Урок по учебнику Л. Г. Петерсон «Математика», 2 класс
Тема: «Площадь фигур»
Тема : «Площадь прямоугольника»
Цели: 1).Сформировать способность к вычислению площади прямоугольника.
Ввести в речевую практику термин «формула»
2) Тренировать способность к составлению произведений по тексту задач,
Закрепить знания зависимости между множителями и произведением,
Мотивировать целесообразность составления и заучивания таблицы
умножения (счёт через 3)
3). Воспитание внимательности.
Демонстрационный материал:
1). Карточка с формулой нахождения площади прямоугольника S=a·b.
2). Слайды.
3).Модель паровозика.
4). Алгоритм нахождения площади прямоугольника:
Определить длину и ширину прямоугольника
Вспомнить формулу нахождения S прямоу- гольника (S=a·b) S=a·b
Найти площадь прямоугольника по формуле
Универсальные учебные действия учащихся:
познавательные УУД:
– найти и использовать разные способы сравнения и вычисления площади фигуры;
регулятивные УУД:
– уметь организовывать свое рабочее место, использовать линейку как простейший чертежный прибор;
личностные УУД:
– формировать интерес к предмету, развивать психические процессы (воображение, внимание, память, мышление, речь);
— уважать мнение одноклассников;
коммуникативные УУД:
– участвовать в диалоге на уроке;
— отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.
Раздаточный материал:
1). Модели железнодорожных билетов с заданиями.
2). «Листочки настроения».
Ход урока:
Самоопределение к учебной деятельности:
Цели: 1). Создать мотивацию к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;
2). Определить содержательные рамки урока: площадь фигур.
Организация учебного процесса на этапе 1:
— С чем мы познакомились на предыдущем уроке? (с умножением)
— Сегодня на уроке мы узнаем новое о площади фигур.
— Какое у вас настроение?
— Я предлагаю вам отправиться в путешествие.
(показ слайда №1)
-Вы все знаете паровозик из Ромашково. Он был странный и всюду опаздывал. Начальник станции предупредил его в последний раз.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности:
Цель: 1). Тренировать способность к составлению произведений по тексту задач; давать характеристику трёхзначным и именованным числам.
2). Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение.
3). Организовать затруднение в индивидуальной деятельности и его фиксацию учащимися в громкой речи.
-Паровозик скоро отправиться в путь. Вы получите на проезд билеты, если решите задачу:
«В поезде 9 вагонов. Каким по счёту будет наш 6 вагон, если счёт вести от «хвоста» поезда?»
(9-5=4 вагон)
-Получите билеты у паровозика.
(учащиеся берут билеты в макете паровозика из Ромашково)
-Рассмотрите билет. Эта модель современного билета.
(показ слайда №2)
-Откройте последний листок билета, оторвите его и прочитайте задание.
1). Дайте характеристику числа 333. 2). Выразите 333 см в разных единицах измерения : 333 см=…м …дм …см=… м …см= …дм …см 333 см²= …дм² …см²
-Дайте характеристику числу 333.
(333 – трёхзначное число, которое состоит 3 сотен 3десятков 3 единиц; предыдущее число – 332, последующее – 334.)
— Чему равна сумма цифр? (9)
-Выразите 333 см и 333 см² в разных единицах измерения:
-О единицах измерения каких величин мы говорим?
( о единицах измерения длины и S )
-Давайте повторим счёт через 3 (от 3 до 30)
(выполняется счёт, стоя около своих мест и хлопая ритмично в ладоши)
(показ слайда № 3)
— Ну, что это! Камнепад! Завалило железную дорогу. Паровозик не может проехать. Вы можете помочь паровозику.
— Оторвите синий листок билета и выполните задание.
«Блиц-турнир» 1).В одном купе нашего поезда 4 человека. Сколько человек едет в трёх таких купе? 2).Длина железнодорожного билета равна a см, а ширина – — b см. Какова его площадь?
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цель: 1). Выявить и зафиксировать место и причину затруднения;
2). Согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на 3 этапе:
— В каком задании вы не смогли составить выражение? (при нахождение S )
— Почему не смогли найти S ? ( не знаем, как найти площадь, не знаем зависимость между площадью и длинами его сторон).
— Поставьте перед собой цель. (нам надо узнать, как найти площадь прямоугольника)
— Значит, какова тема урока? («Площадь прямоугольника»)
(тему записать на доске)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: 1). Сформировать способность к вычислению площади прямоугольника, проводя исследования взаимосвязи между сторонами и площадью прямоугольника.
2). Ввести в речевую практику термин «формула».
Организация учебного процесса на этапе 4:
— Откройте учебник на с.73, урок 25.
— №1 – читаем задание
— Как разбит прямоугольник в первом случае? (1 способ)
(на 4 полоски по 3 см каждая)
— Значит, чему равна площадь? (3·4=3+3+3+3=12см²)
— Что такое умножение? (это сложение одинаковых слагаемых)
— 2-ой способ: этот же прямоугольник можно разбить на 3 полоски по 4 см² каждая. Назовите решение. (4·3=4+4+4=12 см²)
— Как найти S ? ( в обоих случаях для нахождения S перемножаются числа, выражающие длины его сторон)
— Сделаем вывод: (показ слайда №4)
— Площадь прямоугольника равна произведению длин его
сторон. Длины сторон прямоугольника должны быть в одинаковых единицах измерениях.
— Записать полученный вывод можно в виде равенства:
S=a·b, где
а – длина прямоугольника,
b – ширина прямоугольника,
S – площадь прямоугольника.
— Это равенство в математике называют «формулой».
— Прочитаем правило на стр.73.
— Теперь давайте вернёмся к задаче «Блиц – турнира», которую вы не смогли решить. Работать будете парами.
— Измерьте стороны билета и найдите его площадь.
( S = 20·8 = 20+20+20+20+20+20+20+20=160 см²)
(показ слайда №5)
— Дорога от камнепада расчищена и мы продолжаем свой путь.
Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: зафиксировать во внешней речи правильные способы действий, вызвавших затруднение.
Организация учебного процесса на 5 этапе:
— Ребята, а мы будем учиться находить S
— №2, стр. 73.
— Читаем задание и выполняем. ( измерь стороны прямоугольников и найди их площадь).
(задание выполняется с комментированием)
— Что вы заметили при выполнение задания №2(б)?
( у квадрата все стороны равны, поэтому можно было измерить только одну сторону).
Физминутка
(ученики под песню «Паровозик из Ромашково»
двигаются друг за другом паровозиком)
(показ слайда №6)
— Выехав на горку, паровозик вдруг остановился и сказал:
«Закат. Если мы его не увидим, то может быть опоздаем на всю жизнь…»
— А пока паровозик любуется закатом, нас ждёт самостоятельная работа.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на нахождение площади прямоугольника.
2). Организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 6:
— №3(а) – прочитайте задание и выполните его самостоятельно. Если правильно вычислите площадь, узнаете кто из великих русских учёных в 1927 году изобрёл бесколёсный поезд.
(ученики выполняют задание)
(в тетради: 8·4=8+8+8+8=32см²)
— Посмотрите на слайд с ответами. Назовите правильный ответ.
(показ слайда №7)
Включение в систему знаний и повторение
Цель: 1) Закрепить смысл умножения при составлении таблицы умножения на 3, мотивируя значение изучение таблицы.
2). Закрепить умения составлять произведение по тексту задач.
Организация учебного процесса на этапе 7:
-Вы выполнили задание и паровозик поехал дальше. А мы переходим к этапу повторения изученных знаний.
— №5(а), стр.75 – заполним таблицу (с комментированием).
(таблица умножения на 3)
— №5(б,), стр.75 – по таблице решаем примеры (с коммент.)
— Обратите внимание, что при решении примеров удобнее пользоваться готовыми результатами умножения, а не вычисляя их каждый раз заново.
— №5(в), стр.75 – по заданию.
(произведения заменены суммами, которые заключены в скобках. А поскольку действие сложение в скобках выполняется первым, то сначала делают умножение, а потом сложение и вычитание).
— №7, стр.75 – вычислительный алгоритм, представленный в виде блок-схемы, используется действие умножения на 3.
(готовые результаты умножения на 3 можно брать из таблицы в №5(а))
— Вы хорошо справились с заданием. Наш паровозик скоро прибудет на станцию «Калуга-2», правда с небольшим опозданием. Но это сказочный паровозик, а на наших дорогах поезда никогда не опаздывают.
8.Рефлексия деятельности.
Цель: 1).Зафиксировать в речи новый способ действий изученного на уроке.
2). Зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления.
3). Оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 8:
— Что мы узнали нового на уроке? (как найти площадь прямоугольника).
— Как найти S ? (надо длину умножить на ширину)
— Оцените свою работу на уроке. Возьмите «Листки настроения» и обведите на листочке слова, соответствующие вашему настроению, состоянию. Отдайте свои листочки паровозику.
(показ слайда № 8)
— Домашнее задание: с.75, №8,10.