Урок по теме «Медиана, биссектриса, высота треугольника»
Разработала учитель математики МБОУ СОШ №2 с. Александров-Гай Уразова Ольга Владимировна
Предмет -геометрия, класс-7
Учебник -Геометрия7-9, Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф.
Урок формирования нового знания.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения | |
Предметные | уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие медиана, биссектриса, высота треугольника | 3 — 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
умение выполнять построения высоты, биссектисы, медианы | 2 уровень — построение по алгоритму. | |
Регулятивные | самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном | 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму |
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними | |
Познавательные | закрепляют навыки и умения применять построение элементов трегольника в новых условиях | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач
|
Коммуникативные | умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. | 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Личностные | формировать внимательность и аккуратность при выполнении построений, требовательное отношение к себе и своей работе. | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Структура и ход урока
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД | |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
| Включаются в деловой ритм урока.
| 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация повторения основных элементов треугольника. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | 2 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 3 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений | Показать построение медиан, высот и биссектрис на различных моделях. | Организация и контроль за действиями обучающихся | Работают в группах над поставленными задачами | 15 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 |
|
6. Применение знаний и умений в практических заданиях | Показать применение знаний на практике | Организация исследовательской деятельности | Поиск путей решения проблемы | 10 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
7. Контроль усвоения, самооценка, взаимооценка | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество усвоения материала | Учащиеся анализируют свою работу и работу своих одноклассников в группе по листам самооценивания. | 4 | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: умение оценивать труд другого человека Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку других. |
8. Рефлексия (подведение итогов урока) | Получить количественную оценку работы | Принимает итоги работы групп, оценку организации урока | Учащиеся заполняют рефлексивную мишень | 5 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке, организацию урока.
|
9. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 3 |
|
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
1. Организационный этап
| Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.(наличие инструментов ит .д.)
| Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания |
2. Актуализация знаний
|
Давайте вспомним с какой геометрической фигурой мы работали последние уроки. Назовите элементы треугольника. Можете ли вы дать еще какую-либо информацию о треугольнике? | Учащиеся предлагают свои варианты ответов. |
3. Мотивация учебной деятельности, постановка цели и задач урока | Есть ли в треугольнике неизвестные вам элементы? (Учитель показывает модель треугольника, на котором проведены три отрезка-медиана, высота и биссектриса и просит обучающихся назвать данные элементы). Что же вы будете изучать на уроке? (презентация слайд 2-4). | Ученики дают свои ответы. Использую презентацию-разгадав ребусы ученики выводят тему урока. Формулируют задачи на урок. |
3. Этап изучение нового материала.
| Для знакомства с понятиями -медиана, биссектриса и высота вам необходимо выполнить задания маршрутного листа. (приложение 1)
|
Учащиеся в группах получают маршрутные листы и выполняют предписания, используя учебник.
|
Этап первичное осмысление и закрепление знаний |
| Учащиеся дают свои ответы.Проверяют свои выводы путем просмотра презентации. Выполняют исследовательскую работу, делятся своими выводами, приходят к общему решению.
|
Физпауза | 5. Физкультминутка Давайте немного отдохнем. Возьмитесь за руки и почуствуйте теплоту и поддержку своего соседа по группе. Не расцепляя рук-потяните их вверх, назад, к центру стола, сделайте наклон вправо, влево. | Учащиеся повторяют действия.
|
Этап применения изученного материала на практике | Мы продолжаем наш урок следующим стихотворением. У кошки маленький котеночек подрос. Каждая группа получает каркасную модель пирамиды, нитки, ножницы, бумагу, пластилин. Ваша задача без транспортира, линейки «провести» медиану, биссектрису и высоту в любом выбранном вами треугольнике данной модели. | Учащиеся делают вывод о необходимости проверить полученные знания на практике.
Обучающиеся пытаются найти решение проблемы используя весь «подручный материал», развивают свою смекалку, находчивость, практическую сметливость.
|
Рефлексия.Этап подведение итогов. Домашнее задание. | Итак, вернемся к началу урока и вспомним слова известного французского математика. Смогли ли мы на уроке воплотить его слова вжизнь? На ваших столах лежат «мишени» для оценивания урока. (приложение 3) Если урок достиг цели: вам было интересно, понятно, вы получили что-то новое-то оцениваете ближе к центру мишени, в противном случае-дальше. Заполните и листы оценивания вашей работы на уроке.
Домашнее задание: п. 17 -выучить определения. № 103, по рабочей тетради .т №63
| Ученики заполняют «мишень», сдают карточки самооценивания.
Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы. |
Приложение 1
Приложение 1
Маршрутный лист группы №3
Часть 1
Работа в тетради | |
1) Прочитать пункт 17. | 1) Записать тему урока |
2) Найти определение медианы | 2) записать опред медианы |
3) Найти определение биссектрисы | 3) записать опред биссектрисы |
4) Найти определение высоты | 4) записать опред высоты |
К каждому рисунку подписать соответствующее название, обозначив предварительно треугольники и отрезки, проведенные в них.
Сравнить результаты с одноклассниками своей группы.
Найти правильное решение.
Выполнить данные чертежи в рабочих тетерадях с обозначениями, записать дано: к каждому чертежу.
Сравнить свои результаты с образцом на доске. Если ошибся-исправь.
Часть 2
Исследовательская работа
1.Разбейтесь в группе по парам.
2.Каждая пара выбирает из заготовок на парте один цвет и проводит соответствующие построения в треугольниках, используя геометрические инстументы-линейку , транспортир:
а) зеленые треугольники-провести все высоты
б) красные- провести все биссектрисы
в) желтые треугольники-провести все медианы.
3.На основе выполненных построений и наблюдений —записать в тетрадь вывод.
4.Поделиться своими выводами с товарищами по группе.
Приложение 2
Приложение 2
Подберите рифму :
Медиана-
Биссектриса-
Высота-
а) лошадь, б) жемчуг, в) крыса, г) хвост кота, д) обезьяна, е) медведь.
Приложение 3