Внеклассное мероприятие по географии
для
учащихся 6-7 классов
«Географический Альманах».
Подготовила:
учитель географии
Сукач А.Л.
г.Таганрог 2012г.
Цели:
— образовательные: повторить изученный материал ( история географических открытий, океаны, материки, знание географической номенклатуры)
— развивающие: применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, использовать творческие способности детей, развивать устную речь, географическое мышление, развивать познавательный интерес.
— воспитательные: воспитывать чувство товарищества, дружбы, умение работать в коллективе, сопереживание.
Оборудование :
физическая карта мира, магнитофон, аудиозапись «Увертюры » И.Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта, «Океан», «Песни синих китов» из серии «Голоса природы», эмблемы командам, карточки с вопросами, экран и каточки «Географическое лото», загадки-схемы, указка, «Черный ящик», кофе, баранки пищевые(~ 60 штук), гонг, страницы географического альманаха сшитые в виде журнала.
Предварительная работа:
Конкурс сочинений на тему «Путешествие капельки».
Круговорот воды в природе в рисунках ребят.
Разучивание «Песенки Паганеля» из к/ф «Дети капитана Гранта».
Оформление кабинета.
Ход мероприятия
Звучит «Увертюра » И.Дунаевского.
Ведущий
— Знаете ли Вы, сколько времени потратил на свой 1-й полёт вокруг Земли космонавт Ю.Гагарин?
90 минут! Кругосветное путешествие за полтора часа. А было время, когда на это уходили годы.
I страница : Из истории географических открытий.
Открываем первую страничку нашего альманаха. Мы расскажем некоторых выдающихся мореплавателях и путешественниках.
Наш первый рассказ о Фернане Магеллане. Кто же такой этот великий мореплаватель?
( Рассакз учащихся о Ф.Могеллане, сопрвождается показом маршрута экспедиции по карте.)
Первый Ученик
— Он был моряком и солдатом, не раз плавал в Индию, не раз участвовал в сражениях. Магеллан был отважен и храбр и не щадил себя, когда речь шла о жизни товарищей. Он пользовался уважением и доверием своих подчиненных, простых матросов.
Однажды , когда судно , на котором плавал Магеллан, было обречен на гибель, капитан с офицерами кинулись к шлюпкам . Только Магеллан не тронулся с места.
— Я остаюсь с матросами,- сказал он.
— и разделю с ними общую участь.
Такое не забывается.
Второй Ученик.
Год 1519-й. Флотилия из 5-ти кораблей под командованием Ф.Магеллана отплыла от Пиренейского полуострова и через Атлантический океан отправилась к берегам Америки. Магеллан верил, что в Южной Америке существует пролив, через который можно выйти в другой океан и по нему достичь Индии. Путешествие было очень тяжёлым. Во время шторма один корабль разбился о скалы, на другом, взбунтовалась команда, и экспедиция продолжалась на 3-х кораблях.
Наконец корабли достигли неизвестных островов. Позднее эти острова были названы Филиппинскими. Здесь оборвалась жизнь Ф.Магеллана: он погиб, вмешавшись в междоусобную борьбу местных князьков. Гибель Магеллана тяжело отразилась на всей экспедиции — начались разлад и смятение.
Первый Ученик
Оставшийся корабль «Виктория», обогнув Африку, в сентябре 1522 года вошёл в испанскую гавань. На родную землю вступили 18 моряков из 265, отправившихся в путешествие.
Первое в истории человечества кругосветное плаванье было закончено. Экспедиция Магеллана, обойдя вокруг Земли, практически доказала, что Земля-шар.
Ведущий. – Не менее известным мореплавателем был предшественник Магеллана — Христофор Колумб.
(Рассказ учащихся)
Первый ученик.
История мало что сохранила нам о жизни молодого Колумба. Нельзя с уверенностью сказать, что он родился в Ганце, нет точной даты его рождения. Странная тайна окружает молодые годы Колумба. Известно только, что он родом из Италии, а служил в морском управлении в Португалии.
Второй ученик.
Год 1492 – й. Три каравеллы Колумба отправились в плаванье от берегов Испании.
Несколько трудных недель продолжался путь по океану.
Корабли подошли к берегу большого острова. Здесь моряков встретили красивые рослые люди с медно — красной кожей.
Колумб был уверен, что он достиг берегов Индии, их стали называть индейцами, а острова, открытые Колумбом – Вест – Индийскими. Только после смерти Колумба стало известно, что великий мореплаватель открыл новую, до него не известную часть света – Америку.
Ведущий: Большой вклад в историю географических открытий внесли русские путешественники.
… Можем ли мы представить себе зеленый шар без Антарктиды? Но об этом мы знаем в наше время! А в начале 19 века о существовании Антарктиды никто в Европе не знал.
Ученик.
1819 год. На двух шлюпках «Восток» и «Мирный» — русские моряки под командованием Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева вышли в открытый океан. Цель экспедиции – исследовать неведомые воды и обнаружить сушу Южного полюса Земли. Это было очень смелое и рискованное плавание. Участники экспедиции впервые встретились с суровой антарктической природой.
Несмотря на все трудности, экспедиция прошла успешно.
28 января 1820 года русскими моряками Ф.Ф Беллинсгаузена и М. П. Лазаревым был открыт последний, шестой континент нашей планеты.
Ведущий 2.
Прежде чем перейти ко 2 – ой странице нашего альманаха, давайте поприветствуем участников сегодняшнего соревнования:
А) представляю вам команду под названием МОЗГ (мужское общество знатоков географии)
Б) команда «Фортуна» Пожелаем ей удачи.
В) команда «Амазонки». В древнегреческой мифологии эти прекрасные женщины- воительницы не раз доказывали мужчинам свой ум и смекалку.
(Звучит гонг. Вторая страница геогр.альманаха)
«Географические рекордсмены»
Ведущий:
— Не удивляйтесь, но рекордсмены существуют не только в спорте, есть еще много других рекордсменов, в том числе и географических. Например:
— самое большое море – Саргассово. Оно расположено в центре Атлантического океана и не имеет берегов.
— А самое прозрачное море – Уэдделла у берегов Антарктиды. Опущенный здесь в воду диск в солнечный день можно разглядеть на глубине 79 м. (это примерно 26 этажный дом)
— Предлагаю командам принять участие в викторине «Географические рекордсмены»
( Командам задается по 5 вопросов).
Вопросы команде МОЗГ.
Самый влажный материк?
Самый большой и контрастный материк?
Самое глубокое озеро?
Самая грандиозная горная система?
Самый большой полуостров?
Вопросы команде «Фортуна».
Самый сухой материк?
Самый большой остров?
Самая высокая вершина?
Самая длинная горная система?
Самый высокий «Спящий вулкан»?
Вопросы команде «Амазонки».
Самый холодный материк?
Самый высокий водопад?
Самая многоводная река?
Самая длинная река?
Самое мелкое море?
( Жюри оценивает каждый правильный ответ в 1 балл. Подводит итоги викторины и каждая команда получает эквивалент равный 1 баллу- баранка)
Сколько баллов, столько баранок.
— Каких рекордсменов могут назвать болельщики?
Каждый правильный ответ – поощрение в виде баранки.
Третья страница. «Географическое лото».
На экране в три ряда при помощи булавок закреплены цветные бумажные прямоугольники.
По — порядку каждая команда открывает прямоугольники и дает определение тому географическому понятию, которое написано с обратной стороны прямоугольника.
( Например: ветер, атмосферное давление, рельеф, климат, погода и пр.)
В одном из прямоугольников надпись «черный – ящик». Та команда, которой достался этот прямоугольник должна отгадать, что находиться в нем. По описанию: В Россию его завезли во времена царствования Петра 1, его основной производитель – Бразилия, его воспели в стихах и песнях, он является символом Бразилии. Ни один бразилец не проживет без чашечки этого напитка и 2х часов. (кофе)
Четвертая страница. Занимательная страница.
А) Ведущий. – Знаете ли вы, как называется хищная рыба – людоед, обитающая в Амазонке и её притоках? Вопрос болельщикам: — Что вы о ней знаете?
(Рыба – пиранья способна за несколько минут съесть быка. Три маленькие пираньи – один большой крокодил.)
Б) – Занимательную страничку нам проиллюстрируют ребята.
Первый ученик.
Знаете ли вы, что большой остров, отрезанный от южной Америки Магеллановым проливом, носит название Огненная Земля. И название он это получил из – за костров, которые разжигали местные жители на своих стоянках. Огни этих костров светились сквозь густые туманы и были замечены первооткрывателями.
Второй ученик.
У западных берегов Атлантики, находиться участок океана диаметром 30 м, откуда можно черпать пресную воду. Как установлено, в этом месте на дне имеется впадина глубиной 40 м, из которой бьёт мощный фонтан – источник пресной воды. Проходящие мимо суда часто пользуются этим «бесплатным хранилищем» пресной воды, для пополнения запасов питьевой воды.
Третий ученик.
В Антарктиде, в 520 км от Южного полюса ученые нашли окаменелые кости черепа, и позвонки древнего животного – древнего крокодила, обитавшего на шестом континенте около 200 млн.лет назад. Находка подтверждает гипотезу о том, что в древние времена Южный материк был покрыт тропическими лесами и болотами.
Четвертый ученик.
Во многих домах бразильцев, часто живут змеи – удавы. Королевские удавы сохранили жизнь тысячам людей, главным образом детям. В саду где есть удавы, не бывает ни одной ядовитой змеи, даже если вокруг их очень много. Удав, как правило, очень привязан к детям и сопровождает их всюду и на каждом шагу, охраняя их от ядовитых змей.
В) Задание командам:
МОЗГ: — Какие цветные реки и моря вы знаете?( море: Белое, Черное, Красное, Желтое, реки: Хуанхе (желтое), Янцзы (голубое).
«Фортуна» — В какой части света, чем севернее, тем теплее? (Австралия)
«Амазонки» — Всегда ли верна пословица «День и ночь – сутки прочь» (Нет. На полюсах день продолжается 6 месяцев).
«Отгадай-ка»:
— Что бы это значило? Команды должны отгадать загадки – схемы.(по две на каждую команду)
1. 2.
3. 4.
5. 6.
Кругосветное путешествие Ф. Магеллана.
Открытие Христофором Колумбом Америки.
Открытие Антарктиды Ф. Беллинсгаузеном и М. Лазаревым.
Образование айсбергов.
Круговорот воды в природе.
Количество солнечного света и тепла уменьшается с глубиной.
4) Учащиеся читают стихотворение И. Якима «Круговорот», показывал по карте мира те географические объекты, которые встречаются в тексте стихотворения.
Первый ученик:
Чтобы не быть с географией в споре
Волга впадает в Каспийское море
Но трудно прожить сна Земле одиноко
И воды из Волги текут в Ориноко.
Второй ученик.
Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя, облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Третий ученик.
Волги вода и в Байкале, и в Ниле,
И в Танганьике, и в нашей квартире
Значит должны понимать это все мы:
Реки – часть водной единой системы.
Все вместе:
Но, чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море.
Ведущий — О каком явлении идет речь в стихотворении?
Ведущий обращает внимание на рисунки учащихся, в которых тоже отражено это явление, отличает так же лучшее сочинение на тему «Путешествие капельки».
«Театр мимов».
Звучит аудиозапись «Голоса природы», «Океан», «Песни синих китов» (фрагменты).
Ведущий: — На минуту закроем глаза, послушаем голос океана.
Вопросы болельщикам:
-Что вы представляли?
-О чем говорил океан?
-В чем значение океана?
Задание командам:
Показать океан при помощи жестов так, что бы другие могли угадать его.
Команды вытаскивают карточки с описанием океанов:
Самый большой, самый грозный, самый глубокий океан? (Тихий)
Самый маленький, самый холодный и самый мелкий океан? (Северный Ледовитый океан).
Самый теплый и самый соленый океан?(Индийский)
Жюри оценивают артистимизм, умение пользоваться невербальными средствами, выразительность.
(Исполнение «Песенки Паганеля» из к-ф «Дети капитана
Гранта» (исполняют учащиеся)
Подсчет баллов. Объявление победителей. После каждого конкурса жюри объявляет текущий счет каждой команды. Награждение команды-победительницы.
(Звучит «Увертюра» И. Дунаевского из к-ф. «Дети капитана Гранта»).