Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лекаревская средняя общеобразовательная школа»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Разработка внеклассного мероприятия по географии
для учащихся 7-8 классов
Разработала учитель географии
Кашеварова Е.А
2014г
Объяснительная записка
Цели и задачи:
— Пробуждать в детях желание познавать мир;
— Учиться применять знания, приобретенные на уроках географии;
— Формировать умение принимать взвешенное решение;
— Повысить интерес к предмету;
— Продолжить формирование экологического воспитания и мышления
— Способствовать формированию умений работать в группе
Внеклассная работа по географии, как по любому другому предмету, призвана развивать познавательный интерес учащихся к этой науке, их стремление узнать больше.
Посредством внеклассной работы учитель обращает внимание учащихся на интересный окружающий мир, процессы и проблемы, окружающие нас, воспитывает заботливых хозяев своей земли, прививает навыки самообразования, самосовершенствования.
Данный сценарий мероприятия был проведён во время предметной Недели по географии среди учащихся 7-8 классов. Сценарий предполагает участие 2-х команд.
Игра состоит из 5 геймов (конкурсов).Все вопросы в нашей игре, так или иначе, связаны с природой, с географией и с экологией.В 1 гейме участникам команды задаются вопросы, на которые ожидаются быстрые ответы. Во второмкапитаны команд вытягивают из бочонка «заморочку» с номером вопроса, ведущий зачитывает вопрос. На обдумывание командам даётся 2 мин. В 3 гейм еведущий зачитывает ситуацию, ребята должны сказать, что правильно, а что неправильно сделали туристы.В 4 гейме участники задают друг другу вопросы, подготовленные заранее. В 5 геймеребята знакомятся с наиболее распространенными отходами. На каждый из отходов заготовлено по 5 высказываний. Задачи команд: попытаться понять, что имели в виду дети, и догадаться быстрее. Сценарий заканчивается стихами — призывами беречь родную природу.
В разработке мероприятия использовалась следующая литература:
1) Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 249 с.
2) Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе. Ростов-на-Дону «Феникс». 2007г.
3) Зотова А.М. Игры на уроках географии. 6-7 классы: метод.пособие для учителя. — М.: Дрофа, 2005. — 127 с.
4) Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 112 с.
Ведущий: Как-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого,
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте.
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню!
— Здравствуйте! Мы искренне рады видеть вас на нашей игре «Счастливый случай».
-Коротко об условиях игры: игра состоит из 5 геймов (конкурсов). Каждый конкурс оценивается. И оценивать его будет наше уважаемое жюри.
Все вопросы в нашей игре, так или иначе, связаны с природой, с географией и с экологией. Ведь настоящий эколог это человек эрудированный!
— Ну а теперь пришло время познакомиться с участниками. Сегодня играют две команды. (Командам заранее было дано задание придумать название и девиз)
-Итак, 1 гейм, участникам команды задаются вопросы, на которые ожидаются быстрые ответы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
1 гейм «Разминка» (1 балл за 1 правильный ответ)
1) На северном полюсе живут пингвины или белые медведи? (медведи).
2) Киви – это птицы или фрукт? (и то, и другое).
3) Самое солёное море? (мертвое).
4) Самое глубокое озеро мира? (Байкал)
5) Самая длинная река России? (Обь с Иртышом).
6) Самое большое озеро по площади? (Каспийское).
7) Основатель науки почвоведения? (Докучаев).
8) Плодородие почвы зависит от наличия в почве…(гумуса).
9) Верхний плодородный слой земли называется… (почва).
10) Какую почву Докучаев назвал «царём» почв? (чернозем).
11) В какой природной зоне наиболее плодородные почвы? (степь)
12) Какая природная зона отсутствует в России? (зона саванн)
13) Какой материк самый маленький? ( Австралия)
14) Какая страна самая большая по площади? ( Россия)
15) Самое теплое море России? (Черное)
16) Какой океан омывает 5 материков? ( Тихий)
17) Как называются линии, соединяющие полюса? (меридианы)
18) Уменьшенная модель Земли? (глобус).
19) Самая длинная параллель называется…(экватор).
20) На каком материке не бывает землетрясений? (Австралия).
21) Самый большой остров? (Гренландия).
22) Самое тёплое течение? (Гольфстрим)
23) Величайшая пустыня Земного шара? (Сахара)
24) Изображение Земли на плоскости? (карта)
25) Какой материк пересекают все меридианы? (Антарктида)
26) Самый маленький океан? (Северно-Ледовитый).
27) Как называют тучу, образующуюся над большими городами и содержащую пыль, газы, сажу? (Смог)
28) Назовите научно-исследовательское учреждение, в котором сохраняются типичные или уникальные для определённой территории природные комплексы? (Заповедник)
29)Куда заносят редкие и исчезающие виды животных и растений? (красная книга)
30)Разрушение почвы называется?(Эрозия)
2 гейм «Заморочки из бочки» (3 балла)
Капитаны команд вытягивают из бочонка «заморочку» с номером вопроса, ведущий зачитывает вопрос. На обдумывание командам даётся 2 мин.
1)Где на Земном шаре можно построить дом, все окна которого смотрят на юг? (северный полюс)
2)Назовите самый большой полуостров, к какому материку он относится? (Аравийский,Евразия)
3)Какой материк занимает одно государство?(Австралия).
4)На каком материке нет ни одной реки?(Антарктида).
5)На каком материке расположены две части света? Назовите их.(Евразия, Европа и Азия)
6)Почему озеро Эйр в Австралии изображено на карте пунктирными линиями?(не имеет чётких границ, часто пересыхает).
7)Почему кенгуру не боятся тигров (потому что тигры в Австралии не обитают)
8)В чём отличие бентоса и планктона?(бентос – организмы, обитающие на дне моря, а планктон – в поверхностных слоях)
3 гейм «Угадайка»(5 балл0в)
1) Ведущий зачитывает ситуацию, ребята должны сказать, что правильно, а что неправильно сделали туристы.
1.1. «Вот и кострище есть. Давайте разожжём костер здесь»,- предложил Алик. – «Зачем здесь? Идёмте вон под то дерево, там уютнее», — возразили девочки. Мальчики послушались и пошли туда, куда они показывали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Использовать надо старое кострище, чтобы не делать новый ожог. Дёрн надо аккуратно снять, чтобы потом положить на место. Не разводить костёр рядом с деревьями, особенно сухими. От костра могут испортиться корни.)
1.2. Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких яиц шоколадного цвета. Она осторожно положила одно себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место. ( Птица может испугаться и бросить начатое гнездо, перестать высиживать яйца; зверь или птица-хищник по тревожному крику матери может обнаружить гнездо – и съесть яйца; птенцы могут испугаться, покинуть гнездо раньше срока и погибнуть.)
1.3. Мальчики пробирались сквозь заросли водяных растений сначала по илистому дну, а потом вплавь, чтобы сорвать и отдать девочкам белоснежную кувшинку, которую те назвали «водяной лилией». «Пусть они оценят нас, мы даже пиявок не испугались».(Цветы рвать нельзя.Не нарушайте красоты пейзажа, тем более кувшинка занесена в Красную книгу.)
4 гейм «Ты мне – я тебе» (3 баллов).
Участники задают друг другу вопросы, подготовленные заранее. Вопросы на тему: «Путешествия и открытия средневековья». Время обдумывания 2мин.
5 гейм «Устами младенца» (3 балла за вопрос)
В этом гейме ребята знакомятся с наиболее распространенными отходами. На каждый из отходов заготовлено по 5 высказываний. Задачи команд: попытаться понять, что имели в виду дети, и догадаться быстрее. Побеждает та команда, которая больше и верно назовет отходы. (Поочередно).
Детские высказывания:
Его производит обыкновенная корова.
В небольших количествах он очень полезен.
Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
При попадании в водоём он разрушается, рыба и другие водные животные
начинают задыхаться.
Его необходимо компостировать.
(Навоз.)
У меня очень много игрушек сделанных из неё.
Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.
Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
Ее нельзя выбрасывать, т.к она сама по себе в природе не разлагается.
(Пластмасса)
Ее изобрели китайцы.
У нас ее получают из дерева.
Она легко горит.
Из нее получается очень много мусора.
На ней обычно рисуют или пишут.
(Бумага)
Его делают из песка.
Чаще всего оно прозрачное.
Когда падает, оно разбивается.
Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Стекло)
Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится ещё больше.
Его издают разные приборы, машины.
Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение, действует, как наркотик.(Шум)
Этого почти не видно.
Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и
заводы.
От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.
Это могут собрать на свои листья зелёные растения.
В городе, где этого очень много, не растут лишайники.
(Газовые отходы)
6 гейм «За и против»
— Каждой из команд предстоит ответить на следующий вопрос: «Россия — самая большая страна в мире». Как вы считаете, наличие такой огромной территории это добро или зло? Аргументируйте свой ответ. На обдумывание 5 мин. А чтобы вам думалось легче, я каждой команде раздам листочки с текстом о природных богатствах России, о климате, природных зонах и населении .
_ Какие вы все молодцы! Пока наше уважаемое жюри подводит итоги, давайте с вами послушаем выступления наших ребят.
1-й ученик: Человек — он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем,
Человек — он зима или лето.
Или осень, с грозой и дождем.
Все вместил в себя: версты и время
И от атомных бурь он ослеп.
Человек — он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств и встреч?
Человек — он ведь тоже природа..
Так давайте природу беречь!
2-й ученик: Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую –
Нас много, а она одна. (В. Шефнер)
Подведение итогов, награждение.
Всем спасибо!