Конспект урока по Геометрии «КРУГ.ОКРУЖНОСТЬ» 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «КРУГ.ОКРУЖНОСТЬ».

Учитель: Авилкина И.В.


Тип урока: Урок «открытия» новых знаний


УМК «Школа России»


Цельрасширение геометрических понятий учащихся.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.


Задачи урока:

познакомить учащихся с понятиями: окружность и круг, центр окружности, радиус окружности, научить находить радиусы на рисунках, чертить их;

— учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности, соблюдая правила безопасности;

— развивать логическое мышление, познавательную активность и речь в процессе исследовательской деятельности;

— развивать умение общаться, работать в группах и парах, развивать самооценку.


Планируемые результаты:

1)учащиеся повторят правила работы с циркулем; 2) будут учиться чертить окружности заданного радиуса и находить диаметр окружности; 3) научатся различать понятия «круг», «окружность», «шар»; 4)


Вид: Комбинированный на деятельностной основе.


Оборудование: — учебник по математике 3 класс 1 часть; составители М. И. Моро, М. А. Бантова и др.

-презентация «Круг. Окружность».

— модели геометрических фигур;

— циркули;

— ножницы;

— индивидуальные карточки.


Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;

— Тихо садитесь, друг другу улыбнитесь, и мы начинаем урок.

Создание эмонационального настроя на деятельность.


Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Развитие творческого мышления через решение логических задач.

Метод наблюдения, сравнения.

1.Найди лишнее число в каждом столбике.(Слайд 2)

2.« Продолжи ряд»(Слайд 3) (назови следующие три числа, объясни правило, по которому составлен ряд чисел).

4, 7, 11, 16, …

3.»Что лишнее?» Почему? (Слайд3)
Прямоугольник,
круг, квадрат, четырехугольник. Как назвать все оставшиеся фигуры (многоугольники)

Дайте определение, используя предыдущее слово:

Четырехугольник — это…( многоугольник, у которого 4 угла)

Прямоугольник – это…( четырехугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны.)

Квадрат — это … (прямоугольник, у которого все стороны равны).



Нахождение периметра и площади прямоугольника

(Слайд 4)+ Карточка№1 (см. Приложение)

Задание. Начертите прямоугольник со сторонами 4см и 7см. Найдите

1вариант: периметр прямоугольника

2вариант: площадь прямоугольника (2 уч-ся у доски).

-Проверьте и оцените работу друг друга.

Дополнительное задание: Что такое P? Что такое S?

Периметр – это сумма длин сторон.

Площадь – это место, которое фигура занимает на плоскости.



Выход на тему урока.

-Посмотрите на рисунок. (Слайд 5) Сколько всего прямоугольников?

Сколько всего треугольников?

-Чтобы озвучить тему урока, ответьте на вопрос: «Каких фигур в 4 раза меньше, чем прямоугольников?»

-Озвучьте тему урока. ( Тема урока «Круг»)

-Подберите к этому слову однокоренное слово, которое начинается с приставки. Уточняем тему урока: «Круг. Окружность» (Слайд 6)

Организация фронтальной работы















































Организация работы в парах.











Включение учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определение темы урока.


Работа с информацией, представленной в виде цепочки.









Формулирование и аргументирование собственного мнения.



















Индивидуальная работа



Работа в парах.

Взаимопроверка.











Озвучивание темы урока.
















Изучение нового материала.

Выявление места и причины затруднения







Построение проекта выхода из затруднения.



































Реализация построенного проекта









Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

















































































Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону




-Вам нужно выполнить следующее задание: (Слайд 6) + Карточка №2 (см. Приложение)

Начертите окружность с центром в точке О и с радиусом 3см.Чему равен диаметр этой окружности?

-Кто может выполнить задание?

-Хватит ли знаний для выполнения задания? Почему нет? (Мало знаем о круге).

-Определите цель урока. (Узнать новые сведения о круге, чтобы выполнить предложенное задание).

-Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?

(Узнать, что такое окружность, центр окружности, радиус , диаметр).

-Что будем для этого делать? Какие задачи поставим перед собой? (Чертить, искать информацию в учебнике, обсуждать.)

Что предлагается начертить в задании?

-Кто знает, как это сделать, расскажите.

— Итак, для работы нам понадобится… (циркуль)

-Обратите внимание, как пишется слово ЦИРКУЛЬ. (Слайд 7)

-На уроках труда мы уже работали с циркулем. Давайте вспомним правила безопасности при работе с этим инструментом.(Слайд 7)



-Начертите на листочке окружность.

— Какая фигура получилась? (круг/окружность)

-Закрасьте, чтобы получить круг. При закрашивании не выходите за границу круга.

-Что чертили циркулем? (Окружность)

-Что такое окружность?

-Что такое круг?

Вывод: круг – это фигура на плоскости, границей которой является окружность. Окружность — граница круга. (Слайд 8)



-Ученик подготовил задание для одноклассников: «Начерти на листочке круг и вырежи окружность». (Слайд 8)

-Правильно ли он его сформулировал?



-Какие предметы ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА имеют форму круга? Окружности? Слушайте внимательно, вдруг кто-то ошибется (дети называют предметы, поправляют в случае необходимости)

На какие группы можно разбить эти предметы? (Слайд 9)

( с точки зрения окружающего мира: естественные тела/ искусственные тела;

с точки зрения математики: круг, окружность, шар.

-Чем бильярдный шар отличается от мяча?(мяч полый)

Кто-нибудь знает, как называется такая фигура? (сфера )Если не прозвучит правильный ответ, попросить узнать дома.





-Возвращаемся к заданию. Мы начертили.. ? (окружность).

-Изучив текст в учебнике на с.94, вы должны ответить на вопросы:

1)Что такое центр окружности и радиус окружности?

-И выполнить практическую работу:

2)Обозначь на чертеже центр и радиус окружности (круга) .

3) Проведи в окружности 2-3 радиуса. Измерь их длину. Сделай вывод. Задания написаны на Карточке №3.(см.Приложение)

Доп. с.95 «Проверь себя»(?)



Проверка выполненной работы. (Слайд 9)

Кому удалось дать ответ на вопрос: Что такое центр окружности?

-Кто хочет показать и обозначить центр окружности на чертеже? (на доске).

-Кому удалось дать ответ на вопрос: Что такое радиус окружности? (отрезок, который соединяет центр окружности с какой-нибудь её точкой).

-Кто хочет начертить и обозначить радиус окружности ? ( на доске).

-Что вы узнали о радиусах одной окружности/ круга? (они равны)

-Как это доказать? (измерить длину нескольких радиусов и сравнить).



Включение учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определение цели и задач урока.

Выдвижение проблемы.





















Контроль за соблюдением правил безопасности при работе с циркулем.



































































Организация самостоятельной работы и работы в группах.





Контроль за выполнением задания

















Организация обсуждения выполненной работы.




Обсуждение проблемных вопросов и формулирование цели и задач урока.



























Повторение правил безопасности при работе с циркулем.















Сравнение понятий «круг» и «окружность»

Формулировка определений.































Применение новых знаний





















Самостоятельная работа в группах.























Самопроверка по эталону

Включение в систему знаний и повторения.






Выполнение задания.

-Вспомним наше главное задание в начале урока:

Начертите окружность с центром в точке О и радиусом 3см. Чему равен диаметр этой окружности?

-Кто может выполнить 1-ую часть задания? Как начертить окружность определенного размера? (1)Поставить точку О – центр окружности. На циркуле отложить радиус. Для этого один конец циркуля поставить на линейке на 0, другой на 3см.Вставить ножку циркуля в центр окружности и начертить её.) https://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_1/19/d-18317/18317_html_m31969f59.png


Предоставить информацию для обсуждения



Побуждение к высказыванию своего мнения




















Выполнение практического задания

Рефлексия УД на уроке



и домашнее задание


— Какова была цель нашего урока?.(Узнать, что такое окружность, центр окружности, радиус, диаметр, чтобы выполнить предложенное задание).

Достигнута ли цель?(Не совсем. Не узнали, что такое «диаметр»)

-Это будет темой нашего следующего урока.

-Оцените себя: кто может ответить, что такое круг? (окружность? центр окружности? радиус?)

-Кто еще сомневается в своих знаниях? Что вы сделаете дома? (Поработаем с учебником и CD)

-Расскажите друг другу, что вы сегодня узнали, и что нужно сделать к следующему уроку.

-Д/з CD, С.95 №3, №6 (на повторение)



— Мне очень понравилось, как вы работали. Вы себе в уроке понравились? Может, у кого-то есть пожелания?

-Спасибо за работу. Урок окончен.


Организовать беседу, связывая результаты урока с его целями.

Акцентировать внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.





Дать характеристику предложенным заданиям

















Самооценка





Работа в парах

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Пересечение фигур»



ПРИЛОЖЕНИЕ

КАРТОЧКА №1

Задание. Начертить в тетради прямоугольник со сторонами 4см и 7см.

1)Найти

1вариант: 2вариант:

периметр прямоугольника площадь прямоугольника


2) Проверить и оценить работу друг друга (смайлик).

3) Ответить на вопросы (друг другу):

Что такое периметр фигуры?

Что такое площадь фигуры?



КАРТОЧКА №2

Задание: Начертите окружность с центром в точке О и

с радиусом 3см. Чему равен диаметр этой окружности?



КАРТОЧКА №3

Изучите текст в учебнике на с.94 и ответьте на вопросы:

1)Что такое центр окружности, что такое радиус окружности?

Выполните практическую работу:

2)Обозначь на чертеже центр и радиус окружности (круга) .

3) Проведи в окружности 2-3 радиуса. Измерь их длину. Сделай вывод.



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Геометрия: