие поверхностного стока Наличие солёной воды в озёрах
Наличие поверхностного стока Наличие перстной воды в озёрах
Отсутствие поверхностного стока ? Наличие слабосолёной почти пресной воды
Так учащиеся выявляют противоречие между сложившимися представлениями и новыми фактами.
2й этап) Разрешение противоречия происходят с помощью гипотезы. Она формулируется следующим образом — означает ответ на вопрос: Как осуществляется сток в озеро Чад?
3й этап) Доказательство гипотезы: Учащиеся вспоминают, как может осуществляться сток в озёрах, каким он может быть. Учащиеся знают, что сток бывает постоянный и временный, поверхностный и подземный. Постоянный поверхностный сток в озере Чад отсутствует. Значит, может быть или временный или поверхностный, или то и другое вместе. Учащиеся сопоставляют общее положение гипотезы о том, что сток озере Чад всё же существует
1)Сток в озере чад осуществляется под землёй.
2) Сток осуществляется по временным водостокам в период дождей.
Доказательства учащихся дополняется учителем. (сообщается мнение ученых)
IV – Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. (схема – таблица №2)
Суть каждого этапа решения проблемы (таблица)
Суть этапа | Прием учебной работы | |
| Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе. | Установление причинно-следственных связей, нахождение разрыва в связях. |
| Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа. | Выдвижение гипотезы. |
| Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения. | Обоснование гипотезы. |
| Обогащение ранее сформулированных причинно-следственных связей с новым содержанием. | Установление причинно-следственных связей. |
Для облегчения усвоения учащимися логики решения проблемных вопросов им предлагается следующая памятка:
На I этапе – следующие действия
-внимательно прочитать вопрос
— найти условие и требование вопроса
— определить, что дано в условии и что требуется найти
— вспомнить, что вы уже знаете об этом объекте или явлении
— какие причинно-следственные связи его объясняют
— сопоставить ранее полученные знания и новую информацию
— выявить на основании такого сопоставления противоречие, скрытое в вопросе
На II этапе
— высказать предположение о причинах возникновения явления или объекта
— сформулировать гипотезу
На III этапе
— надо поставить новый вопрос
— исходя из предложений, высказанных в гипотезе, ответить на этот вопрос
— по возможности проверить свой ответ
На IV этапе
Ответить на вопросы:
Какие новые знания вы получили?
Что вы узнали нового о причинно-следственных связях, объясняющих это явление или объект?
Содержание географических знаний по начальному курсу физической географии –(6 класс) отличается конкретностью изучаемых явлений и объектов. Поэтому при формировании знаний у шестиклассников необходимо широко опираться на изображение изучаемых явлений и объектов на картинах, слайдах, видеофильмах, фотографиях и т.д. Использовать житейские представления учащихся, краеведческий материал экскурсий.
Большинство знаний и умений формируется на первом и втором уровнях усвоения. Вместе с тем имеются условия для создания творческих, в том числе и проблемных, ситуаций.
Осознания учащимися вопроса как познавательной задачи или проблемы способствует целенаправленному восприятию ими нового материала, его самостоятельному анализу и выводам в ходе беседы с учителем, формированию умения применять ранее полученные знания для решения новых задач. При этом соотношения воспроизводящей и творческой познавательной деятельности зависит от степени новизны изучаемого материала, от сформированности у школьников умения работать с разными источниками знаний и .т.д.
Типы научных проблем, которые могут быть базой для составления проблемных заданий:
Изучение сфер Земли (и их частей) как компонентов географической оболочки (г.о.) (связи внутри сферы и между сферами)
Целостность ГО и ПТК
Расчлененность ГО на ПТК; классификация. Причины разнообразия ПТК.
Зональность ГО и азональность.
Виды и формы проявления связей, взаимодействие компонентов ГО и ПТК. Динамика в сферах; процессы; обмен веществ и энергии.
Рациональное использование компонентов и ПТК, преобразование, прогнозирование изменений.
Охрана компонентов и ПТК.
Совершенствование методов научных исследований. (таблица №4)
Задания, требующие применения методов исследования географической науки | Л. Задания, требующие практически всех этапов исследования. | ||||||||||
А. Исторический | Б. Сравнительный | В. Картографический | Г. Статистический | Д. Математический | Е. лабораторный | Ж.Аэровизуальный – космический | З.Наблюдение в природе | И.Комплекс методов | К. Новые методы | ||
I тип | |||||||||||
II | |||||||||||
III | |||||||||||
IV | |||||||||||
V | |||||||||||
VI | |||||||||||
VII | |||||||||||
VIII | |||||||||||
И т.д. Систему проблемных заданий можно считать полностью разработанной, если она включает задания: IА, 1Б, 1В, 1Г, 1Д, 1Е, 1Ж, 1З, 1И, 1К, 1Л IIА, IIБ, IIВ, IIГ, IIД, IIЕ, IIЖ, IIЗ, IIИ, IIК, IIЛ и т.д. (по числу проблем науки, выделенных по каждому курсу географии) (Смотри ж. География в школе №1 – 1979г., стр.32-39) |
При построении проблемных заданий целесообразно использовать таблицу. (По каждому курсу географии)
Задание (проблемные – проблемы).
Составьте рассказ «История песка, обнаруженного на берегу р.Волга» (VA) и т.д. по материалам экскурсии, использование физ.карты России и Тверской области. Идет рассказ, рассуждение, применение ранее полученных знаний и т.д.
Какие изменения возможны в той части литосферы, где происходят извержения вулканов?
Как извержение влияет на воздушную оболочку, на воды суши? (IH)
Чем отличаются процессы, изменяющие рельеф дна океана, от внешних процессов, которые изменяют рельеф суши? (VБ)
Используя карту полушарий, докажите, что воздушные массы с Индийского океана не могут дойти до нашей местности (Тверского края) и повлиять на погоду? (IВ)
В нашу местность пришла воздушная масса из Арктики. Какая погода при этом установилась? Как она изменилась через несколько дней? (V3)
Можно ли найти на земном шаре место, где нет природного комплекса? Объясните свой ответ. (IIH)
Для того, чтобы изменить природу любой местности (например, посадить лес или вырубить его, осушить болото, создать водохранилище и т.п.) надо хорошо изучить все компоненты ее природы. Объясните, почему. (VIN)
Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий. (см. таблицу)
9.Проблемные вопросы и задания. (6 класс)
Проблемные вопросы и задания | Место их постановки в учебном процессе | Деятельность учащихся | Логика решения проблемного вопроса или задания | |
Литосфера | 1.Как можно объяснить многообразие горных пород и минералов? | В процессе изучения темы «Породы, слагающие земную кору» учитель организует работу с образцами горн. Пород и минералов. Подводит уч-ся к самостоятельному выводу о разнообразии горных пород и формирует перед ним проблему. | 1.На основании работы с минералами приходят к выводу о разнообразии горных пород. 2.Осознают поставленный вопрос. 3.Под руководством учителя ищут причины, объясняющие многообразие горных пород, усваивают прием их классификации. | Многообразие горных пород и минералов. Условия их образования и изменения. Типы горных пород 1.Магматические 2.Осадочные 3.Метаморфические |
Гидросфера | Почему соленость мирового океана различна? | В процессе изучения темы «Свойства вод мирового океана»
| Целенаправленное восприятие нового материала, его самостоятельный анализ и выводы в ходе беседы. | Соленость вод мирового океана: 1.Какие причины влияют на соленость. 2.Какие природные явления ее уменьшают, какие – увеличивают? Вода какого из морей – Красного, Черного, Балтийского – будет более соленой, какая – более пресной. Объясните, почему. |
В таблице показано место задания или вопроса на уроке, раскрыты характер познавательной деятельности учащихся и логика решения проблемного вопроса или проблемы (проблемной ситуации).
Заключение
Задача современного обучение (и шире образование) состоит не просто в сообщении знаний, но в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира.
Обучение можно считать проблемным в том случае, если изучение научного знания о географических объектах и явлениях сопровождается показом способов, которыми оно получено, систематической постановкой вопроса – как получено новое задание.
Понимание проблемного обучение предполагает перестройку, как самого содержания предмета, так и методики формирования географических умений и навыков.
Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью.
Реализация проблемного подхода в обучении позволяет ставить ученикам в центр учебного процесса, что можно рассматривать как один из важнейших элементов нового педагогического подхода, нового взгляда на урок и весь учебный процесс в целом.
Проблемное обучение станет действительно эффективным средством развития мышления, если обучать учащихся логике решения проблем.
Схема 1
| |||||
| |
| |||
Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения ученика. |
| Проблема – это тот элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение.
| |||
|
|
|
|
|
| ||||
Проблемный вопрос |
| Проблемное задание |
| Проблемная задача |
| |||
|
|
|
Схема-таблица 2.
Этапы решения проблемы |
I |
Осознание проблемы. Обнаружение скрытого противоречия | Установление причинно-следственных связей; нахождение «разрыва» в ранее сформулированных причинно-следственных связях. | Приемы учебной работы |
II | Формулирование гипотезы | Выдвижение гипотезы | ||
III | Доказательство гипотезы | Обоснование гипотезы | ||
IV | Общий вывод | Установление причинно-следственных связей, их обогащение в ходе решения проблемы. |
Использованная и рекомендуемая литература.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.,2001.
Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. – Москва-Домодедово 2000.
Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. – М 2000.
Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – Москва. «Просвещение»1991.
Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. – Москва «Просвещение»1983.
Конаржевская Ю.А. Анализ урока. М. -2000.
Плахова Л.М. Как сделать хорошую школу?! (две части) Москва 2000.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Москва «Арена» 1994.
Лебедев В.С., Лескова Л.Н. Дифференцированный подход к обучению в процессе преподавания географии (методические рекомендации). Великий Новгород 1998.
Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе. Санкт-Петербург – Москва 2000.
11) Панчешникова Л.М. и др. Проблемные задания по географии – География в школе, 1979, №1