Урок: математики в 5 классе по программе Г.В.Дорофеева
Тема: Многоугольники
Разработчик: Княжева Наталья Александровна, учитель математики МКОУ СОШ пгт Подосиновец, вторая квалификационная категория
Тип урока: урок изучения нового учебного материала и его первичного закрепления
Общедидактическая цель: создать условия для усвоения материала по теме «Многоугольники», выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
1.Образовательный аспект: способствовать формированию знаний о многоугольнике, о диагонали многоугольника.
2. Развивающий аспект: содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности через заполнение таблицы самооценки и самоконтроля, рефлексивную деятельность;
3. Воспитательный аспект: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной и фронтальной работы.
Оборудование:
Проектор, мультимедийная презентация, маршрутные листы ученика.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация начала занятия
Подготовка к основному этапу.
Усвоение новых знаний и способов деятельности
Первичная проверка понимания
Подведение итогов занятия Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Рефлексия
| Здравствуйте ребята, садитесь. Поднимите руки те, кто любит путешествовать? А вот ответьте на вопрос: для чего люди путешествуют? Вот и мы сегодня отправимся в виртуальное путешествие в мир математики. Закройте на минуту глаза. Мысленно представьте, как мы переносимся в мир математики. Здесь много неизведанных областей. Откройте глаза, куда же мы с вами попали? Посмотрите, перед вами карта. Посмотрите внимательно (карту вынести на слайд: отрезки ломаные углы МНОГОУГОЛЬНИКИ) Из какой области математики эти рисунки? Правильно, мы попали в мир геометрии, но это всего лишь частичка этого мира. Что же нам неизвестно из этого мира? Как видите что-то уже известно, а еще многое предстоит узнать. Где нам недостаточно знаний? Как будет звучать тема сегодняшнего урока? Запишем тему в маршрутный лист: Многоугольники (на слайде) Каждый путешественник делает записи о чем-то интересном, чтобы было что потом рассказать знакомым. Для нас, ребята, это будут маршрутные листы. Перед вами таблица самоконтроля и самооценки. Отметьте в таблице что мы уже знаем из этого мира
Итак, что мы должны знать и уметь по теме «многоугольники»? Запишите в маршрутном листе. По возвращению на Родину, каждый из вас, уважаемые путешественники, должен 1. 2. 3
1. Знать определение многоугольника 2. Познакомиться с диагональю и научиться её строить 3. Находить периметр многоугольников. (на слайд) Это и будет целью нашего путешествия. Чтобы получить достоверную информации в виртуальном мире мы должны ввести верный пароль Но у нас его нет. Нужно его получить Задание 1 I Назовите все отрезки, которые вы видите на слайде II А) Назовите номера тех фигур, которые являются замкнутыми ломаными. Б) Назовите незамкнутые ломаные. III Выбери верное утверждение Угол — это …. А) геометрическая фигура, состоящая из двух лучей Б) геометрическая фигура, состоящая из двух прямых, пересекающихся в одной точке В) геометрическая фигура, которая состоит и двух лучей, выходящих из одной точки IV «Заполните таблицу»
Проверим, что у вас получилось. Самопроверка Ответы на слайде Продолжите фразу: При нахождении пароля мне было легко (трудно) выполнять задание, так как ________________________________________________ Заполним таблицу самоконтроля Мы получили пароли (у каждого свои), состоящие из + и —
Ну вот, пароль готов. Мы можем получать достоверную информацию про многоугольники. Прислушайтесь повнимательней, слово многоугольник что означает? Слово многоугольник указывает на то, что у всех фигур этого мира много углов. Но чтобы носить гордое имя многоугольник недостаточно иметь много углов. Вот 4 фигуры: одна из них является многоугольником, а другая нет.(на слайде 4 фигуры, одна из которых многоугольник, а другие нет)
Какая фигура, по Вашему мнению, является многоугольником? А как Вы думаете почему? Так что же такое многоугольник?
Задание 2 Составьте определение многоугольника Перед Вами карточки со словами. (ограниченная, без самопересечений, замкнутой, фигура, линией, ломаной) Вынесено на слайд Работа в парах .Составьте из них определение многоугольника и запишите в маршрутный лист. Многоугольник – это фигура ограниченная замкнутой ломаной линией без самопересечений. (Слайд) Мы составили определение верно (неверно), так как _______________________________ Информация получена. Но в этот мир проникают и вирусы, как в любой виртуальный мир. Попробуйте их найти.
Задание 3. Определите лишние фигуры. (На слайде фигуры) Почему они лишние? Отлично, вирус удален Нам нужно сохранить информацию, а мы даже имени у многоугольников не знаем.
Каждый житель мира Многоугольников имеет своё имя. Какие виды многоугольников вы знаете? Давайте знакомиться.(5-ти угольник на слайде).
Задание 4 Подчеркни то, что для тебя новое Этот многоугольник является пятиугольником, обозначается АВСДЕ или ВСДЕА, или СДЕАВ, или ДЕАВС, или ЕАВСД. Пятиугольник имеет 5 углов, 5 сторон. Точки А,В,С,Д,Е- вершины многоугольника. Отрезки, соединяющие вершины-стороны пятиугольника. Для вершины А соседними будут вершины В и Е, Для вершины В – А и С, для вершины С – В и Д, для вершины Д – С и Е , для вершины Е – Д и А.
Выполняя задание я узнал, что ___________________
В мире многоугольников всё имело форму многоугольников, даже виртуальное озеро.(Слайд) Ребята, что это за фигура? В вершинах пятиугольного озера расположились 5 интернет-пользователей. Они дружили между собой и им приходилось общаться только передвигаясь по берегу озера.
Но на дорогу уходило так много времени. Ребята, а нельзя ли найти более короткий путь?
Без волшебства не обойтись! Тут появилась волшебница этой страны. — Зовут меня диагональ и я отрезок, так и знай, и вам друзья могу помочь, в том сомневаться нет причины, могу легко соединить две несоседние вершины, за это все и там и тут меня волшебницей зовут. Волшебница диагональ очень помогла пользователям. Она соединила несоседние вершины многоугольного озера и теперь они общаются намного быстрее
Ребята, так что же такое диагональ?
Задание5 У вас на столах лежат многоугольники. Работа по плану в парах. 1 Построй многоугольник 2. Обозначь его 3. Выпиши вершины и стороны многоугольника 4. Для любых двух вершин запиши соседние вершины 5. Постройте все диагонали многоугольника. Дополни фразу: Я легко выполнил задание , так как ____
Мои хорошие, пора и домой Время нашего путешествия истекает, необходимо срочно вернуться домой. Найдите быстрым способом периметры фигур и вы вернётесь домой целыми и невредимыми. Ребята, что называют периметром многоугольника?
Задание 6 Найди периметр многоугольника рациональным способом Решаем три задачи на нахождение периметра.
Ну вот мы и дома .Мы в своём родном классе, перед вами маршрутные листы. Заполним лист самоконтроля. Добились ли мы цели сегодняшнего путешествия?
Вам предлагаю несколько вариантов домашнего задания. Сделайте свой выбор и обоснуйте его. Вариант1.Повторить теоретические сведения согласно таблице самоконтроля. Выполнив необходимые измерения найти периметр кабинета математики. Вариант2 Творческое задание. Руководствуясь источниками информации познакомиться с понятием «геометрический паркет». Придумать свой паркет из многоугольников (работу выполнить из цветной бумаги) Дополните фразу: я выбрал __ вариант, так так__________
В конце маршрутного листа у вас написаны виды деятельности на уроке. Проранжируйте по степени привлекательности для вас Какой вид деятельности понравился больше: — Работать по плану — Оценивать свои знания — Работать в парах — Заполнять таблицу -Самостоятельно строить многоугольники -Вычислять периметр многоугольников -Слушать объяснения учителя — Находить лишние фигуры.
Спасибо за работу на уроке | ответы детей. —Чтобы узнать что-то новое
-геометрии
— многоугольники формулируют тему урока «Многоугольники» и записывают в маршрутный лист
Работают с таблицей, заполняют столбик «самооценка»
Формулируют цели урока
Корректируют свои цели в маршрутном листе
Отвечают на вопросы задания
Сверяют с ответами на слайде Дописывают фразу
Отвечают на вопросы
Работают в парах Составляют определение, записывают в маршрутный лист
Находят лишнее, Определяют почему они выбрали эти фигуры Отвечают треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т.д.
Работают с текстом, выделяя новое для себя
Записывают в маршрутный лист
-пятиугольник
Говорят, что можно напрямую, построив мост
Ответы детей
Ведут запись в маршрутных листах
Вычисляют периметр Запись в маршрутном листе
-ответы детей.
Запись в листах
Выбирают домашнее задание, дополняют фразу
Ранжируют виды деятельности по степени значимости и объясняют свои предпочтения
|