КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «КРУГ.ОКРУЖНОСТЬ».
Учитель: Авилкина И.В.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
УМК «Школа России»
Цель – расширение геометрических понятий учащихся.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока:
— познакомить учащихся с понятиями: окружность и круг, центр окружности, радиус окружности, научить находить радиусы на рисунках, чертить их;
— учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности, соблюдая правила безопасности;
— развивать логическое мышление, познавательную активность и речь в процессе исследовательской деятельности;
— развивать умение общаться, работать в группах и парах, развивать самооценку.
Планируемые результаты:
1)учащиеся повторят правила работы с циркулем; 2) будут учиться чертить окружности заданного радиуса и находить диаметр окружности; 3) научатся различать понятия «круг», «окружность», «шар»; 4)
Вид: Комбинированный на деятельностной основе.
Оборудование: — учебник по математике 3 класс 1 часть; составители М. И. Моро, М. А. Бантова и др.
-презентация «Круг. Окружность».
— модели геометрических фигур;
— циркули;
— ножницы;
— индивидуальные карточки.
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности; | — Тихо садитесь, друг другу улыбнитесь, и мы начинаем урок. | Создание эмонационального настроя на деятельность. |
|
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
| Развитие творческого мышления через решение логических задач. Метод наблюдения, сравнения. 1.Найди лишнее число в каждом столбике.(Слайд 2) 2.« Продолжи ряд»(Слайд 3) (назови следующие три числа, объясни правило, по которому составлен ряд чисел). 4, 7, 11, 16, … 3.»Что лишнее?» Почему? (Слайд3) Дайте определение, используя предыдущее слово: Четырехугольник — это…( многоугольник, у которого 4 угла) Прямоугольник – это…( четырехугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны.) Квадрат — это … (прямоугольник, у которого все стороны равны).
Нахождение периметра и площади прямоугольника (Слайд 4)+ Карточка№1 (см. Приложение) Задание. Начертите прямоугольник со сторонами 4см и 7см. Найдите 1вариант: периметр прямоугольника 2вариант: площадь прямоугольника (2 уч-ся у доски). -Проверьте и оцените работу друг друга. Дополнительное задание: Что такое P? Что такое S? Периметр – это сумма длин сторон. Площадь – это место, которое фигура занимает на плоскости.
Выход на тему урока. -Посмотрите на рисунок. (Слайд 5) Сколько всего прямоугольников? Сколько всего треугольников? -Чтобы озвучить тему урока, ответьте на вопрос: «Каких фигур в 4 раза меньше, чем прямоугольников?» -Озвучьте тему урока. ( Тема урока «Круг») -Подберите к этому слову однокоренное слово, которое начинается с приставки. Уточняем тему урока: «Круг. Окружность» (Слайд 6) | Организация фронтальной работы
Организация работы в парах.
Включение учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определение темы урока.
| Работа с информацией, представленной в виде цепочки.
Формулирование и аргументирование собственного мнения.
Индивидуальная работа
Работа в парах. Взаимопроверка.
Озвучивание темы урока.
|
Изучение нового материала. Выявление места и причины затруднения
Построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
-Вам нужно выполнить следующее задание: (Слайд 6) + Карточка №2 (см. Приложение) Начертите окружность с центром в точке О и с радиусом 3см.Чему равен диаметр этой окружности? -Кто может выполнить задание? -Хватит ли знаний для выполнения задания? Почему нет? (Мало знаем о круге). -Определите цель урока. (Узнать новые сведения о круге, чтобы выполнить предложенное задание). -Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Узнать, что такое окружность, центр окружности, радиус , диаметр). -Что будем для этого делать? Какие задачи поставим перед собой? (Чертить, искать информацию в учебнике, обсуждать.) —Что предлагается начертить в задании? -Кто знает, как это сделать, расскажите. — Итак, для работы нам понадобится… (циркуль) -Обратите внимание, как пишется слово ЦИРКУЛЬ. (Слайд 7) -На уроках труда мы уже работали с циркулем. Давайте вспомним правила безопасности при работе с этим инструментом.(Слайд 7)
-Начертите на листочке окружность. — Какая фигура получилась? (круг/окружность) -Закрасьте, чтобы получить круг. При закрашивании не выходите за границу круга. -Что чертили циркулем? (Окружность) -Что такое окружность? -Что такое круг? Вывод: круг – это фигура на плоскости, границей которой является окружность. Окружность — граница круга. (Слайд 8)
-Ученик подготовил задание для одноклассников: «Начерти на листочке круг и вырежи окружность». (Слайд 8) -Правильно ли он его сформулировал?
-Какие предметы ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА имеют форму круга? Окружности? Слушайте внимательно, вдруг кто-то ошибется (дети называют предметы, поправляют в случае необходимости) —На какие группы можно разбить эти предметы? (Слайд 9) ( с точки зрения окружающего мира: естественные тела/ искусственные тела; с точки зрения математики: круг, окружность, шар. -Чем бильярдный шар отличается от мяча?(мяч полый) —Кто-нибудь знает, как называется такая фигура? (сфера )Если не прозвучит правильный ответ, попросить узнать дома.
-Возвращаемся к заданию. Мы начертили.. ? (окружность). -Изучив текст в учебнике на с.94, вы должны ответить на вопросы: 1)Что такое центр окружности и радиус окружности? -И выполнить практическую работу: 2)Обозначь на чертеже центр и радиус окружности (круга) . 3) Проведи в окружности 2-3 радиуса. Измерь их длину. Сделай вывод. Задания написаны на Карточке №3.(см.Приложение) Доп. с.95 «Проверь себя»(?)
Проверка выполненной работы. (Слайд 9) —Кому удалось дать ответ на вопрос: Что такое центр окружности? -Кто хочет показать и обозначить центр окружности на чертеже? (на доске). -Кому удалось дать ответ на вопрос: Что такое радиус окружности? (отрезок, который соединяет центр окружности с какой-нибудь её точкой). -Кто хочет начертить и обозначить радиус окружности ? ( на доске). -Что вы узнали о радиусах одной окружности/ круга? (они равны) -Как это доказать? (измерить длину нескольких радиусов и сравнить). |
Включение учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определение цели и задач урока. Выдвижение проблемы.
Контроль за соблюдением правил безопасности при работе с циркулем.
Организация самостоятельной работы и работы в группах.
Контроль за выполнением задания
Организация обсуждения выполненной работы.
| Обсуждение проблемных вопросов и формулирование цели и задач урока.
Повторение правил безопасности при работе с циркулем.
Сравнение понятий «круг» и «окружность» Формулировка определений.
Применение новых знаний
Самостоятельная работа в группах.
Самопроверка по эталону |
Включение в систему знаний и повторения.
| Выполнение задания. -Вспомним наше главное задание в начале урока: Начертите окружность с центром в точке О и радиусом 3см. Чему равен диаметр этой окружности? -Кто может выполнить 1-ую часть задания? Как начертить окружность определенного размера? (1)Поставить точку О – центр окружности. На циркуле отложить радиус. Для этого один конец циркуля поставить на линейке на 0, другой на 3см.Вставить ножку циркуля в центр окружности и начертить её.)
|
Предоставить информацию для обсуждения
Побуждение к высказыванию своего мнения
|
Выполнение практического задания |
Рефлексия УД на уроке
и домашнее задание
| — Какова была цель нашего урока?.(Узнать, что такое окружность, центр окружности, радиус, диаметр, чтобы выполнить предложенное задание). —Достигнута ли цель?(Не совсем. Не узнали, что такое «диаметр») -Это будет темой нашего следующего урока. -Оцените себя: кто может ответить, что такое круг? (окружность? центр окружности? радиус?) -Кто еще сомневается в своих знаниях? Что вы сделаете дома? (Поработаем с учебником и CD) -Расскажите друг другу, что вы сегодня узнали, и что нужно сделать к следующему уроку. -Д/з CD, С.95 №3, №6 (на повторение)
— Мне очень понравилось, как вы работали. Вы себе в уроке понравились? Может, у кого-то есть пожелания? -Спасибо за работу. Урок окончен.
| Организовать беседу, связывая результаты урока с его целями. Акцентировать внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Дать характеристику предложенным заданиям |
Самооценка
Работа в парах |
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАРТОЧКА №1
Задание. Начертить в тетради прямоугольник со сторонами 4см и 7см.
1)Найти
1вариант: 2вариант:
периметр прямоугольника площадь прямоугольника
2) Проверить и оценить работу друг друга (смайлик).
3) Ответить на вопросы (друг другу):
Что такое периметр фигуры?
Что такое площадь фигуры?
КАРТОЧКА №2
Задание: Начертите окружность с центром в точке О и
с радиусом 3см. Чему равен диаметр этой окружности?
КАРТОЧКА №3
Изучите текст в учебнике на с.94 и ответьте на вопросы:
1)Что такое центр окружности, что такое радиус окружности?
Выполните практическую работу:
2)Обозначь на чертеже центр и радиус окружности (круга) .
3) Проведи в окружности 2-3 радиуса. Измерь их длину. Сделай вывод.