Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сергеевская средняя общеобразовательная школа
Подгоренского муниципального района Воронежской области
Методическая разработка в рамках Недели географии
Игра «Великие путешественники»
(для обучающихся 7-8 классов)
Автор: Михеенко Г.С.,
учитель географии
МКОУ Сергеевской СОШ
2015
Методические рекомендации
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии в форме игры «Поле чудес», посвященная путешественникам и исследователям. Игра предназначена для обучающихся 7- 8 классов, так как в курсе географии этих классов отводятся темы для изучения истории исследований материков и России. Игра в этой форме проходит очень интересно, заставляет ребят вспомнить и посмотреть материал о путешественниках, потому что тема игры объявляется заранее. Обычно этой игрой завершается Неделя географии. Чтобы стать участником, необходимо в течение недели набрать как можно больше баллов в разных конкурсах и викторинах. Помогают в проведении игры учащиеся 10 или 11 классов. Выбираем ведущего, который проводит игру, помощники меняют задания, открывают буквы. Учитель контролирует процесс мероприятия.
Оборудование: поле для игры, крутящийся барабан со стрелкой, буквы и магниты, портреты путешественников, музыкальное оформление, небольшие призы
Ведущий. У нас сегодня географическая игра, посвященная путешественникам. Вам предстоит совершить увлекательное путешествие по истории исследований материков и стран. Победит сильнейший. Несколько участников уже известны, так как они набрали более 200 баллов и автоматически становятся игроками. Остальные смогут принять участие в игре, правильно ответив на мои вопросы.
Первый тур
Вопросы для отборочного тура первой тройки игроков
1.Назовите мореплавателя, который открыл путь в Индию, обогнув Африку.(Васко да Гама)
2.Этот отважный английский путешественник открыл восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею. (Дж. Кук)
3. 14 декабря 1911 г. Отважным норвежским путешественником был достигнут Южный полюс. Назовите имя этого героя. (Руаль Амундсен)
Дополнительный вопрос.
Кто совершил хождение за три моря? (А.Никитин)
Представление первой тройки игроков
1.Задание. В 1926-1927гг. в северо-восточную часть Африки была организована экспедиция для изучения культурных растений. Ее возглавил крупнейший русский ученый. Было собрано более 6000 образцов культурных растений. Он установил, что Эфиопия является родиной ценных (твердых) сортов пшеницы. Кто этот человек? (Н.И.Вавилов)
Второй тур
Вопросы для отборочного тура второй тройки игроков
1.Этот человек в 1492 году открыл новый материк, хотя думал, что это Индия. (Х.Колумб)
2. Кто открыл водопад Виктория на реке Замбези в Африке? (Д.Ливингстон)
3. Кто открыл Австралию? (Абель Тасман)
Дополнительный вопрос.
Кто открыл Антарктиду? (Лазарев М.П. и Беллинсгаузен Ф.Ф.)
Представление второй тройки игроков
Задание. Этот русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, торговец пушниной родился ок. 1605, в Великом Устюге. Он первым прошел по открытому им проливу с севера на юг, по всей его длине. Пролив соединял Северный Ледовитый океан с Тихим и разделял Азию и Северную Америку, Чукотку и Аляску, причём сделал это за 80 лет до открытия этого пролива другим мореплавателем в 1648 году.
(Семён Ива́нович Дежнёв)
Третий тур
Вопросы для отборочного тура третьей тройки игроков
1.Кто совершил первое кругосветное путешествие в 1519 году?(Ф. Магеллан)
2.Этот человек внес большой вклад в изучение природы и населения Океании, изучив быт народов острова Новая Гвинея и составив интересные описания берегов тропического моря. (Н.Н. Миклухо-Маклай)
3. Чье имя носит Новый Свет, открытый Х.Колумбом? (Америго Веспуччи)
Дополнительный вопрос.
Одно из морей СЛО носит имя двоюродных братьев, участников экспедиции по исследованию побережья этого океана. В честь кого оно названо?
(Лаптевы Дмитрий и Харитон)
Представление третьей тройки игроков
Задание. Талантливый самоучка, сосланный царем в далекую Сибирь, он стал крупнейшим исследователем этого сурового края. Проводил исследования в Восточном Саяне, Забайкалье и Прибайкалье. В 1891г. Отправился во главе экспедиции Академии наук в Колымский край, но скончался в пути на реке Колыме. Его именем названы горные хребты в Забайкалье и на Северо-Востоке Сибири. (Иван Дементьевич Черский)
Игра со зрителями
Этот мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор в 1725—1730 и 1733—1741 годах руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской , достиг Северной Америки и открыл ряд острововАлеутской гряды.
Его именем названы остров, пролив и море на севере Тихого океана, а также острова. (Ви́тус Ионассен Бе́ринг)
Финал
Русский полярный мореплаватель. Родился (предположительно) в селеМишина Поляна в Белевском уезде Тульской губернии. Отец был однодворцем, дед — служилым человеком, предположительно выбившимся из крестьян в эпоху Смуты.
Осенью 1714 года в Москве он был зачислен в Школу математических и навигацких наук, которая располагалась в Сухаревской башне. В 1720-е годы нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. Служил на Балтийском флоте, участвовал в Великой Северной экспедиции, принимал участие в экспедиции Х. П. Лаптева,исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь. (Семён Ива́нович Челю́скин )
Суперигра
При рождении этот российский мореплаватель, адмирал получил имя Адам Иоганн. Он потомок обрусевшего немецкого дворянского рода. Возглавил первое русское кругосве́тное пла́вание в 1803—1806 годах. Экспедиция, состоявшая из двух кораблей («Надежда» и «Нева») под командой этого человека с помощником капитан-лейтенантом Лисянским, 26 июля (7 августа) 1803 года отплыла из Кронштадта. Экспедиция направилась через Атлантический океан, и 20 февраля (3 марта) 1804 года обогнула мыс Горн; из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана она обратила особенное внимание на Камчатку, Курильские острова и Сахалин. В Кронштадт экспедиция вернулась 7 (19) августа 1806 года. В своих записках об этом путешествии мореплаватель рассказывает много любопытного о виденном им в плавании, особенно о быте и нравах дикарей; для своего времени великолепный атлас изобилует картами, планами и рисунками. (Ива́н Фёдорович Крузенште́рн)
Подведение итогов игры, награждение
Литература и интернетресурсы
Митрофанов И.В. тематические игры по географии. М. «Творческий центр»,2002
Никитина Н.А. Задания школьных олимпиад по географии, 6-10классы.М. «ВАКО»,2013
https://www.google.ru
5