Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6
План – конспект урока по теме:
«Параллелограмм»
Выполнила: учитель математики
первой категории Кривцова Л.А.
Сальск, 2014г.
Тема урока: Параллелограмм
Тип урока: «Открытие нового знания»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по определению свойств параллелограмма и первичному закреплению новых знаний.
Задачи:
Предметного направления:
— формирование понятий параллелограмма и его свойств;
— отработка навыков применения свойств параллелограмма в решении задач.
Личностного направления:
— создание условий для развития умений анализировать познавательный объект;
— развитие умений выделять главное в познавательном объекте;
— развитие умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
— развитие креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач
Метапредметного направления:
— формирование умений определять и формулировать темы урока с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке;
— формирование умений планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
— формирование умений высказывать своё предположение;
— формирование умений слушать и понимать речь других;
— формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
— формирование умений добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Учебник: Л.С. Атанасян «Геометрия 7- 9»
План урока (длительность урока – 45 мин.):
1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (5 мин)
3. Выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения (9 мин)
4. Реализация построенного проекта в решении задач (25 мин)
5. Психологическая разгрузка(3мин)
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
| Мотивация к учебной деятельности | Приветствует обучающихся, настраивает на работу, Создаёт рабочий настрой на урок. «Слушаю – забываю. Смотрю – запоминаю. Делаю — понимаю» | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, читают эпиграф.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
| Актуализация знаний и пробное учебное действие | 1. Актуализирует учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала. Организует и регулирует работу учащихся по определению темы урока.
| Отвечают на вопросы учителя; распознают перечисленные элементы на чертеже Многоугольник, количество сторон и углов которого равно четырем Прямоугольник, квадрат Четырехугольник, у которого все углы по 90 , а также противоположные стороны равны и … параллельны Можно…экспериментируют Стороны равны и параллельны Назовем его параллелограмм Параллелограмм и его свойства Формулируют тему и цели урока, записывают в тетрадь тему | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, формулируют тему и цели урока, записывают в тетрадь тему. Коммуникативное УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
| Выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения | Создаёт проблемную ситуацию, вызывающую у учеников затруднения и формирующую потребность обсуждения. Рассмотрим свойства параллелограмма: 1)назовите элементы параллелограмма; 2)что вы можете о них сказать; 3)докажите…может быть провести дополнительную линию; 4)давайте проведем еще одну диагональ, что вы можете предположить; 5)докажем? Что нам опять поможет?… 6)как построить параллелограмм, без ошибок 7)что можно сказать о смежных углах параллелограмма и почему?
| Отвечают на вопросы учителя, анализируют, приходят к выводу о связи между углами и дугами окружности. Стороны и углы Противоположные стороны и углы равны Да , диагональ, которая разделит нашу фигуру на два равных треугольника(указывают равные элементы Возможно диагонали делятся точкой пересечения пополам Равенство треугольников Две противоположные стороны всегда должны быть равны и параллельны. В сумме составляют 180º, т.к односторонние Формулируют задачи урока: — формирование понятий параллелограмма и его свойств; — отработка навыков применения свойств параллелограмма в решении задач Работа в парах. Учащимся необходимо проговорить друг другу определение и два свойства параллелограмма, один проговаривает – второй проверяет по учебнику, затем наоборот.
| Познавательные: Самостоятельное формулирование свойств параллелограммаРегулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. Коммуникативное УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать, принимать точку зрения других |
| Реализация построенного проекта в решении задач, первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Контролирует создание учащимися способов решения данных задач: Психологическая разгрузка: игра «Пантомима» Учитель называет номер задачи и ученика одной из групп (задачи прилагаются в конце) Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала в решении задач, коррекция выявленных пробелов, | Работа в творческих группах. Класс делится на три группы. Каждая группа получает одинаковые задачи : Всем группах необходимо решить как можно больше задач и подготовить выступление по ним. Выступать может один человек от группы, а может несколько человек. в которой на произвольные предложения учителя школьники реагируют импровизацией группы мышц, при этом осуществляется релаксация группы мышц за счет положительных эмоций учеников ученик рассказывает свое решение, если у оставшихся групп есть более рациональное решение этой же задачи, то за него они получают бонус Обучающиеся, получившие наибольшее количество бонусов в конце урока получают оценку, зависящую от количества решенных задач и полученных бонусов. Обучающиеся , имеющие трудности в изучении предмета могут получить оценку «3» за решение простейших задач, имеющихся в предложенном материале | Коммуникативные УУД: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, умеют принимать точку зрения других; Познавательные УУД: самостоятельное решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование.
|
| Рефлексия учебной деятельности на уроке | Комментирует домашнее задание: Пункт 42, вопросы 6-8, №372(а,в) ,376(в) для учеников с хорошей и отличной подготовкой 9,10 из предложенных задач на уроке Что нового узнали на уроке? Какое открытие сделали для себя сегодня? Достигли мы той цели, которую ставили в начале урока? У кого возникли трудности? Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!» — Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. — Кто работал как первый человек? — Кто работал добросовестно? — Кто принимал участие в строительстве храма? | Записываю задание. Отвечают на вопросы учителя: а) проводят рефлексивный анализ своей учебной деятельности с точки зрения выполнения поставленной задачи б) оценивают собственную деятельность на уроке.
| Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при общении с учителем и одноклассниками; Познавательные УУД: рефлексия. |
Приложение: задачи, предлагаемые для решения в классе и дома
«Параллелограмм» | |
1) Один угол параллелограмма больше другого на 94 . Найдите больший угол. Ответ дайте в градусах. | 6) Периметр параллелограмма равен 44. Одна сторона параллелограмма на 6 больше другой. Найдите меньшую сторону параллелограмма. |
2) Найдите тупой угол параллелограмма, если его острый угол равен 56 . Ответ дайте в градусах. | 7) Две стороны параллелограмма относятся как 3:17, а периметр его равен 20. Найдите большую сторону параллелограмма. |
3) Разность углов, прилежащих к одной стороне параллелограмма, равна 22. Найдите меньший угол параллелограмма. Ответ дайте в градусах. | 8) Найдите больший угол параллелограмма, если два его угла относятся как 29:43. Ответ дайте в градусах. |
4) Диагональ параллелограмма образует с двумя его сторонами углы 67 и 21. Найдите больший угол параллелограмма. Ответ дайте в градусах. | 9) Биссектриса тупого угла параллелограмма делит противоположную сторону в отношении 3:4, считая от вершины острого угла. Найдите большую сторону параллелограмма, если его периметр равен 11. |
5) Сумма двух углов параллелограмма равна 76. Найдите один из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах. | 10) Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 45. Из точки, взятой на основании этого треугольника, проведены две прямые, параллельные боковым сторонам. Найдите периметр получившегося параллелограмма. |