Цель урока:
Обучающие:
привести в систему теоретические знания по теме «Четырехугольники»;
закрепить навыки решения задач по данной теме;
определить сферы практического применения знаний.
Развивающие:
развивать мыслительные операции (проведение аналогии, анализ, синтез);
развивать пространственное мышление;
развивать логическое мышление.
Воспитывающие:
прививать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;
прививать интерес к предмету.
Тип урока: систематизация знаний по теме «Четырехугольники».
Форма урока: общественный смотр знаний
Оборудование урока:
компьютер;
интерактивная доска
доска;
презентация к уроку;
раздаточный материал;
карточки с задачами;
листы с готовыми чертежами;
Презентация проводится в первой половине урока и помогает систематизировать теоретические знания в игровой форме.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ВСТУПЛЕНИЕ:
«Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы тот, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия — интересный и нужный предмет.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело: Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Сегодня на уроке проведем общественный смотр знаний по теме «Четырехугольники».
ПЛАН УРОКА. Урок пройдет в три этапа:
Повторение основных положений теории по теме «Четырехугольники «;
Применение знаний на практике. Решение задач.
Итоги урока.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Блиц опрос ( На бланке ответов наносят знаки —, если ответ отрицательный, и знак + , если ответ положительный, на остальные вопросы записывается ответ.
Презентация
Черный ящик. По одному члену команды по очереди выбирают фигуру из черного ящика и отвечают на вопросы. Фигуры на отдельных листах.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Решение задач. Каждая группа получает карточки с задачами. Решают эти задачи в группе за определенное время и коментируют у доски.
Конкурс художников. Каждая группа за определенное время рисует фигуру, состоящую из различных геометрических фигур.
Готовый рисунок вывешивают на доске.
Домашнее задание на тему: «Четырехугольники вокруг нас».
Каждая группа делает сообщение о практическом применении четырехугольников.
Команда I
В хирургическом отделении для пересадки кожи применяют специальную машинку, которая вырезает кожу в виде квадратов. Их располагают на обожженном участке в шахматном порядке, так как кожа имеет свойство расти во всех направлениях. Со временем промежутки между квадратами зарастают.
Игроки, играя в шахматы, фигуры по квадратам передвигают.
Команда II
В жизни параллелограмм — это рамы велосипедов, мотоциклов, где для жёсткости проведена диагональ
Команда III
Прямоугольник несёт красоту, чёткость, стройность.
Оглянитесь вокруг: стены, пол, потолок, поверхность стола, футбольное поле, грани карандашей, даже записная книжка — все это прямоугольники.
Реечный домкрат для легковых автомобилей имеет форму ромба.
ИТОГИ УРОКА
Учитель подводит итоги урока и выставляет отметки за работу на уроке. (Оценивают не только по занятому месту, но и по степени активности членов групп, опираясь на мнение руководителя группы)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Мне хочется познакомить вас со старинной игрой «Танграм». Она пришла к нам из Китая, поэтому часто ее называют «китайской головоломкой». Зародилась она 4000 лет назад (игра старше, чем шахматы). Китайцы с помощью этой игры обучали детей геометрии. Попробуйте из 7 частей квадрата составить различные виды четырехугольников. Кто справиться с этим заданием, тот по имеющимся силуэтам может составить фигуры курочки, гуся и т. д.»
Домашнее задание
Выполните практическую работу: разрежьте квадрат для составления четырех фигурок из Танграма: 2 — по образцу, 2 — придумайте сами. Наклейте части на бумагу.