Управление образования г. Калуга
МБОУ «Средняя школа № 50»
г. Калуга
Оценка правильности расположения ЛЭП, находящейся в микрорайоне Правобережье г. Калуга
Автор:
Пивоваров Владислав,
обучающийся 8 класса
МБОУ «СОШ №50»
Научный руководитель:
Аникина Ирина Хамисовна
учитель математики МБОУ «СОШ №50»
Калуга, 2013
Содержание
Стр. | |
Введение …………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. Литературный обзор ……………………………………. | 4 |
Глава 2. Материалы и методы …………………………………………. | 8 |
Глава 3. Результаты .…………………..…………………………. | 9 |
Выводы …………………………………………………….……… | 11 |
Литературный список ……………………………………………………………. | 12 |
Введение
Микрорайон Правобережье сейчас активно застраивается, появляются всё новые и новые дома. Также неподалёку проложили маршрут троллейбуса №18. Для их нормального функционирования требуется много электричества. Одним из средств обеспечения достаточным его количеством является ЛЭП, построенная в нашем жилом секторе.
Изначально никто не задумывался о правильности расположения ЛЭП в этом секторе. Но вскоре рядом с ней построили Сквер Матери и теперь там отдыхают люди с детьми. Сквер постоянно посещает большое количество людей и перед нами остро стали вопросы: как ЛЭП влияет на человека и правильно ли она расположена в данном жилом секторе?
Поэтому целью нашего исследования являлось: оценить правильность расположения ЛЭП, находящейся в микрорайоне Правобережье г. Калуга.
В задачи исследования входило:
Измерить расстояние между общественно важными объектами и ЛЭП.
Сравнить полученные результаты с нормами расположения ЛЭП в жилом секторе.
Провести опрос учащихся, живущих в потенциальной зоне влияния ЛЭП.
Глава 1. Литературный обзор
Линии электропередач (ЛЭП) являются немаловажными компонентами электрической сети и представляют собой систему энергетического оборудования, которая применяется для осуществления передачи электрической энергии при помощи электротока. Линиями электропередач принято также называть электрические линии, находящиеся в составе электросистемы, но проложенные за пределами соответствующей подстанции или электростанции.
При прокладке ЛЭП строят линии высоковольтного напряжения. Собственно, именно эти линии и представляют опасность для всего живого, потому что они создают электрические и магнитные поля.
Электрические и магнитные поля являются очень сильными факторами влияния на состояния всех биологических объектов, попадающих в зону их воздействия.
Влияние на насекомых:
В районе действия электрического поля у насекомых проявляются изменения в поведении: так у пчел фиксируется повышенная агрессивность, беспокойство, снижение работоспособности и продуктивности, склонность к потере маток; у жуков, комаров, бабочек и других летающих насекомых наблюдается изменение поведенческих реакций, в том числе изменение направления движения в сторону с меньшим уровнем поля.
Влияние на растения:
У растений распространены аномалии развития – часто меняются формы и размеры цветков, листьев, стеблей, появляются лишние лепестки.
Влияние на человека:
При долговременном облучении (месяцы, годы) проявляются слабость, раздражительность, быстрая утомляемость, ослабление памяти, нарушение сна.
При влиянии ЛЭП на нервную систему появляются проблемы с памятью, сложность в понимании, бессонница, депрессия, постоянные головные боли, парезы, нарушения равновесия, дезориентация в пространстве, головокружение, мышечные боли, мышечная усталость, трудность в подъеме тяжести.
При влиянии на сердечно-сосудистую систему проявляется наклонность к гипотонии, боли в области сердца и другие, ишемия, склонность к инсультам и инфарктам.
Влиянию ЛЭП очень подвержена половая (репродуктивная) система: импотенция, снижение полового влечения, бесплодие.
При этом женский организм более чувствителен к электромагнитному излучению, поэтому оно так опасно для беременных или желающих забеременеть. Воздействие ЭМИ приводит к выкидышам (80%) и врожденным уродствам у детей.
Кроме того, страдают эндокринная и иммунная система, в несколько раз повышается вероятность заболевания онкологическими болезнями.
Что касается электриков и других работников ЛЭП, то ситуация обстоит еще хуже.
У персонала были отмечены нарушения функции зрения, изменения цветоощущения, сужение зрительных полей при зеленом, красном и особенно синем цвете, сосудистые изменения сетчатки. Были проведены исследования профессионалов, работающих по 8 часов в день в контакте с ЭМИ. У некоторых было зафиксировано снижение полового влечения, тенденция к депрессии и раздражительность. Отмечалось пониженное количество лимфоцитов в крови. (Волошина В., Февраль 2, 2010)
Полезные свойства ЛЭП
Линия электропередачи (ЛЭП) — один из компонентов электрической сети, система энергетического оборудования, предназначенная для передачи электроэнергии посредством электрического тока.
Изотерапия – излучение, используемое для лечения: оно ускоряет заживление тканей и оказывает противовоспалительное влияние.
Также современная жизнь невозможно представить без электричества. Так что полностью отказаться от ЛЭП нам невозможно.
Физическое объяснение влияния ЛЭП
Электрический ток – это направленное движение положительно заряженных частиц от положительного полюса источника к отрицательному. (Пёрышкин А.В., 2002)
Все тела состоят из атомов. Атомы состоят из: протонов, электронов и нейтронов. Любая частица при движении создаёт вокруг себя магнитное поле (кроме нейтронов), т. е. каждый атом электрической цепи создаёт своё магнитное поле, вне зависимости от того, какой природы создан электрический ток. (Тарасов Л.В., 1990)
Т. к. электрический ток – это движение множества частиц, то около ЛЭП создаётся новое магнитное поле, т. к. заряд приумножается в силе.
Человек привык с рождения к магнитному полю Земли и у него это передаётся генетически. Попадая в новое магнитное поле функции человеческого организма, текут не как обычно и это затрудняет работу организма. Сначала это незаметно, но со временем это начинает ощутимо сказываться на человеке и он замечает, что что-то не так, как всегда и ощущает дискомфорт. (Угаров В.А., 1978)
Допустимое расположение ЛЭП
В пределах санитарно-защитной зоны ЛЭП запрещается:
Размещать жилые и общественные здания и сооружения;
Устраивать площадки для стоянки и остановки всех видов транспорта;
Размещать предприятия по обслуживанию автомобилей и склады нефти и нефтепродуктов;
Производить операции с горючим, выполнять ремонт машин и механизмов.
Таб.№1 Классы напряжения ЛЭП
Напряжение | ||
4 провода | 750 кВ | |
3 провода | 500 кВ | |
2 провода | 330 кВ | |
1 провод | 10 – 15 гирлянд | 220 кВ |
6 – 8 гирлянд | 110 кВ | |
5 и меньше гирлянд | 10 кВ и ниже |
Таб.№2 Границы санитарно-защитных зон для ЛЭП согласно СН №2971-84
<20 кВ | 35 кВ | 110 кВ | 150 – 220 кВ | 330 – 500 кВ | 750 кВ | 1150 кВ | |
Размер защитной зоны | 10 м | 15 м | 20 м | 25 м | 30 м | 40 м | 55 м |
Таб.№3 Допустимые уровни воздействия электрического поля ЛЭП
Условия облучения | |
0,5 | внутри жилых зданий |
1,0 | на территории зоны жилой застройки |
5,0 | в населенной местности вне зоны жилой застройки; (земли городов в пределах городской черты в границах их перспективного развития на 10 лет, пригородные и зеленые зоны, курорты, земли поселков городского типа в пределах поселковой черты и сельских населенных пунктов в пределах черты этих пунктов) а также на территории огородов и садов; |
10,0 | на участках пересечения воздушных линий электропередачи с автомобильными дорогами 1 – IV категорий; |
15,0 | в ненаселенной местности (незастроенные местности, хотя бы и часто посещаемые людьми, доступные для транспорта, и сельскохозяйственные угодья); |
20,0 | в труднодоступной местности (недоступной для транспорта и сельскохозяйственных машин) и на участках, специально выгороженных для исключения доступа населения. |
Глава 2. Материалы и методы
При измерении расстояний мы использовали египетский треугольник и метод провешивания.
Египетский треугольник – прямоугольный треугольник с отношениями сторон 3:4:5.
Провешивание расстояний – это обозначение на поверхности земли отдельных точек прямой вехами (Позняк Э.Г., 1990).
Рис. 1. Измерения на местности
С помощью египетского треугольника мы стоили прямой угол между сторонами 3 и 4 м. Опираясь на прямой угол, мы строили кратчайшее расстояние до ЛЭП.
С помощью провешивания мы строили равные расстояния длиной в 2 м.
По количеству расстояний по 2 м мы считали общее расстояние от ЛЭП до общественно-важных объектов.
Также был проведен социологический опрос учащихся.
Глава 3. Результаты
При подсчете выяснилось, что у этой ЛЭП 7 проводов – напряжение в 1150кВ.
С помощью данных способов измерения расстояний мы получили следующие ближайшие расстояния:
1) расстояние между ближайшим домом и ЛЭП составляет 40 м;
2) расстояние между ближайшим памятником (людным местом) и ЛЭП составляет 38,5 м;
3) расстояние между ближайшей детской площадкой и ЛЭП составляет 55 м.
При напряжении в 1150кВ НАРУШЕНО:
1) расстояние до жилых построек;
2) расстояние до общественных мест отдыха (а ведь там гуляют дети!);
3) расстояние от ЛЭП до детской площадки равно минимальным! показателям нормы, но рекомендуется организовать детскую площадку дальше (ведь её могут построить и на расстоянии в 60 м).
Социологический опрос
В социологическом опросе приняло участие 60 человек — учащиеся школы №50 с 9 по 11 класс, со средним возрастом от 15 до 18 лет.
Учащимся было предложено ответить на данные вопросы:
Часто ли вы посещаете Сквер Матери?
Варианты ответов: часто, редко, иногда.
Как Вы думаете: положительно или отрицательно влияет ЛЭП на организм человека?
Варианты ответов: отрицательно, положительно, все равно.
По результатам первого опроса мы можем видеть, что большая часть школьников (53%) не посещают Сквер Матери (Рис.2).
Рис.2 Результаты социологического опроса. Ответы на 1 вопрос |
Результаты второго опроса показали, что 70% опрошенных считают данную ЛЭП опасной для здоровья. При этом 20% школьников считают ЛЭП безвредной и 10% затрудняются с ответом (Рис. 3)
Рис. 3. Результаты социологического опроса. Ответы на 2 вопрос |
Выводы
Расстояние между ЛЭП и ближайшим домом составило 40 м, между ЛЭП и местом общественного собрания, находящегося в Сквере Матери – 38,5 м, от ЛЭП до детской площадки — 55 м.
Расстояние от ЛЭП до детской площадки соответствует минимальным показателям нормы.
Расстояние от ЛЭП до дома и общественного места отдыха сильно нарушено.
Социологический опрос показал, что большая часть опрошенных не проводит время в Сквере Матери и считают, что ЛЭП отрицательно влияет на их здоровье.
Литературный список
1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И.Геометрия: Учеб. Для 7-9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1990
2. Волошина В. «Влияние ЛЭП на человека» — Февраль 2, 2010
3. Пёрышкин А.В. Физика 8 кл.: Учеб. Для общеобразовательных. Учеб. Заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002
4. Тарасов Л.В. Современная физика в средней школе. — М.: Просвещение, 1990
5. Угаров В.А. Школьникам о современной физике. Физика сложных систем. Под ред. проф. Кресина В.З. — М.: Просвещение, 1978