Внеклассное мероприятие «Байкал – жемчужина России»
С использованием информационно – компьютерных технологий (ИКТ) учителя географии ГБСКОУ № 522 Смирновой Т.В.
Цель: Повторение и обобщение знаний учащихся об особенностях озера Байкал.
Задачи:
Образовательная:
Закрепить знания по предметам.
Развивающая:
Способствовать развитию у обучающихся навыков умственно-логических действий, коммуникативных навыков, творческих способностей.
Развивать навыки коллективной работы, умение выступать перед аудиторией.
Развивать межпредметные связи.
Пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес к предметам.
Развитие речи, памяти, сообразительности, интуиции, догадки, эрудиции, мышления.
Прививать навыки самостоятельного решения задач, самообразования и самосовершенствования.
Расширение кругозора и общего культурного уровня детей.
Воспитательная:
Воспитание и развитие личности.
Формирование чувства ответственности, принятие участия в жизни школы.
Формировать умение работать в команде.
Способствовать формированию уважительного отношения к окружающей природе, истории и традициям своей малой родины.
Коррекционная:
Коррекция речи, внимания, памяти, мышления
Оборудование:
Секундомер (песочные часы)
Карточки с заданиями
Магнитные доски
Ручки
Мультимедийный проектор
Экран
Плакат с эпиграфом к уроку
Магнитофон
Подготовка к игре.
Сценарий предполагает, что в викторине примут участие 2-3 команды по 5-6 человек в каждой. Команды сформированы из уч-ся 8-9 классов. Для этого отбираются игроки, а остальные уч-ся являются болельщиками своей команды. Учитель – ведущий. Игру оценивает жюри. В зале расставляются столы для команд на удалении друг от друга.
Ход мероприятия.
Сформированы команды по 5-6 человек. Игроки выбирают капитана.
1. Вступительное слово учителя.
Эпиграф (слайд 2)
“Байкал уникален и неповторим. Словно в гигантской лаборатории, природа поставила здесь свои, понятные только ей, опыты. Она создала мир гармоничный и удивительный. Здесь рядом соседствуют тайга и полупустыня, тундра и каменная степь. И все это, деревья и цветы, животные и птицы, мир солнца и глубины – все это охраняет живую воду Байкала. Воду для нас и наших детей”
Фото (слайд 3, 4, 5, 6, 7)
2. Учитель объясняет ход мероприятия. Игра состоит из конкурсов (туров). В каждом туре свои правила. Если игроки не дают правильного ответа, то вопрос может перейти к соперникам. Команда за правильный ответ получает баллы. В конце игры подводятся итоги.
Д/З (творческое задание) – 5 баллов (составление презентаций, стихов собственного сочинения об озере, синквейнов и т.д.)
| ||
|
| |
|
|
2. Что означают эти цифры (слайд 8)
Каждая команда вытягивает конверт с цифрами. Участники должны отгадать, что означают эти цифры. За правильный ответ – 1 балл.
А) 336-1 Б) 15-20 млн. лет В) 1637 м
40 м 730 м 332 года
20 % 90 % 70 %
52 вида 620 км 31470 км
3. Кроссворд по теме (слайд 9)
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Ответы
1. Голомянка
2.Ольхон
3.Лимнологи
4.Эндемики
5.Телецкое
6.Обручев
7.Баргузин
8.Буряты
9.Ангара
10.Байкал
11.Сарма
Кроссворд по теме
« Байкал – жемчужина России».
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
| 6 | 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
| ||
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Розово-белая прозрачная рыбка, не имеющая чешуи.
Самый большой остров на Байкале.
Ученые, изучающие озера.
Организмы, не встречающиеся больше нигде.
Крупное озеро на Алтае, младший брат Байкала.
Ученый, изучавший озеро Байкал.
Северо-восточный ветер на Байкале.
Коренное население побережья озера Байкал.
Река, вытекающая из озера Байкал.
Водная жемчужина России.
Ураганный ветер на Байкале.
4. Собери выражение (слайд 10)
В конверте отдельные слова, из которых участникам надо правильно собрать выражение о Байкале. За правильный ответ – 1 балл. Если участники отгадают, кому принадлежат эти слова, получают дополнительно 2 балла.
«Байкал – бесценный дар природы – да будет вечно на Земле»
«Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал»
«Нет Байкала без омуля и омуля без Байкала»
5.Решение ребусов
Для разгадывания биохимических ребусов командам понадобятся таблицы “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”.
Ответы на ребусы:
Сарма
Нерпа
Голомянка
Баргузин
Таймень
Эпишура
Жарок
Изюбрь
Ссылка на сайт https://festival.1september.ru/articles/585766/
6. Отгадай-ка “Чудо-юдо” зверя:
Участникам необходимо угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке “Чудо-юдо” зверя.
Ссылка на сайт https://festival.1september.ru/articles/585766/
Ответы на задание “Чудо-юдо” зверь: (слайд 11)
Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы
Голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище птицы, ноги медведя
Голова соболя, туловище лося, крыло птицы, хвост нерпы
1 команда
2 команда
3 команда
7. Объекты Мирового природного наследия (слайд 12) (Участникам команд надо за определенное время назвать все объекты Мирового природного наследия в России)
Озеро Байкал
Девственные леса Коми
Вулканы Камчатки
Золотые горы Алтая
Западный Кавказ
Центральный Сихотэ-Алинь
Убсунурская котловина (Россия/Монголия)
Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля»
8. Пауза Чтение стихотворения о Байкале
Как ты красив, наш батюшка Байкал!
Среди лесов, песчаных дюн и скал
Стоишь, не зная горестей и бед
Уж четверть сотни миллионов лет.
Играют над тобой Сарма, Култук,
А то и Баргузин задует вдруг.
И как с цепей сорвавшись, Верховик
Мчит над тобой, ловя прекрасный миг.
А ты вальяжно нежишься, но все ж
И по тебе идет волнами дрожь
От непослушных ветреных детей.
Они уснут — становится теплей.
И в тишине ведёшь богатству счет,
Что притаилось в бездне твоих вод:
Шесть сотен видов флоры лишь одной,
Из фауны хорош осетр с икрой.
И ловят омуля, кому не лень.
Есть сиг, и голомянка, и тюлень:
Нажил богатства ты не без труда,
Но главное из них — твоя вода.
Целебных свойств ее не перечесть,
И тайная в ней святость тоже есть.
Отведаешь водицы не спеша,
И чище станет у тебя душа.
Задание: 1) Назовите фауну, которая встречается в стихотворении?
2) Назовите, какие ветры упомянуты в стихотворении?
3) Назовите главное богатство Байкала.
9. Зашифрованные рыбы
Здесь зашифрованы названия рыб озера. Начало в первом слове, середина во втором, конец — в третьем. Попробуйте отгадать.
Байкальские рыбы:
Оса – сестры (осетр); рана – лиман (налим); лира – станок (линок); хата – рис – куст (хариус); лоб — куница (окуни); заплот – вата (плотва); сарай – нарзан (сазан); соль – рот – гараж (сорога); бык – очки (бычки); рис – пуск (рипус); сито – гон (сиг); кант – рак – сила (караси); тайга – меньше (таймень); лещина (лещ); песок – пекарь (пескарь); перо – глядь (пелядь); дар – вата – чан (даватчан); линька (линь); витязь (язь); широкий – около – бабака (широколобка).
Подведение итогов.
В конце игры подводится итог. Та команда, которая набрала больше баллов и выиграла. Команды награждаются дипломами. Все участники получают сладкие призы.