Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №30
пос. Молодёжный
Внеклассное занятие по кубановедению по теме
Отечество моё – кубанская земля.
Здравствуй, наша Кубань,
Тополиный край!
Хлебом да солью,
Светлой любовью
В гости друзей встречай.
пос. Молодежный
2013 год
Цели занятия:
1. Воспитание любви к родному краю.
2. Развитие познавательного интереса, речи учащихся.
3. Расширение кругозора.
4. Развитие мыслительных способностей, памяти, внимания младших школьников.
Задачи занятия:
1.Обобщить знания по истории Кубани.
2.Развивать любознательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
3.Воспитывать любовь к родному краю, к его истории, к умению гордиться и наследовать добрые традиции.
Ход занятия
Организационный момент.
Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный –
Сторона родная,
Край наш тополиный!
Ты весной чудесен,
Летом щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен –
Край наш … (Краснодарский)
Учитель.
— Сегодня мы собрались вместе, чтобы поговорить о Родине, о родной стороне, в которой мы живем. Кубань – это частица нашей великой Родины – России. И наше занятие мы посвящаем Кубани.
С чего начинается Родина для каждого из вас? С родного города, станицы, посёлка. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов прадедушки — ветерана Великой Отечественной войны …
В суровые годы войны весь народ встал на защиту своей Родины. Отважные сыны Кубани сражались и на родной земле, и вдали от любимых городов и станиц. Но, где бы ни воевали они, каждый знал, что он защищает и всю нашу необъятную страну, и отчий край: кубанские золотые нивы, прозрачные реки, седые горы. Много славных страниц вписали кубанцы в историю Великой Отечественной войны.
Ученик. Степное раздолье – родная земля!
Всего ты дороже и краше!
Зелёной листвою шумят тополя
О славе и мужестве нашем.
Ученик. Богатырской светлой силе
Уступил жестокий враг.
Одолели,
Победили
Наш солдат
И наш моряк.
Учитель.
— Наш край имеет свои государственные символы: герб, флаг, гимн. Давайте внимательно рассмотрим герб. В изображении герба каждая деталь имеет своё значение. На зелёном щите изображена крепость, говорящая о военных заслугах казачества. Лазоревые знамена, окружающие его, пожалованы нашим предкам за мужество и верную службу. Буквы «РФ» на верхнем знамени и двуглавый орёл, венчающий крепость, означают, что наш край входит в состав Российской Федерации.
Флаг. Цвета государственного флага никогда не выбирается просто так. Издревле каждый цвет имеет своё значение.
Малиновый цвет – благополучие, радость.
Синий цвет — слава, верность.
Зелёный цвет — надежда, изобилие.
Гимн — это торжественная песня. Его слушают стоя. Гимн звучит на торжественных собраниях, на спортивных аренах во
время чествования победителей данной страны.
Звучат первые два куплета гимна. Дети слушают стоя.
Учитель.
— Хлеб идёт! На Кубани все — от мала до велика — понимают важность этих двух простых слов. Главной житницей страны называют наш край. Это почётное, но и очень ответственное звание. Весь год трудятся земледельцы, заботясь о будущем урожае. Подготовка семян, пахота, сев, прополка — всё важно, в хлеборобском деле нет мелочей. А когда наступает горячая пора жатвы, и днём и ночью гудят в поле комбайны, мчатся по дорогам края машины, гружённые тяжёлым золотым зерном, а сводки с полей напоминают боевые донесения. Нельзя упустить ни дня, ни часа: хлеб идёт!
Ученик. В степи, под этим южным небом,
Мне хлеборобы как родня,
Они Россию кормят хлебом,
А это значит – и меня…
Ученик. На Кубани много лета,
много хлеба.
Словно дыня,
закатил ось солнце в небо
И клюют его,
клюют со всех боков,
Как гусыни,
стаи белых облаков.
Как же нам не кохать
диво— дивное!
Ветерок шелестит,
шепчет ласково:
— Нет щедрее земли, чем кубанская!
Нам в её красоте счастье видится.
Ой, кубанская степь, мать—кормилица!
Учитель.
— Я думаю, ребята, каждый из вас с гордостью произнесёт такую фразу: «Я — житель Кубани!». Давайте произнесём эту фразу все вместе.
— Наша с вами малая родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди. Все они стремятся сделать нашу Кубань еще лучше, богаче, красивее. Край богат реками, озерами, прудами, водохранилищами, лиманами, минеральными источниками и родниками.
Прекрасна кубанская земля степями и горными массивами, морями, лесами, полезными ископаемыми и благоприятным климатом. Но самое большое богатство нашей родной земли— люди, которые ее любят, возделывают, трудятся во благо родного края. Именно своими тружениками и гордится наша Кубанская земля. А наша с вами задача, чтить и беречь народные традиции наших дедов и отцов, передавать мудрость и опыт своих детям и внукам.
— В лесах много ясеня, ильма, граба.
Из плодовых деревьев распространены: яблони, кизил, черешня, орех, калина, каштан, из ягод – крыжовник, малина, смородина.
Вспомните, что даёт нам лес?
( ответы детей)
На просторах нашего края выращивают сады и виноградники. Прекрасные цветущие деревья: вишни, яблони, абрикосы весной. А какой аромат идёт от цветущего винограда!
Ученик
Кубань – земля такая:
От хлеба золотая
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни запевает,
И душу открывает
Прозрачную до дна.
Казачка огневая,
Красива, молода,
Кубань – земля такая:
Однажды приласкает –
Полюбишь навсегда.
Ученик
Кубань, моя родная сторона,
К тебе благословенна,
Кубань, моя родная сторона тянусь я сердцем неизменно,
Да будет прошлое твое нетленно,
В трудах своих, о, будь, –
Пусть новые взрастают семена.
И вечно житница твоя полна!
Загадки о лекарственных растениях края:
—Отгадайте, о каких растениях
я говорю.
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь —
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (Боярышник)
Семена, как коготки,
Жёлто—красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула)
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути. (Подорожник)
С давних времён, казаки были очень упорны, трудолюбивы, им не чужда была никакая работа. Благодаря их труду степная часть Кубани была превращена в плодородные поля.
—А сейчас угадав загадки, вы узнаете, какие культуры, у нас в крае выращивают.
В поле росла, под жерновом была,
Из печки на стол караваем пришла
(Пшеница)
Ходит солнышко высоко, наливает зерно соком,
И как мирные ребятки, все сидят они в початке.
(Кукуруза)
Он рекой в комбайн льётся,
Белым золотом зовется.
Славит родину он нашу,
Любят кушать эту кашу.
(Рис)
Стоят столбы точеные,
Головки золоченые.
(Рожь)
Стоит он, задумчивый, в желтом венце,
Темнеют веснушки на круглом лице.
(Подсолнух)
Гроздья спелые висят
Это вкусный….
(Виноград)
Вот какие корнеплоды с поля едут на заводы.
Там их чисто, чисто моют,
Мелко режут, варят сок,
Чтобы был у нас с тобою
К чаю сахарный песок.
(Сахарная свекла).
— Кто из вас знает казачьи поговорки?
Учащиеся по очереди называют поговорки:
— Казака в степи только пуля догонит.
— Не хвались, в поход собираючись, а хвались с похода едучи.
— Всяк свистнет, да не по— казацки.
— Кровь казачья не водица.
— Слава предков не стареет.
— Казака даже черт боится.
— Казак без коня – сирота.
— Где казак, там и слава.
Учитель.
А сейчас отгадайте кубанские загадки о предметах ежедневного обихода казаков:
— Крепка, звонка, да отточена. Кого поцелует, тот и с ног долой (сабля).
— Летит птица крылата без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьет (стрела).
— Мал мужичок – костяная ручка (нож).
— На чужой спине едет, на своей груз везет (седло).
— Шесть ног, две головы, один хвост (всадник на коне).
— Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается (подкова).
— Погоны желтые, шашки острые, пики длинные, кони борзые.
Полем едут с песнями, искать царю чести, себе славы (казаки).
Учитель.
— Задумывались ли Вы о том, что чувство родины – важнейшее чувство для каждого человека? Но ведь все большое прорастает из маленького зернышка, а каждое вековое дерево было когда—то всего лишь маленьким росточком. Этим зернышком для жителя Кубани могла быть речка, узкая тропинка между стройными рядами тополей. Близкие сердцу картины родной земли связаны у каждого из нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с неосознанной еще благодарностью за саму эту жизнь. Могучая сила памяти и любовь к родной стороне влечет ежегодно перелетных птиц из далеких краев к месту, где они родились. Так и человека чувство любви к родине навеки согревает и делает его счастливым или глубоко несчастным, если он по какой—либо причине потерял родину.
УЧЕНИК:
Кубань, моя родная сторона,
К тебе тянусь я сердцем неизменно,
Да будет прошлое твое нетленно,
В трудах своих, о, будь благословенна,
Кубань, моя родная сторона, –
Пусть новые взрастают семена
И вечно житница твоя полна!
УЧЕНИК:
В жизни нам дана
Родина одна.
У меня она –
Вишня у окна,
Прямо у дверей
Золото полей,
Дума вековая
Стройных тополей.
Здесь моя тропа
Пролегла в хлеба.
Здесь моя судьба
Радость и борьба.
Здесь взращенный мной
Колос налитой —
Гордость и отрада
Жизни молодой.
УЧЕНИК:
От тебя в дали
В пламени, в пыли
Годы нас вели
В глубь чужой земли,
Но всегда со мной,
В стороне иной
Ты в трудах—походах
Ты, мой край родной!
Видно, так и быть,
Здесь мне век прожить,
До конца любить.
Здесь мои друзья,
Здесь моя семья,
Большего не скажешь —
Здесь ЗЕМЛЯ МОЯ!
Учитель:
— Какие прекрасные строки: здесь ЗЕМЛЯ МОЯ! Лучше не скажешь. Это наша земля, мы на ней живем, учимся, трудимся, любим. Так давайте её беречь, гордиться и защищать. Надеюсь, что вы многое узнали о Кубани, о ее традициях, будете любить и помнить свою малую родину, где бы вы не оказались.
—Вот и закончился наш урок. Какое настроение оставил он у вас? Что вам особенно запомнилось? О каких страницах истории нашей малой родины вы еще хотели узнать?
—Ребята, что же значит для вас малая родина? Смогли бы вы жить вдалеке от нее?А что вы могли бы сделать для нее?
Сейчас я хочу прочитать вам стихотворение, которое я посвятила нашей Кубани:
Кубани посвящается
Помним, гордимся, наследуем.
В светлое, доброе веруем.
Много песен тебе и стихов,
Много слышишь признания слов.
Морями двумя омытая,
Моя Родина, ты знаменитая!
Нивы бескрайней гладь,
Речки седая прядь-
Всё своим детям отдашь,
В горести не предашь!
Кубань моя, Родина милая!
По богатырски ты сильная.
Выдержать много смогла
И нет на Кубани угла
Где не привольно, не радостно.
Воздух вдыхаю твой сладостный.
Любуюсь я бездонным ,
Глубоким небом синим,
Горжусь тобой, Кубань моя,
Степная дочь России!
— Я хочу вам сказать, что вы уже сейчас делаете много хорошего , чтобы наша малая родина становилась все лучше, краше, люди— добрее, чтобы радостнее было жить. Вы убираете мусор на улицах , разбиваете новые клумбы и сажаете цветы, развешиваетекормушки, помогаете старым и одиноким людям, занимаетесь спортом и укрепляете свое здоровье, а это очень важно.Исполняя стихи и песни о Кубани, вы прославляете ее.
Используемые ресурсы:
1. Алмазов Б.А. «Мы казачьего рода» М., 1991г.
2. Анфимов Н.В. «История родного края» Кр. 1976г.
З. Бардадым В. «Этюды о Екатеринодаре» Кр. 1992г.
4. Григоренко И.Н. «Усть—Лабинск» Кр. 1979г.
5. Певнев А.П. «Кубанские казаки» Кр. 1995г.
6. Сборник «Атаманы Кубани» Кр. 1998г.
7. Альбом—буклет «По Краснодарскому краю» Кр. 1984г.
8. Фотоальбом «Краснодар» 1982г.
9. Сборники стихов кубанских поэтов.
10. https://skookkazkurer2.ucoz.ru/photo/uralskie_kazaki_kartinki_i_risunki/kubanskij_kazak/10-0-161