Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
|
|
Урок обобщения в 8 классе по теме:
«Площади. Теорема Пифагора.»
Разработка учителя математики
I категории
Илясовой Галины Константиновны
г. Майкоп
2015 год
Урок обобщения по теме:
«Площади. Теорема Пифагора»
Геометрия 8 класс включает изучение вопросов:
“Площадь треугольника”
“Площадь параллелограмма”
“Площадь трапеции”
“Теорема Пифагора”
Основная цель: создать условия для формирования учащимися понятия площади, развития умений вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, а также теорему Пифагора.
Цель урока: создать условия для
закрепления знаний, умения и навыков учащихся по теме “Площади”,
совершенствования навыков решения задач на применение теоремы Пифагора,
обобщения и систематизации теоретических знаний учащихся по теме “Площади” и “Теорема Пифагора”,
обобщение понятий: теорема Пифагора; основание, высота, диагонали.
Оборудование урока:
Плакат “Площади” (Рисунок 1);
Теоретический тест в двух вариантах;
Карточки с готовыми чертежами к задачам (устная работа);
Конверты с задачами для самостоятельной работы (индивидуальные).
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оргформа: урок-практикум.
совместно с учащимися формулируем тему урока;
совместно с учащимися ставим задачи урока;
определяем основные этапы урока, для этого обратиться к учащимся с вопросами:
какую тему мы изучили?
что нужно знать по темам “Площади”, теорема Пифагора?
каким образом это можно закрепить?
1. Проверка теории (учащиеся получают тест).
Вариант 1.
Выбери верные утверждения:
а) Площадь параллелограмма равна:
произведению его сторон;
произведению его высот;
произведению его стороны на высоту, проведенную к данной стороне.
б) Площадь квадрата со стороной 3см равна:
6 см2;
8 см;
9 см2.
в) Закончите предложение: “Площадь ромба равна…
произведению его сторон;
половине произведения его диагоналей;
произведению его стороны и высоты.
г) По формуле можно вычислить:
площадь треугольника;
площадь прямоугольника;
площадь параллелограмма.
д) Площадь трапеции АВСД с основаниями АВ и СД и высотой ВО вычисляется по формуле:
е) Теорема Пифагора утверждает, что в прямоугольном треугольнике:
квадрат гипотенузы равен квадрату катета;
квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов;
сумма квадратов катетов равна гипотенузе.
Вариант 2.
Выберите верные утверждения:
а) Площадь квадрата равна:
произведению его сторон;
квадрату его стороны;
произведению его сторон на высоту.
б) Площадь параллелограмма равна:
произведению его смежных сторон;
произведению его высоты на сторону;
произведению его основания на высоту, проведенную к данному основанию.
в) По формуле S=d*d /2 можно вычислить площадь:
ромба;
треугольника;
параллелограмма.
г) Площадь треугольника равна половине произведения:
оснований;
основания на высоту, проведенную к данному основанию;
его высот.
д) Площадь трапеции АВСД с основаниями ВС и АД и высотой ВН равна
S=(AB+CD)/2*BH;
S=(AD+BC)/2/BH;
S=(BC+AD)/2*BH.
е) Теорема Пифагора утверждает, что в прямоугольном треугольнике:
квадрат катета равен квадрату гипотенузы;
квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов;
сумма квадратов катетов равна гипотенузе.
Учащиеся ставят знак + в выбранном ответе. По таблице ответов проводят взаимоконтроль в парах.
Таблица ответов:
а | б | в | г | д | е | |
1 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 2 |
2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 |
2. Решение задач по готовым чертежам.
а) Решите устно, найдите площади фигур:
3. Решение задач письменно в тетрадях с последующей самопроверкой (по вариантам)
Вариант 1.
Дано: АВСD – трапеция; ВС : АD = 2 : 3; ВК = 6; SABCD = 60. Найти: BC, AD
Вариант 2.
Дано: ABC; A = C = 75°; АВ = 12. Найти: SABC
Решения:
Вариант 1.
Дано: АВСD – трапеция; ВС : АD = 2 : 3; ВК = 6; SABCD = 60.
Найти: BC, AD
Решение:
Пусть х — коэффициент пропорциональности. Тогда ВС=2х, АD=3х.
По условию SABCD = 60, получим , 60 = 15х, х = 4,
значит ВС = 2*4=8, AD = 3*4=12.
Ответ: ВС = 8, AD = 12.
Вариант 2.
Дано: ABC; A = C = 75°; АВ = 12. Найти: SABC
Решение: ABC; A = C= 75°, В = 30°.
АВ = ВС = 12 см.
Проведем АМ ┴ ВС. Рассмотрим ABМ: М = 90°, В = 30°, значит АМ = АВ = 6.
SABC = АМ * ВС = * 6 * 12 = 36.
Ответ: 36.
Ответы:
Вариант 1 ВС=8, AD=12;
Вариант-2 SABC=36
4. Самостоятельная работа. (Каждый учащийся получает конверт с задачами 2-х уровней и сам выбирает задание на основе своего уровня подготовки).
Критерий оценки:
1 уровень – “3” — №1; “4” — №1, №2.
2 уровень – “4” — №1; “5” — №1, №2.
1 уровень
Вариант 2 | |
1. Диагонали ромба 12 см и 16 см Найти сторону ромба | 1. Стороны прямоугольника 5 см и 12 см. Найти диагональ прямоугольника. |
2. Найдите площадь равностороннего треугольника, сторона которого равна 12 см. | 2. Стороны AB и BC ABC равны соответственно 8 см и 4,8 см., а высота, проведенная к стороне АВ, равна 6 см. Найти высоту, проведенную к стороне ВС. |
2 уровень
1. В прямоугольной трапеции боковые стороны равны 15 см и 9 см, а большее основание 20 см. Найти площадь трапеции. | |
2. Высота ВK ромба АВСD делит сторону АD на отрезки АК=6 см. и KD=4 см. Найти площадь ромба и его диагонали. | 2. Диагонали ромба равны 18 и 24 см. Найти периметр ромба и расстояние между параллельными сторонами. |
Взаимопроверка работ в парах (готовое решение на доске). (См. Приложение 1).
Чему вы научились при изучении темы раздела;
Какими навыками, умениями овладели;
Какими формулами, понятиями воспользовались при решении задач?
Решение каких задач показалось вам сложным?
Какие вопросы требуется вашего особого внимания?
Какие задачи вам понравилось решать?
Всем учащимся: Стр. 133 (1-10) № 503;
Дополнительно: № 518 а) (с.135)