Автор: Добриян Валентина Васильевна
Название ОУ: Лингвистическая школа- лицей
Должность автора: учитель математики
ТЕМА: Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Цели:
а) образовательные – сформировать знания, умения и навыки построения перпендикуляра и наклонной к прямой;
б) развивающие – вырабатывать внимание, логическое мышление, грамотную речь, интерес к предмету;
в) воспитательные – прививать аккуратность, ответственность и уважение к одноклассникам, умение слушать, отстаивать свое мнение.
Основные термины и понятия: наклонная, проекция, среднее пропорциональное между
отрезками.
Планируемые результаты обучения: уч-ся должны знать основные понятия, уметь их
применять при решении задач.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности
Класс: 8
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация знаний.
Что называют треугольником?
Соотношение между сторонами и углами треугольника.
III. Формирование новых понятий и способов действия
Рис. 1.
1) Рассмотрим прямую m и точку Аm (см. рис. 1 на доске и в тетрадях). Проведем [AC]m, Cm. Как называются: [AC]? Точка С? [перпендикуляр к прямой m; основание перпендикуляра] Сколько перпендикуляров можно провести из данной точки к данной прямой? Вm и В С, [AB] – наклонная к прямой m;
В – основание наклонной;
[BC] – проекция этой наклонной, то есть, отрезок, соединяющий основания перпендикуляра и наклонной.
Сколько наклонных можно провести из точки А к данной прямой? Сравните длину любой и наклонной с длиной перпендикуляра.
Сформулируйте соответствующее свойство наклонной и докажите его. [Если из одной точки к прямой проведены перпендикуляр и наклонная, то длина наклонной больше длины перпендикуляра]
Теорема. Наклонные, проведенные из данной точки к данной прямой равны т. и т. т., когда равны их проекции.
Дано: Аm; [AC]m, Cm. [AB] и [AD] – наклонные к m.
Доказать: |АВ| = |AD| |CВ| = |CD|.
Доказательство. 1) Если |АВ| = |AD|, то [AC] – высота в р/б ВАD, проведенная к основанию, следовательно, [AC] – медиана, то есть, |CВ| = |CD|, ч. т. д.
2) Если |СВ| = |CD|, то [AC] – высота и медиана в ВАD, значит он – р/б, то есть, |АВ| = |АD|, ч. т. д.
Решить задачи:
1) Найдите |АС| (см. рис. ) []
2) Найдите радиус окружности, описанной около треугольника АВС (см. рис. ) []
3) Между двумя фабричными зданиями устроен покатый желоб для передачи материалов. Расстояние между зданиями равно 10м, а концы желоба расположены на высоте 8м и 4 м над землей. Найдите длину желоба.
4) Из точки, не лежащей на данной прямой, проведен перпендикуляр к прямой, длина которого 24 см, и наклонная длиной 25 см. Найдите периметр образовавшегося треугольника.
5) Из точки, не лежащей на данной прямой, проведены к прямой две наклонные к1 и к2, проекции которых равны 5 см и 8 см соответственно. Какая из наклонных имеет большую длину? Ответ объясните.
Решение:
№ 1. ВС=АВ (по теореме о 30); ВС=1
По теореме Пифагора АС2= АВ2-ВС2→ АС=
№ 2. Треугольник АВС- прямоугольный, равнобедренный АС=СВ=6см, по теореме Пифагора АВ= см, радиус окружности описанной около прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, следовательно R=см.
№ 3.
В
А 10м К
8м
4м С 10м Д
АВСД- прямоугольная трапеция. Проведем высоту АК=СД=10 м. АСКД- прямоугольник, АС=КД= 4 м КВ= 8-4=4 м. Треугольник АКВ- прямоугольный, по теореме Пифагора имеем, АВ=
А
№ 4.
а В С
т.к АВ треугольник АВС- прямоугольны. По тереме Пифагора ВС==7 см.
Р=25+24+7=56 см.
№5
5см 3см
V. Домашнее задание :
№ 1. Из точки, не лежащей на данной прямой, проведены перпендикуляр к прямой и наклонная длиной 26 см. Проекция наклонной на данную прямую равна 10 см. Найдите периметр образовавшегося треугольника.
№ 2. Из точки, не лежащей на данной прямой, проведены к прямой две наклонные к1 и к2, длина которых равны 14 см и 13 см соответственно. Какая из наклонных имеет большую проекцию? Ответ объясните.
VI. Подведение итогов урока : выставление оценок, выявление лучшего, поощрение отдельных учащихся и т. п.