Урок математики в 1 классе
(по программе «Школа России»)
МОУ «Григорьевская ООШ»
Учитель: Бреус Н.Н.
Тема «Многоугольники»
Цели урока:
1. Познакомить с различными видами многоугольников, с понятиями «многоугольники», закрепить понятия «вершина», «стороны», «углы» геометрических фигур; продолжить работу формированию умения сравнивать числа и числовые выражения с помощью знаков > , < , =.
2. развивать логическое мышление, внимание, память.
3. Воспитывать культуру оформления тетради, общения на уроке.
Обучение УУД:
Познавательные УУД: формировать умения определять место каждого числа в последовательности; различать, называть многоугольники, умение давать определения.
Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение, осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимную помощь.
Личностные УУД: целостное восприятие окружающего мира, наличие мотивации к творческому труду.
Регулятивные УУД: оценивать достижения своей цели.
Оборудование: учебник математики М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой 1 класс; тетрадь по математике часть 1 М.И. Моро, С.И. Волкова; карточки с изображением разнообразных геометрических фигур, карточки с выражениями и знаками.
Ход урока
1.Организация класса
— Прозвенел звонок, все готовы к уроку, а куда мы сегодня попадем, вы узнаете немного позднее.
2. Актуализация знаний
-Устный счет
2.1.Повторение числового ряда
— Вы знаете, что числа стоят в определенном порядке. Давайте повторим расположение чисел. Мальчики, посчитайте от 1 до 10. Девочки, посчитайте от 10 до 1.
Назовите предыдущее число (3, 4), число, которое находится между 3 и 4, между 5 и 6, между 2 и 3.
2.2. сравнение чисел
— Чтобы показать, какое число больше или меньше, какие знаки вы используете? ( > ,< ,= ).
а) Индивидуальная работа у доски.
(Дети выходят к доске и с помощью знаков сравнивают числа).
6и6 | 1и2 | 1и4 | 3и6 | |
6и5 | 2и4 | 5и4 | 4и3 | 8и9 |
б) Игра «Вставь нужный знак»
(По карточкам)
4 1=5 | |
5-1 4 | 3-1 2 |
в) работа в парах
-Поменяйтесь карточками, и проверьте правильность решения.
— Какие умения вы закрепили, выполнив это задание? (сравнивать числа)
— А что еще помимо чисел можно сравнивать? А на уроке математики?( показать модели геометрических фигур)
— Умение сравнивать поможет вам в увлекательном путешествии по стране «Геометрия». Но для путешествия нам нужны силы, поэтому сделаем зарядку.
Физминутка
3. Изучение нового материала
— Итак, мы отправляемся в страну «Геометрия». Каких жителей страны вы уже знаете? (точка, прямая, отрезок, ломаная). Начертим на доске.
_ Посмотрите, и скажите, как называются эти фигуры? Почему они так называются?
— Отгадайте, о ком идет речь:
ты на меня, ты на него.
На нас всех посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла, И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
— Покажите треугольник. Почему он так называется?
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Всем угольникам я брат,
Ведь зовут меня…
-Покажите квадрат. Почему его называют четырехугольником?
3.2. Объяснение новой темы
Послушайте интересную сказку об этих братьях. (Начало сказки).
Жили- были два брата
Треугольник с квадратом
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный,
Младший — треугольный,
Вечно не довольный.
Стал расспрашивать квадрат:
« Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему:
« Смотри, ты полней меня и шире»
У меня углов лишь три,
У тебя, углов – четыре»
Но квадрат ответил:
Брат, Я же старший , я- квадрат»
И сказал еще нежней:
« Неизвестно, кто нужней! »
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
-Что же произошло с четырехугольником? мы с вами проделаем то же, что и треугольник, и увидим результат. (Повторить правила работы с ножницами).
— Возьмите в руки ножницы, квадрат и срежьте каждый угол. (Учитель показывает, затем дети повторяют.) Положите ножницы в сторону. Посчитайте стороны. углы , вершины. Как можно назвать эту геометрическую фигуру? Как вы думаете, обрадовался треугольник своей проделке? Послушайте окончание сказки.
Уходя, сказал:
« Приятных я тебе желаю снов
Спать ложился ты квадратом,
А проснешься — без углов!
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад
Поглядел он — нет квадрата,
Онемел, стоял без слов.
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
— Но кроме восьмиугольника существуют и другие геометрические фигуры.
Работа по учебнику (стр.50)
—Откройте учебники на стр. 50. На полях начерчены геометрические фигуры. Найдите треугольник. Сколько в нем вершин, углов, сторон? Под каким номером нарисован четырехугольник? Сколько в нем вершин, углов, сторон? Посчитайте количество углов, вершин, сторон у фигуры под №1. Как она называется? Посчитайте количество углов, вершин, сторон у фигуры под №2. Как она называется?
— Попробуйте выложить такую фигуру на парте с помощью счетных палочек и посмотрите, как справился ваш сосед по парте.
— Как можно назвать геометрическую фигуру, у которой много углов? тема нашего урока – многоугольники. Можно ли все геометрические фигуры, которые лежат у вас на парте , назвать многоугольниками?
— Возьмите в руки круг и многоугольник. Сравните их и докажите, почему круг не является многоугольником?
4. Закрепление
— Работа в тетрадях (стр. 20).
— Сейчас я проверю, кто слушал меня внимательно. Откройте тетради. Найдите геометрические фигуры. Эти фигуры нужно раскрасить. Пятиугольники – синим цветом, треугольники – красным цветом. Проверьте правильность выполнения задания у соседа по парте.
— Найдите у себя в тетрадях еще одно задание с геометрическими фигурами. Возле каждого числа нарисуйте столько же геометрических фигур. Можно ли все эти фигуры назвать многоугольниками?
5. Рефлексия
— В какую страну мы путешествовали? Как по-другому можно назвать треугольники, пятиугольники, шестиугольники?
— Покажите с помощью мимики лица, кому из вас понравилась новая тема. Кому было интересно путешествовать в страну «Геометрия»? Кому из вас было сложно выпорлнять задания?
— Молодцы, ребята! Спасибо за хорошую работу.