Класс: 7.
Цель урока: систематизация умений, навыков решать задачи на признаки равенства треугольников.
Задачи: 1) систематизировать и обобщить знания и умения решать задачи, используя признаки равенства треугольников.
2) УУД: — Познавательные: развивать основы логического и алгоритмического мышления; расширять кругозор учащихся; учить произвольно и осознанно владеть приемами решения задач.
Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий, к осознанию уровня и качества усвоения результата; проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные: строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками, внимания, памяти; формировать познавательный интерес к изучению математики.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор,
экран,
презентация, созданная в программе Power Point,
приложения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Педагогические технологии: здоровьесбережения; информационно-коммуникационные; педагогики сотрудничества; парной и групповой деятельности; проблемного обучения.
Структура урока:
Вступительное слово учителя.
Выполнение упражнений в процессе урока-игры.
Подведение итогов игры.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока.
На слайде расположена таблица (слайд 1).
Реши! | Проверь! | |
Подумай!
| Отгадай! | Кот в мешке |
Вступительное слово учителя.
— Ребята, сегодня на уроке мы с вами поиграем в игру «Крестики-нолики». Для этого вы разделились на две команды, выбрали капитанов команд. Только для того, чтобы игроки вашей команды могли поставить в клеточке знак «крестик» или «нолик», вы должны выполнить задание.
Я желаю вам удачи! Пусть победит сильнейший!
2. Выполнение упражнений в процессе урока-игры.
Начинается игра с сектора «Вспомни!». Капитаны подходят к учителю и получают листы с кроссвордами (Приложение 1). Капитан отгадывает и вписывает одно слово кроссворда, затем передает на первую парту следующим членам команды. Работа проходит в парах: следующая пара учеников отгадывает и вписывает одно слово, передает следующей паре и т.д. Отгаданный кроссворд капитан передает учителю. За каждое правильно отгаданное слово команда получает по 1 баллу. Та команда, которая выполнила быстрее и отгадала все правильно, получает дополнительно 1 балл. Самопроверка (слайд 2).
Следующий сектор выбирает выигравшая команда. Сектора выбираются в любом порядке. Любой из секторов разрешается один раз заменить «Гимнастикой для глаз» (слайд 15. Переход на этот слайд при нажатии на смайлик на слайде 2).
Задания секторов.
«Вспомни!»
По горизонтали: 1.Треугольник, у которого две стороны равны. 3. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. 4.Утвердение, справедливость которого устанавливается путем рассуждений. 6. Отрезок, соединяющий две точки окружности.
По вертикали: 2. Луч, исходящий из начала угла и делящий угол пополам.5. Элемент треугольника.
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Реши!».
Решение задач (слайд 4).
Каждая команда поучает листок с задачами (Приложение 2). Команда, решившая первой, выдвигает 1 ученика к доске, который объясняет решение.
Даны две окружности с общим центром в точке О, АС и ВD – диаметры этих окружностей. Докажите, что треугольники АВО и СDО равны.
На основании АС равнобедренного треугольника АВС отмечены точки D и Е так, что угол АВD и угол СВЕ равны. Докажите, что треугольник DВЕ – равнобедренный.
Стороны АВ и ВС треугольника АВС соответственно равны сторонам СD и DА треугольника СDА. Определить градусную меру угла АВС, если угол СDА равен 127°.
«Проверь!»
Тестирование (слайды 5-6). В тесте 5 заданий. После ответа появляется картинка. Если картинка цветная – значит ответ верный, черно-белая – неверный. Если есть компьютер у каждого ученика, то в конце теста у каждого ученика можно увидеть количество правильных ответов. Если же нет такой возможности, то тест можно показывать на экране или распечатать на каждого ученика, затем провести самопроверку или взаимопроверку (Приложение 3).
Оценивание: 5 верных заданий – 5, 4-4, 3-3, 2 и менее – 2.
«Подумай!»
Решение задач по готовым чертежам (слайды 7-10). Первый поднявший руку, выходит к доске и отвечает от своей команды (команды отвечают по очереди. Если команда не смогла ответить, тогда ответ переходит к другой команде).
О
А
В
Найти углы треугольника ВОА.
А О В
Найдите пары равных треугольников и докажите их равенство.
В В F С
С
А Е D
D D
С А
Докажите, что угол ВАD равен углу ВСD.
В
С
А
D
«Отгадай!»
«Конкурс капитанов» (слайд 11)
Капитаны по очереди отгадывают ребусы. Если капитан не угадал, то ход переходит противнику.
Ответы: отрезок, задача, уравнение, ответ, точка, равенство.
«Кот в мешке».
Задача на построение (слайд 12).
Проблема: необходимо угол, равный 135°, разделить на три равные части с помощью циркуля и линейки. Как можно это сделать?
(Задача имеет не одно решение).
Учащиеся каждой команды обсуждают решение, затем желающие выходят к доске и рассказывают свое решение. За каждое верное решение команда получает по 1 баллу.
3. Подведение итогов.
— Подошла к концу игра. Давайте подведем итоги.
Объявляется команда-победитель.
Рефлексия.
-У каждого из вас на парте лежит листочек (Приложение 4). Заполните его и сдайте (слайд 13).
| |
Я умею решать задачи |
|
Мне важно научиться выполнять эти задания |
|
Мне было интересно на уроке |
|
Мне было неинтересно на уроке |
|
Домашнее задание.
Составить самостоятельную работу из 2 заданий по теме «Признаки равенства треугольников» для одноклассника (с решением) (слайд 14).
Литература и источники:
Атанасян Л.С., В.Ф.Бутузов, Глазков Ю.А и др. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учеб.: Кн.для учителя – М.:Просвещение,1999
Атанасян Л.С., В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Геометрия. 7 – 9: учебн.для общеобразоват. учреждений. 18-е изд. — М.: Просвещение, 2008
Жохов В.И., Карташева Г.Д., Крайнева Л.Б. Уроки геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации и примерное планирование:К учебнику Л.С.Атанасяна и др. – М.:Мнемозина, 2002
https://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi/rebusi-slova/82-rebusi-po-matematike.html