Урок в 9 классе. Тема «Природные ресурсы и хозяйство Поволжья».
Цель:
актуализировать понятие «хозяйство», охарактеризовать отраслевую и территориальную структуру хозяйства Поволжья, определить факторы развития и размещения отраслей специализации хозяйственного комплекса региона, выявить перспективы и проблемы развития хозяйства Поволжья;
развивать картографические навыки, познавательный интерес, современное географическое мышление учащихся, навыки самостоятельно-поисковой деятельности;
воспитывать бережное отношение учащихся к ресурсам земной коры, толерантное отношение к одноклассникам.
Оборудование: атласы, учебники, тетради, раздаточный материал, мультимедийное оборудование.
Ход урока:
I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся:
метод «Детектор лжи» 1. Волгоградская область имеет выход к Каспийскому морю — 2.Республика Калмыкия граничит с Е.Югом + 3.Саратовская область имеет выход к государственной границе с Казахстаном + 4.Пензенская область имеет выход к Волге — 5.Всемирное культурное наследие региона находится в Р.Татарстан (Казанский Кремль) + 6.Главные месторождения нефти Поволжья сосредоточены в Ульяновской области – (Татарстан, Самарская и Астраханская области) 7.Приволжская возвышенность протянулась вдоль левого берега Волги – (правый) 8.В Поволжье расположен г.Псков – (Северо-Запад) 9.Поволжье граничит с В-Вятским и Ц-Черноземным районами + 10.Устье Волги находится в пределах Р.Калмыкии – (Астраханская обл) 11.Самым северным субъектом Поволжья является Р.Татарстан + 12.Поволжье имеет выход к государственной границе с Украиной – (Е.Юг).
«Детектор лжи»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
УТВЕРЖДЕНИЕ НЕВЕРНО
УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНО
Метод «Пазлы» — собрать карту Поволжья (8 контуров – субъектов, входящих в состав Поволжья), подписать субъекты и их центры
Метод «Установи соответствие», объяснить причину такого размещения основных национальностей
1.татары – В А.Элиста, Кумо-Манычская впадина 2.немцы – Г Б.Астрахань, Волгоград, Саратов 3.калмыки – А В.Нижнекамск, Казань, Набережные Челны 4.казахи — Б Г.Энгельс, Маркс, Балаково
III. Мотивация учебно-познавательной деятельности:
Слайд № 1 — имя урока: Издалека долго течёт река Волга, течёт река Волга, конца и края нет. Среди хлебов спелых, среди снегов белых течёт моя Волга… (звучит песня Л.Зыкиной «Течет река Волга»)
Слайд № 2 — Извивается, меняет свое течение, свой облик река Волга, вместе с ней меняется облик Поволжья, население, его хозяйственная специализация… Кто догадался, какова тема урока?
IV. Целеполагание. Изучение нового материала.
Слайд № 3 — Тема урока «Природно-ресурсный потенциал и хозяйство Поволжья».
Скажите, ребята, а у вас есть цель в жизни? (Ответы учащихся). А у кого из Вас есть цель — быть независимым? А Вы знаете, что полная независимость возможна только при экономической независимости
Слайд № 4 — Бэкон Френсис. Как Вы думаете, какова цель нашего урока? (Ответы учащихся)
Слайд № 5 — Цель урока: охарактеризовать отраслевую и территориальную структуру хозяйства Поволжья, определить факторы развития и размещения отраслей специализации хозяйственного комплекса региона, выявить перспективы и проблемы развития хозяйства Поволжья.
Слайд № 6 — Материалы Российского статистического ежегодника.
Поволжье выработало около 100 млрд. кВт/ч. электроэнергии, занимая по этому показателю 5-е место в России после ЦР, В-СР, УР и З-СР.
Современные масштабы добычи нефти в районе колеблются в пределах 10 — 14% от уровня РФ. Сейчас в Республике Татарстан, Самарской области свыше 90% нефти добывается с применением различных эффективных методов поддержания пластового давления.
Поволжье — крупнейший в стране производитель автомобилей и др.продукции машиностроения.
На долю района пришлось 17,7% производства зерна, 19,4% семян подсолнечника, 13,5% овощей, 9,8% картофеля, 9,2% сахарной свеклы, 14,3% мяса, 13,7% молока, 12,9% яиц и 25,3% шерсти.
Проблемный вопрос: определите из материалов статистического ежегодника отрасли специализации Поволжья?
Учащиеся дают ответ: машиностроение, химия, энергетика, сельское хозяйство
Слайд № 7 — Экологически здоровая минута
1. Я так считаю, я в это верю.
2. Я так делаю, стараюсь так делать, хочу так делать.
3. Я убежден, что так буду делать я и все мои друзья.
1. Вам не безразлично экологическое состояние нашего поселка – 3 р. по очереди вытянуть руки вверх, руки вперед.
2.В мусорный бак необходимо отдельно складывать бытовые отходы из пластика, бумаги, стекла – 3 р. повернитесь на стуле по очереди вправо-влево.
3.Обертки от конфет необходимо складывать в карман, а не выбрасывать на улицу – 3 р. опрокиньте голову назад-вперед, вправо-влево.
4. Заниматься озеленением, т.к. растения – «зеленые легкие планеты» — 3 раза замочек рук сзади спины, по очереди менять руки.
5. Сохранение видового многообразия представителей флоры и фауны – стратегическая задача современного общества — закрыть глаза на 5 сек., затем открыть — упражнение повторить 3 раза.
6.Поддержание санитарно-гигиенических норм в классе способствует физическому и психологическому здоровью каждого из нас, а поэтому влажная уборка в классе просто необходима – стукнуться друг о друга плечами -3 раза.
7. Если Вы проделали предыдущие упражнения, Вы можете смело взяться за руки с соседом по парте и сказать: «Я – эколог!» (3 раза сделать движение руками вверх-вниз, последнее – вниз).
Изучение нового материала.
Слайд № 8 — Хозяйственный комплекс Поволжья. Учащиеся строят кластерХК Поволжья
Машиностроение
Сельское хозяйство
Энергетика
Химическая пром-ть
Слайд № 8 — учащиеся работают в 3-х группах: «машиностроение», «химическая промышленность», «энергетика».
задание: составить 3 главных вопроса противоположной команде и изучить материал по своей теме.
1. Машиностроение — вопросы энергетике.
2.Химическая промышленность — вопросы машиностроению.
3.Энергетика — вопросы химической промышленности.
Предполагаемые вопросы команде машиностроения (задает «химическая промышленность»):
1. Какая продукция машиностроения выпускается в Поволжье? — легковые (Лада, Нива) и грузовые (КамАЗ) автомобили, авиационная и ракетно-космическая продукция, троллейбусы и трактора, морские платформы для добычи нефти.
2. Где производятся легковые автомобили? — Тольятти, Ульяновск .
3. Центры авиа- и ракетно-космической промышленности — Казань, Ульяновск, Самара, Саратов.
Предполагаемые вопросы команде химической промышленности (задает «энергетика»):
1.Какая продукция химической промышленности выпускается в Поволжье? –
пластмассы, химические волокна, синтетический каучук и шины, минеральные удобрения.
2. Где действуют предприятия нефтепереработки (НПЗ)? –
Самара, Новокуйбышевск, Сызрань, Нижнекамск, Саратов, Волгоград.
3.Крупнейший в России завод автошин — Нижнекамск.
Предполагаемые вопросы команде энергетики (задает «машиностроение»):
1.Что является основой энергетики (АЭС, ТЭС, ГЭС)? — 4 ГЭС на Волге:
2. Где и когда была построена АЭС – Балаково, в конце 1970-х г.
3. На какой тип электростанций приходится большая часть вырабатываемой электроэнергии? — ГЭС
Слайд № 9 — Метод «Географический дуэт». Учащиеся работают в паре — обсуждают вопрос.
Какие факторы повлияли на сложившуюся специализацию?
Природные: климат, почвы, водные ресурсы.
Экономические: полезные ископаемые, трудовые ресурсы.
Исторические: заселение территории, природная зона (территориальный фактор).
Слайд № 10 — Интеграция в мировую экономику (выступление учащегося)
Компания «NESTLE», Компания «RENO», Компания «FIAT»., ОАК
V. Первичное закрепление изученного материала
VI. Рефлексия.
1. Пользуется ли ваша семья продукцией Поволжья? Какой?
2. Где в повседневной жизни вы сталкиваетесь с продукцией машиностроения?
3.Хотите ли вы посетить города Поволжья?
VII. Итоги урока Слайд № 11 — Дифференцированное домашнее задание.
Слайд № 12 — Благодарю за работу!