МБОУ СОШ № 37 г. СМОЛЕНСК
Открытый урок геометрии в 8 классе
Тема: «Площадь трапеции»
Учитель: Емельяненко Л.Е.
Открытый урок. Учитель: Емельяненко Л.Е.
Тема: Площадь трапеции.
Тип урока: формирование новых знаний с элементами первичного закрепления.
Цели урока:
Образовательные:
Обобщить формулы нахождения площадей квадрата,
прямоугольника, параллелограмма и треугольника.
Доказать формулу площади трапеции.
Научить применять формулу площади трапеции для решения
задач.
Развивающие:
Развитие логического мышления, наблюдательности, памяти.
Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы,
устанавливая причинно- следственные связи.
Развитие умения подмечать закономерности, проводить
рассуждения по аналогии.
Развитие математической речи, умения сравнивать, выдвигать гипотезы и вести поисковую деятельность.
Воспитательные:
Воспитывать такие качества характера, как настойчивость в
достижение цели, как инициатива, организованность, привычка к
системному труду, самостоятельность.
2. Воспитание интереса к предмету, умения слушать, признать ошибку,
Оборудование урока:
Различные виды карточек (тесты, задачи для самостоятельного решения,
карточки).
Этапы урока:
1) Организационный этап.
2) Подготовительный этап (мотивация изучения нового, постановка целей
урока).
3) Повторение материала по теме, применение знаний в стандартных
ситуациях.
4) Этап открытия новых знаний.
5) Этап первичного закрепления новых знаний.
6) Рефлексия (Подведение итогов).
7) Сообщение домашнего задания.
Ход урока:
1) Организационный этап
2) Подготовительный этап Мы сегодня на уроке продолжаем изучать формулы площадей многоугольников. Вспомним: Определение площади многоугольников? С какими многоугольниками вы познакомились в курсе 8 класса? Площади каких многоугольников вы уже умеете находить? Площадь какого многоугольника, из перечисленных вами мы пока находить не умеем? Какую цель мы можем себе поставить на этом уроке? 3. Повторение материала по теме, применение знаний для решения задач. Решаем задачи на готовых чертежах: №1. Найдите углы трапеции. 1) 2) BEDC 3) Ответы к задачам по готовым чертежам: 1.Е = N = 80; F = M = 100 2. ABE = 180 — 75— 55= 50 EBC = BEA = 55 ABC =ABE + EBC = 50+ 55 = 105 EBC =CDE = 55 BED = DCB = 180 — 55 = 125 3. MFE = FEN = 90 FMN = 180 — 65 = 115 Вспоминаем как найти площади треугольника, прямоугольника, квадрата, параллелограмма, ромба(работа по вариантам, с последующей взаимопроверкой в парах).Приложение1. 4. Этап открытия новых знаний. Мы знаем, как найти площадь квадрата, прямоугольника, треугольника, параллелограмма и ромба. Рассмотрим ещё один многоугольник – трапецию. (Работа в группах) Каждая группа получает задание, найти площадь трапеции. Проблемная ситуация: Для всех групп: Большее основание трапеции b Меньшее основание трапеции а Высота трапеции h. ЗАДАЧА1(первая группа) Найдите площадь трапеции, разбив её площадь на 2 треугольника и прямоугольник, как показано на рисунке. (Трапеция не равнобокая.) Sтрап = S1+S2+S3 S трап = ½h(b-a) +ah= h½(a + b) ЗАДАЧА2(вторая группа) Найдите площадь трапеции, разбив её на треугольник и параллелограмм, как показано на рисунке. a Sтрап.= S1 +S2 = ah +½(b – a)h = h½(a + b) ЗАДАЧА3(третья группа) Найдите площадь трапеции A b B C a D Sтрап.= ½ ha + ½hb= h½(a + b) Группы делают вывод, что для того, чтобы найти площадь трапеции надо полусумму её оснований умножить на высоту. Формулу нахождения площади трапеции записывают в тетрадь. а S = ½(a + b)h b 5) Этап первичного закрепления новых знаний. Рабочая тетрадь №42; №43 6)Рефлексия деятельности (итог урока) Что нового вы узнали на уроке? Что повторили? На следующих уроках мы будем применять изученную формулу для решения более сложных задач. 7) Сообщение домашнего задания. №480(а;б) Подумать как ещё можно разбить трапецию на многоугольники, чтобы найти её площадь. Литература: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия: 7-9 классы- М.: Просвещение, 2006. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия: 8 класс. Рабочая тетрадь — М.: Просвещение, 2006. Приложение1. ВАРИАНТ 1 Выберите верные утверждения: Геометрическая фигура Выберите верные утверждения а) площадь прямоугольника равна произведению двух его смежных сторон; б) площадь прямоугольника равна квадрату его стороны; в) площадь прямоугольника равна удвоенному произведению двух его соседних сторон. Площадь ромба равна половине произведения… а) его сторон; б) его стороны и высоты, проведенной к этой стороне; в) его диагоналей. Площадь параллелограмма равна… а) произведению его сторон; б) произведению его стороны и высоты, проведенной к этой стороне; в) произведению его диагоналей. Площадь квадрата равна… а) квадрату его стороны; б) половине произведения его сторон; в) произведению его диагоналей. D AC Площадь прямоугольного треугольника равна… а) произведению его катетов; б) половине произведения его катетов; в) половине произведения большего катета на гипотенузу ВАРИАНТ 2 Выберите верные утверждения: Геометрическая фигура Выберите верные утверждения Площадь прямоугольника равна: а) SABCD = AB•AD; б) SABCD = CD²; в) SABCD = ½ AB•AD. Площадь ромба равна: а) SKRMN = МК•RN; б) SKRMN = X²; в) SKRMN = ½ МК•RN. Площадь параллелограмма равна а) SABCD =АD•DC; б) SABCD =½АD•DC; в) SABCD = ЕВ • АD. Площадь квадрата равна а) SМNKL= LM² ; б) SМNKL= ½MN · NK ; в) SМNKL= MK·LN. D AC Площадь прямоугольного треугольника равна а) SACD= ½AD² ; б) SACD= ½AD · AC в) SACD= DC·AC. КЛЮЧ ВАРИАНТ 1 1 2 3 4 5 а в б а б ВАРИАНТ 2 1 2 3 4 5 а в в а б