МБОУ«Малыгинская средняя общеобразовательная школа»
Урок-зачет по теме
«Общая характеристика хозяйства страны».
География 9 класс.
Учитель географии
I категории
Кулышева Е.В.
2011
Цели и задачи:
Тематический учет знаний умений и навыков
на разных уровнях:
Цель 1 – обучающая: Контроль ЗУН уч-ся по теме «Общая характеристика
хозяйства страны».
Цель 2 – развивающая: Продолжить формирование навыков самоконтроля
и взаимоконтроля уч-ся.
Цель 3 – воспитательная: Формировать чувство ответственности за
полученные знания, за качество выполняемых
заданий.
Форма урока: урок-зачет.
Предварительная работа на уроках:
Обучение выбору тезисов, краткости формулировок определений и выводов.
Мини-зачеты по понятиям и терминам (тестирование).
Обучение отбору тематических карт и их анализу.
Выполнение практических работ по статистическим таблицам.
Подготовка к зачету:
Не менее чем за 2 недели вывешен список основных вопросов и заданий зачета.
Предварительное составление билетов к зачету.
Консультации:
а) Рассказ о форме проведения зачета.
б) Ознакомление с билетами каждого контрольного
пункта зачета (1 – 2 билета для примера).
Предварительная сдача зачета консультантами-экзаменаторами учителю.
Зачет.
Оборудование:
Политико-административная карта страны;
атласы;
статистические таблицы;
карточки с планом анализа карт и таблиц;
образцы полезных ископаемых;
таблички прикрепить на каждый контрольный пункт;
набор билетов.
Оформление кабинета: На экране проектора: тема зачета, таблица «Сводная ведомость зачета № 2»;
политико-административная карта страны.
Билеты (таблички).
Пост № 1: Основные понятия и термины.
Пост № 2: Межотраслевые комплексы и отрасли.
Пост № 3: Анализ тематических карт.
Пост № 4: Анализ статистических таблиц.
Билеты разложены на постах перед консультантами-экзаменаторами.
Пост № 2: образцы полезных ископаемых.
Пост № 3: атласы.
Пост № 4: статистические таблицы, карточки с
планами анализа таблиц.
Ход зачета.
Выступление учителя.
Краткое изложение целей, задач и правил сдачи зачета. Показать размещение контрольных постов.
Группами по несколько человек учащиеся берут билеты на контрольных постах. (На подготовку не более 3 минут).
Сдача зачета экзаменаторам в присутствии учителя (и, желательно, представителя администрации).
Экзаменаторы заносят оценки на листочки, а учитель – в сводную ведомость зачета на экран проектора (Приложение 4).
Подведение экзаменаторами итогов после проверки ведомости зачета.
Итоговые оценки с комментариями экзаменаторов заносятся в журнал.
Приложение № 1
Готовимся к зачету:
«Общая характеристика хозяйства страны».
Контрольные пункты:
Термины и понятия.
Межотраслевые комплексы.
Тематические карты.
Статистические таблицы.
Основные понятия:
Экономика страны.
Отрасль хозяйства.
Межотраслевой комплекс.
Производительность труда.
Себестоимость.
Технология.
Единая энергетическая система.
Топливно-энергетический баланс.
Орошение и ирригация.
Мелиорация.
Рекультивация земель.
Транспортный узел.
Грузоподъемность.
Магистраль.
Пропускная способность.
Большой и малый каботаж.
4 формы организации производства:
специализация,
кооперирование,
комбинирование,
концентрация.
2 пути развития хозяйства:
интенсивный
экстенсивный.
Межотраслевые комплексы по плану:
Значение.
Состав.
факторы размещения отраслей.
география отраслей (по тематическим картам).
Проблемы и перспективы.
Основные факторы размещения производства.
Экологические проблемы, связанные с каждым межотраслевым комплексом, и пути их решения.
Уметь оценивать топливные и металлургические базы страны по статистическим данным.
Приложение № 2.
План характеристики угольного бассейна.
ЭГП бассейна (особенно относительно транспортных путей и потребителя).
Качество запасов.
Условия залегания и добычи.
Расходы.
Экологические проблемы, которые необходимо решать.
Вывод: Значение и перспективы угольного бассейна.
Приложение № 3.
План характеристики железорудной бассейна.
ЭГП бассейна (прежде всего по отношению к транспортным путям и потребителю).
Оценка запасов.
Качество руды (% содержания железа).
Экологические проблемы, связанные с разработкой железной руды.
Значение и перспективы железорудной базы.
Приложение № 4.
Сводная ведомость зачета.
ФИ уч-ся | Понятия и термины | Меж-отраслевые комплексы и отрасли. | Анализ тематических карт. | Анализ статистических таблиц. | Итоговая оценка | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 5 (образцы карточек):
Карточка-пост № 1.
Дать определение энергетической системы страны. В чем значение единой энергетической системы страны?
Большой каботаж? Привести пример.
Карточка-пост № 2.
О(В)ПК. Его значение и отраслевой состав. Приоритетные отрасли О(В)ПК.
Перспективы О(В)ПК в России: конверсия или экспорт вооружений? Ваше личное мнение?
Карточка-пост № 3.
Проанализировать карту «Черная металлургия». Назвать крупнейшие металлургические базы России.
На что ориентируется черная металлургия? Покажите это на примерах по карте.
Карточка-пост № 4.
Провести сравнительный анализ железорудных бассейнов России. Сделать вывод.