Урок по теме: «Русская равнина – природа, народны, их нравы и обычаи. Экологические проблемы»

Тема урока: «Русская равнина – природа, народны, их нравы и обычаи. Экологические проблемы».

Задачи урока:

— закрепить и систематизировать знания учащихся полученные при изучении Русской равнины;

— продолжить совершенствовать умения работать с полученными источниками информации и готовить сообщения, выступать перед аудиторией, делать выводы об особенностях жизни и хозяйственной деятельности народов Русской равнины, оценивать последствия этой деятельности;

— продолжить развитие нравственно-эстетического отношения к природе, показать красоту и неповторимость Русской равнины, её значение в духовной жизни народа.

Содержание:

1. Своеобразие природы Русской равнины.

2.Народы, населяющие Русскую равнину, их традиции, нравы, обычаи.

3. Экологические проблемы, пути их решения.

Оборудование:

Настенные карты Европейской части России(физическая карта), природные зоны России., атласы, контурные карты, подборка книг о природе Русской равнины, стенгазеты.

Подготовительный этап:

За две недели до урока в классе создаются группы (по 3-4 человека). Каждая группа получает опережающее задание по характеристике определённого промысла (Приложение №1). Это, прежде всего, работа по написанию рефератов, создание презентаций.


Ход урока.


На доске тема и план урока, таблица «Промыслы народов Русской равнины».


Название промысла.

Географическое положение.

Художественные особенности.

1

Хохломская роспись.



2

Русская игрушка:

А) Филимоновская

Б) Дымковская.



3

Палехская миниатюра



4

Жостовские подносы.




Звучит музыка Г. Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».

Учитель: Прозвучал фрагмент из музыкальных иллюстраций. Что вы почувствовали, при прослушивании этой музыки?

Действительно, в нём композитор Г. Свиридов при помощи музыки показывает нам величие, красоту и неповторимость Русской равнины.

Объявляется тема урока. Постановка задач урока.

1.Закрепить и обобщить знания о своеобразии природы и экологических проблемах Русской равнины.

2.Выявить особенности жизни и хозяйственной деятельности населения.

3. Раскрыть взаимосвязь объектов и явлений на примере Русской равнины.

Работать будем по следующему плану (план написан на доске) (Приложение №2).

1.Своеобразие природы.

индивидуальный опрос:

4 человека на первых партах работают по карточкам (тестовые задания) Время работы 7мин

Фронтальный опрос:

1. На каком основании Восточно-Европейская равнина объединена в единый природный район, в то время как её отдельные части различаются по рельефу. Климату, водам, почвенно-растительному покрову.

2. Докажите, что современный рельеф Русской равнины результат влияния как внешних, так и внутренних сил.

3. Объясните причины нарастания континентальности климата с северо-запада на юго-восток.

4.Почему больше озёр на северо-западе Русской равнины, а на юго-востоке их мало, и большинство из них солённые.

Свежие документы:  Контрольная работа по географии 7 класс

Цифровой географический диктант на контурных картах

На доске вы видите варианты ответов. Отметьте нужный объект цифрой на карте.

1 Возвышенность, на которой берут начало р. Волга, Западная Двина, Днепр.

2.Тметьте реку в устье, которая раньше имела название «Ра» — щедрая, «Итиль» — река рек. Современное название в переводе с финского, означает светлая, священная.

3. Горы на Кольском полуострове.

4. Озеро, на котором находится историко-архитектурный музей – Кижи.

5. Крупнейшее в мире месторождение железной руды.

6. Обозначьте реку в устье, которая образуется при слиянии р. Сухоны и р. Вычегды.

7. Это озеро – самый крупный, пресный водоём Европы. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна — Нева. У озера славная история. В годы Великой Отечественной войны по его льду проходила дорога жизни – единственная связь страны с осаждённым Ленинградом.

8. Возвышенность правобережья Волги, на которой на которой расположен г. Саратов.

9.Каменноугольный бассейн на севере Русской равнины.

10.Озеро, давшее название тракту в Покровске по которому в конце 18 возили соль.

Варианты ответов

1. Волга.

2. Валдайская возвышенность

3. о. Онежское

4. Курская магнитная аномалия

5. р. Северная Двина

6. о. Ладожское

7. о. Эльтон.

8. Печорский угольный бассейн

9. г. Хибины.

10.Приволжская возвышенность.


Наши консультанты проверят ваши работы, и результаты объявят в конце урока, но до этого мы попросим прикрепить шифры ответов на карту.


Природные зоны.

Совершим путешествие по природным зонам Русской равнины. Я даю краткую характеристику природной зоны, а вы называете её.


1.

И длится полгода там день

И мчится северный олень

И ночь там долгая, как век

Живёт там трудно человек.

Во мхах, болотах, мошкаре

кочует он по тишине.

2.

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога…


2. Эта природная зона занимает большую часть Саратовской области, преобладает травянистая растительность.

3. Тянется узкой полосой по северному побережью Каспия. Скудная растительность.


Учитель: А теперь покажите по карте природные зоны Русской равнины.

— Объясните, что мешает произрастанию лесов на юге и севере равнины.


Природа Русской равнины дорога нам как мир, вдохновлявший своей красотой Пушкина, Достоевского, Шишкина, Ломоносова, Лермонтова, Глинку, и многих других. Обратимся к творчеству поэтов и писателей, отразивших в своём творчестве природу Русской равнины.

Свежие документы:  Конспект урока по географии "Индийский океан" 7 класс

Ребята приводят выдержки из произведений писателей и поэтов Русской равнины.


2. Народы, населяющие Русскую равнину, их традиции, обычаи, нравы.


Мы изучили с вами своеобразие природы Русской равнины, но не задумывались ли вы над тем, как влияет природа на человека, его хозяйственную деятельность? Да, действительно, природа оказывает большое влияние на все сферы деятельности человека, в том числе и на одежду людей.

(Демонстрация национальных костюмов народов, проживающих на Русской равнине).


-Какими видами хозяйственной деятельности было в основном занято население?

Малая продолжительность летней рабочей поры и длительная зима на большей части Русской равнины способствовала развитию народных промыслов. Народные промыслы, иногда давали больше дохода, чем сельскохозяйственная деятельность. Познакомимся с некоторыми из них.


Защита творческих работ народных промыслов.

Во время знакомства с промыслами заполнить таблицу.

По окончанию – проверка таблиц.


3. Последствия хозяйственной деятельности населения


Человек, живя на Русской равнине, не только брал вдохновение, общаясь с природой, но и оказывал отрицательное влияние на неё. В результате на территории Русской равнины сформировались ареалы острых экологических ситуаций, и даже районы экологического бедствия.

Покажите районы «экологических бедствий по карте.

1.Калмыкия.

2.Среднее Поволжье и Прикамье.

3. Московский регион.

4.Кольский полуостров.


Качество природной среды Саратовской области. (Сообщение учащихся).


-О чём заставляет задумываться данное сообщение?

-Какие природоохранные мероприятия необходимо проводить?

4.Подведение итогов.

Слово представляется консультантам. Они проговаривают количество «5», «4», «3». Вывешиваются результаты работы.


Список класса

Количество правильных ответов.

Оценка






Учитель: Что на уроке вам понравилось больше всего?


Давайте ребята подведем итог нашего урока. Какой вывод из урока вы сделали для себя?


Учащиеся говорят о красоте и величие Русской равнины, о том, как велико ее влияние на различные виды деятельности человека, какая сложная экологическая ситуация сформировалась на многих её территориях, заставляет ещё раз задуматься, о необходимости природоохранных мероприятий.

Учитель подводит итоги, объявляет оценки за работу на уроке.

Д/з. Подготовить сообщение о традициях, нравах, обычаях народов Урала (опережающее задание).


Урок заканчивается музыкой Г. Свиридова.



Приложение №1

План характеристики народного промысла.

1. Время и место зарождения промысла, предпосылки его возникновения.

2. История развития промысла.

3. Художественные особенности промысла.

4. Мастера, прославившие промысел.

По данному заданию желательно создание презентации.


Приложение №2


План урока.


1.Своеобразие природы.

2. Народы, населяющие Русскую равнину, их традиции, обычаи, нравы.

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Строение Земли. Учение о литосферных плитах" 6 класс

3. Последствия хозяйственной деятельности населения




Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: