Предмет — математика. Класс: 5
Тема урока: Объем прямоугольного параллелепипеда
Главная дидактическая цель: закрепление навыков нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда и площади его поверхности, обучение решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе сравнительного анализа своей деятельности.
Регулятивные: умения определять последовательность своих действий и работать по составленному плану, навыки самоконтроля и коррекции. Коммуникативные: умения выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь другого, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного), добывать новые знания, развивать навыки доказательного рассуждения, логическое мышление.
УМК урока: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, изд-во «Просвещение»
Оборудование: коробка картонная (40 х 60 х 34), пакеты из-под сока (6 х 17 х 10), лента, бумага оберточная, иллюстрации.
Оформление доски: Рисунки с изображением сказочных героев Карлсона (слева) Малыша и торта (справа) (Приложение 1). Между ними пять перевернутых листов (Приложение 2).
Методы и формы организации обучения: работа в группах, практическая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, выполнение тренировочных упражнений
Ход урока
I. Оргмомент, мотивация учащихся Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, потому что у нас в гостях сказочные герои. Вы узнали этих героев? У Малыша сегодня день рождения и мы вместе с Карлсоном отправляемся к нему в гости. Давайте поспешим, тем более, что там уже приготовлен вкусный торт. А заодно будем зарабатывать хорошую оценку. Чем больше листочков откроем в пути, тем лучше оценка. Листы для самооценки лежат у вас на партах (Приложение 3). Итак, в путь.
II. Актуализация знаний. Тест. На день рождения принято дарить подарки. Давайте выполним первое задание и узнаем, какой подарок приготовил Карлсон своему другу. Задание: ответить на вопросы теста, выписать букву, соответствующую верному варианту ответа.
1.Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед? А -6 Б -8 В- 12
2. Если у прямоугольного параллелепипеда закрасить одинаковым цветом равные грани, то сколько цветов потребуется?
А -2 Б -3 В- 4
3. Какую форму имеют грани прямоугольного параллелепипеда?
А -треугольники Б -квадраты В- прямоугольники
4. Сколько рёбер у прямоугольного параллелепипеда?
А -6 Б -8 В- 12
5. Сколько измерений у прямоугольного параллелепипеда? А -2 Б -3 В- 4
6. Какое понятие является здесь лишним? А -длина Б — высота В- скорость С — ширина
7. Сколько равных граней у куба? А -6 Б -4 В- 3
Пользуясь таблицей, составьте из выписанных букв слово:
А | Б | В | С | |
1 | В | С | К |
|
2 | О | А | Е |
|
3 | Н | Г | Р |
|
4 | И | А | Е |
|
5 | М | Н | В |
|
6 | Я | Э | Ь | Ы |
7 | Е | Н | Т |
|
(Получается цепочка АБВВБВА, из которой складывается слово ВАРЕНЬЕ)
И так, мы узнали, какой подарок приготовил Карлсон своему другу и тем самым выполнили первое задание (открываем первый перевернутый лист на доске). Поставьте себе столько баллов, сколько верных ответов получили.
III. Организация деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях.
1.Карлсон решил подарить Малышу свое любимое варенье, которое расфасовано в пакеты. Все пакеты он решил сложить в картонную коробку. (Пакеты для варенья и картонная коробка на столе учителя, демонстрируем их детям. Можно использовать пакеты из-под сока, но поменять наклейки) Как узнать, сколько пакетов можно положить в эту коробку? (обсуждаем план работы, проводим необходимые измерения и расчеты. Работа в парах. Одна пара находит объем коробки, остальным раздаются пакеты для варенья. Результаты измерений и расчетов озвучиваются, на доске делаются записи, после этого каждая пара находит количество пакетов, которые Карлсон может сложить в коробку.
По окончании работы открываем второй листок и оцениваем себя на этом этапе работы.
2.Итак, мы сделали еще один шаг к праздничному торту. Чтобы коробка стала праздничной, давайте обклеим ее красивой бумагой. Ребята, как узнать, сколько для этого потребуется бумаги? (Нужно найти площадь поверхности коробки). Нужно ли нам делать какие-либо измерения? (Нет, можно воспользоваться теми, которые получила первая группа). Подпишем длину, ширину и высоту коробки на рисунке 2. Обсуждаем план работы, проводим необходимые расчеты (практическая работа в парах + по окончании открываем следующую картинку. Оцениваем себя на этом этапе работы.
3. Получилась красивая подарочная коробка. Осталось перевязать наш подарок лентой и завязать бантик. Сколько понадобится ленты? (не забудьте на бантик добавить еще 50 см. ) (работаем + открываем лист 4 и оцениваем себя.
Ну вот мы и добрались до Малыша и его вкусного торта. Но у нас остался не перевернутым еще один листок. (открываем последнюю картинку. Лист 5). Малыш любит математику и поэтому предложил друзьям разные задачи.
Задача 1. Карлсон решил задание Малыша. Не ошибся ли он? Проверьте и запишите правильный ответ, если допущена ошибка.
7 дм³ 245 см³ = 7245 см³
4 дм³ 50 см³ =450 см³
1 м³ 590 дм³ = 159 дм³
7 м³ 15 дм³ =7015 дм³
3 литра = 30 дм³
III. Итог урока. Рефлексия. Давайте повторим, что мы делали сегодня на уроке и какие знания нам помогли справиться с заданиями (шаг 1. Мы узнали, много ли подарков войдет в коробку. Для этого мы нашли объем прямоугольного параллелепипеда. и.т.д.)
IV. Оценки. Нам удалось перевернуть все листочки. Посчитайте, сколько баллов вы заработали и переведите их в оценку.
V. Домашнее задание. Придумать и записать 5 примеров, показывающих, где в жизни нужно
н
аходить периметр, площадь или объем. Вы можете обратиться к родителям.
Приложение 3.
Критерии оценивания
Количество баллов | Макс. кол-во баллов | |
№ 1 (тест) | Соответствует количеству верных ответов | 7 |
№2 (нахождение кол-ва коробок в упаковке | 1 — верно произведены измерения 2 — верно найден объем коробки 2 — верно найдено количество пачек ( за каждую вычислительную ошибку отнимается по 1 баллу) | 5 |
№ 3 (нахождение площади оберточной бумаги) | 2 — верно найдена площадь граней 2 — верно найдена площадь поверхности ( за каждую вычислительную ошибку отнимается по 1 баллу) | 4 |
№ 4 (нахождение длины ленты) | 3— верно найдена длина ленты 2— допущена вычислительная ошибка | 3 |
№ 5 (задача от Малыша) | Задача — по 1 баллу за каждый правильный ответ
| 5 |
Итого | 23 — 24 баллов — оценка «5» 17 — 22 балла — оценка «4» 13 — 16 баллов — оценка «3» | 24
|