Мухина Людмила Прокопьевна
учитель географии
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.А. Первенцева станицы Новопокровской Краснодарского края.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
Работа выполнена 2013 г.
(работа не публиковалось)
Конкурсная игра
География.
6 класс
Цель проведения мероприятия.
В игровой форме проверить, повторить и обобщить изученный материал по географии в 6 классе. закрепить практические навыки работы с географической картой, компасом.
Задачи мероприятия
1.Развивать познавательный интерес, память, внимание, логику, мышление.
2.Закрепить умение работать с географической картой, умение ориентироваться на местности.
3.Углубить любовь к знаниям и предмету.
4. Научить ориентироваться в информационном пространстве.
Воспитательные задачи:
Привить умение работать в коллективе, развивать чувство содружества, взаимопонимания, взаимовыручки, патриотизма.
Форма проведения: (Игра-соревнование).
Оборудование:
Физическая карта мира, физическая карта полушарий, контурная карта мира, коллекция горних пород, компас, мяч.
В конкурсе участвуют: капитаны, геологи, биологи, альпинисты, кладоискатели, путешественники, картографы.
Девиз: Бороться и искать, найти и не сдаваться!
(конкурс по группам или нескольких команд)
1.Представление команд: приветствие, название, девиз.
2. Разминка:
Вопросы командам (загадки)
— лежал, лежал, да и в речку побежал? (снег).
— красное коромысло через речку повисло? (радуга).
— от дождей, текучих вод он растёт из года в год, он полей равнинных враг. Как зовут его? (овраг)
— чтоб узнать глубины вод. Что применим? (эхолот).
— взлетает пыль и кучи пепла. В земле бушует бог огня. Какие горы Этна? Гекла? Ещё вопрос вам от меня? (вулканические).
— бьёт источника фонтан, струя до поднебесья. В соседях с ним живёт вулкан, фонтан вам тот известен. (гейзер).
3. Конкурс капитанов:
Путешествие по карте (выдаются конверты, в которых находится задание и кораблики на пластилине, ими на карте надо отметить кратчайший путь следования). Кто первый и правильно доплыл, получает 5баллов
А) из Чёрного моря совершить путешествие в Филиппинское море.
Б) из Саргассового моря совершить путешествие в Филиппинское море.
4. Конкурс картографов:
(в конвертах выдаются разрезанные из старых атласов карты мира в виде пазлов)
а) Чья команда раньше и правильно сложит разрезанную карту мира, выигрывает 5 баллов.
5.Конкурс болельщиков:
-геоид это? (форма Земли).
-длина экватора? (40000км.)
-длина дуги меридиана? (20000км).
-что означает слово география в переводе с греческого? (землеописание).
-из-за чего происходит смена дня и ночи? (вращения Земли вокруг своей оси).
-самый большой океан мира? (Тихий).
6. Конкурс занимательная геология:
а) Из коллекции горных пород выбрать по происхождению: органические, магматические, метаморфические горные породы и назвать их.
7.Конкурс путешественников.
Работает вся команда. Каждой команде даётся конверт с карточками-заданиями. По условным знакам (лес, луг, кустарник и т. д.) сообщить о своём путешествии.
8. Конкурс альпинистов:
В конвертах задание: найти на настенной географической карте, по координатам, название вершины и её высоту.
а) Кто раньше доберется до вершины, по координатам, получает 5 балов.
-64°с. ш; 151° з.д. (Мак-Кинли).
-32° ю. ш; 70° з.д. (Аконкагуа).
-36° ю.ш; 149° в.д. (Косцюшко).
-4°ю.ш; 38°в.д. (Килиманджаро).
9. Кладоискатели.
По заданному азимуту найти клад.
а) по азимуту-180° пройти 5 шагов
б) по азимуту-236° пройти 3 шага
в) по азимуту-90° пройти 4 шага
г) по азимуту-45° пройти 2 шага.
10. Конкурс – Я знаю мир. Шагаю — называю:
Кто больше прошагает и назовет, не повторяясь, объекты мира (реки, горы, города и т. д.)
11. Конкурс эрудитов:
По одному игроку от команды — Участники должны быстро поместить звёздочку, но контурную настенную карту, по названию географического объекта, соответствующего определённому материку либо океану.
р. Нил-Африка; Анды- Южн. Америка; Волга- Евразия; Марианский желоб- Тихий океан; о. Гренландия; Гибралтарский пролив; Средиземное море; кенгуру, и т.д.
12 Игра Геобол:
ловкость и знание:
— игроки от каждой команды становятся в круг, ведущий бросает мяч. Лови мяч, если высказывание верно и отбивай, если нет.
13. Блицтурнир:
Участвует вся команда
— чья команда наберет больше правильных ответов за минуту.
Вопросы 1 команде:
-кто автор слова (география)? (Эратосфен).
— кто открыл Новый Свет, Америку? (Х. Колумб).
— кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан, Х. Элькано)
— расстояние от Земли до Солнца? (150млн. км.)
— линии на глобусе проходящие через полюса? (меридианы).
-чему равна широта экватора? (0°).
-день зимнего солнцестояния? (22 декабря).
-дни равноденствия? (21 марта,23 сентября).
— с какой линии начинается полярная ночь или полярный день? (полярный круг).
-чему ровен азимут востока? (90°).
-самый большой материк? (Евразия).
-самая высокая точка Земли? (Эверест, Джомолунгма).
-самая большая низменность мира? (Амазонская).
— самый крупный остров мира? (Гренландия).
-какое происхождение угля? (органическое).
-на каком материке нет вулканов и землетрясений? (Австралия)
-самая низкая температура на Земле? (-89°Антарктида, восток).
-самое влажное место на Земле? (Черрапунджи, Гималаи).
-как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера).
— как называется прибор, определяющий атмосферное давление? (барометр).
-место рождения реки? (исток).
— как называется река с притоками? (система реки).
-самая многоводная река мира? (Амазонка).
-самый высокий водопад мира? (Анхель).
-самое глубокое озеро мира? (Байкал).
-самое большое озеро мира? (Каспийское море).
-самое большое млекопитающее Земли? (синий кит,30м. длина)
Вопросы 2 команде:
— о чём физическая география? (о природе Земли).
— кто открыл морской путь в Индию? (Васко да Гамма).
— кто совершил первую русскую кругосветку? (И. Крузенштерн).
— линия, делящая глобус на две равные части? (экватор)
-длина экватора? (40000 км.)
-чему равна долгота Гринвича? (0°)
-день летнего солнцестояния? (22 июня).
— на какой линии солнце один роз в году в зените? (тропике).
-чему ровен азимут юга? (180°).
-самый большой океан? (Тихий).
-самое низкое место на суше? (впадина Гхор, Мёртвое море).
-самая длинная горная цепь на суше? (Анды).
-самое глубокое место в океане? (Марианская впадина).
— какое происхождение руды? (магматическое).
-как называется земная кора и верхняя часть мантии? (литосфера).
-самая высокая температура на Земле? (+54°С. Африка).
-самое сухое место на Земле? (пустыня Атакама).
— как называется нижняя часть в атмосфере? (тропосфера).
— прибор, определяющий температуру воздуха? (термометр).
-место куда река впадает? (устье).
-самая длинная река мира? ( Нил).
-самый красивый водопад Африки? (Виктория).
-самое высокогорное озеро мира? (Титикака).
-самое солёное море мира? (Красное).
-самое большое млекопитающее суши? (африканский слон).
-самый крупный хищник суши? (белый медведь, вес 900кг.).
-самая плодородная почва мира? (чернозём).
14. подведение итогов, выставление оценок.
Литература:
1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Физическая география- учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений изд. Москва (Русское слово) 2010год
2. Атлас по географии для 6 класса изд. Москва (Русское слово) 2010год
3.Контурные карты по географии для 6 класса изд. Москва (Русское слово) 2010год
4. За страницами учебника географии – М.:Дрофа,2006
5 .Герасимова Т.Н., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс – М.: Дрофа, 2009
Анализ:
Вопросы и задания по конкурсу подобраны согласно образовательной программе по географии 6 класса.
Мероприятие не требует особой подготовки.
Провести его можно по параллелям классов либо в одном классе по группам. Обычно я провожу эту игру во время « декады или недели географии» наряду с другими мероприятиями.
Элементы этой игры я так же использую на уроке в качестве закрепления, обобщения и повторения материала. Например, конкурс путешественников, кладоискателей, альпинистов даёт хорошие практические навыки, вызывает большой интерес у учащихся и оживляет урок.
В игровой форме повторяется и закрепляется большой объём школьной программы по географии.
Игра проходит интересно, увлекательно и очень нравится детям. Проведите, не пожалеете. Успехов!