Разработка урока по теме: «Площадь треугольника», 9 класс
учителя математики МОУ СОШ №1
п. Селижарово Андреевой Т.В.
Разработка урока по теме: «Площадь треугольника».
9 класс. Подготовка к ГИА.
Цель урока:
— Систематизировать знания учащихся по теме;
— Проверить уровень усвоения материала;
— Формировать познавательную активность, умение работать рационально, самостоятельно;
-Развивать культуру математической речи.
Задачи урока:
— Повторить формулы площади треугольника;
— Рассмотреть решение типовых задач;
— Закрепить навыки решения задач по данным формулам;
— Научить работать самостоятельно.
Оборудование:
интерактивная доска, раздаточный материал, листы самопроверки.
Ход урока:
1. Организационный момент: (объявление темы, цели, задачи урока).
— Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к итоговой аттестации. Тема урока: «Площадь треугольника». С материалами по данной теме мы знакомились и работали в 7-9 классах. А как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (слайд 1-2).
2. Домашним заданием было повторить формулы площади треугольника. Возьмите листы самопроверки и в строке «формулы» запишите все формулы, которые вы знаете для нахождения площади треугольника. Проверьте результат (слайд 3).
В графе самооценки отметьте, сколько формул вы записали правильно.
Хочу вам напомнить еще несколько формул, встречающихся при решении задач на нахождение площади треугольника (слайд 4-5).
3. Одним из вопросов экзамена в разделе «Геометрия» надо установить истинность утверждений. Предлагаю соревнование по вариантам. Ученик 1 варианта выбирает вопрос на экране и ученика со 2 варианта, который будет отвечать на вопрос, а потом наоборот. Все остальные фиксируют свои ответы в листах самооценки (презентация «теоретический квадрат»). Отметьте сколько у вас правильных ответов. (Приложение1).
4. Более подготовленным учащимся предлагается решить задачи самостоятельно и записать их решение на доске (Приложение2).
5. Фронтальная работа. Решение задач (слайды7 -14). По выбору учителя.
Решения задач учащиеся записывают в листах самопроверки.
6. Проверяется решение задач на доске.
7. Самостоятельная работа (Приложение3).
Ответы учащиеся записывают в лист самопроверки.
8. Проверка самостоятельной работы (слайд 15).
9. Подведение итога урока (слайд 16).
10. Домашнее задание: решить не менее 4 задач (Приложение4).
Приложение 1.
Теоретический «квадрат».
Если гипотенуза одного прямоугольного треугольника равна гипотенузе другого прямоугольного треугольника, то треугольники равны (неверно).
Если сторона и два угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум углам другого треугольника, то такие треугольники равны (неверно).
Если вписанный угол равен 60°, то центральный угол, опирающийся на ту же дугу окружности, равен 30°(неверно).
Любые два равнобедренных треугольника подобны (верно).
Любые два прямоугольных треугольника подобны (неверно).
Площадь треугольника равна произведению его сторон на высоту, проведенную к этой стороне (неверно).
Площадь треугольника равна половине произведению его стороны на высоту (неверно).
Сумма углов прямоугольного треугольника равна 180° (верно).
Треугольники со сторонами 1, 2, 3 не существует (верно).
Треугольник АВС, у которого АВ=5, ВС=6, АС=7, является прямоугольным (неверно).
В прямоугольном треугольнике квадрат катета равен разности квадратов гипотенузы и другого катета (верно).
Стороны равнобедренного треугольника равны 12 см и 5 см.
Основанием является сторона 12 см (неверно).
Приложение 2.
Карточки.
Задача №1.
В равностороннем треугольнике АВС проведена средняя линия DF. Вычислите площадь четырехугольника ADFC, если периметр ∆FDB равен 18 см.
Задача №2.
В треугольнике АВС стороны равны 5, 6 и 7.
Найдите радиус окружности, описанной около треугольника.
Задача №3.
В треугольнике АВС сторона ВС =34 см. Перпендикуляр MN, проведенный из середины ВС к прямой АС, делит сторону АС
на отрезки AN = 25 см и NC = 15 см.
Найдите площадь треугольника АВС.
Приложение 3.
Самостоятельная работа.
Вариант
Площадь прямоугольного треугольника равна 224. Один из его катетов равен 28.
Найдите другой катет.
Площадь треугольника АВС равна 168. DE – средняя линия. Найдите площадь треугольника CDE.
Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 52, а основание равно 96. Найдите площадь этого треугольника.
В треугольнике АВС АВ=АС=4, а cos A= — . Найдите площадь треугольника.
В треугольнике АВС проведена высота СН. Известно, что АВ=3СН, СН=3. Найдите площадь треугольника.
2 вариант.
Найдите площадь треугольника, две стороны которого равны 44 и 8, а угол между ними равен 30°.
Площадь прямоугольного треугольника равна 105. Один из его катетов на 1 больше другого. Найдите меньший катет.
Угол при вершине, противолежащий основанию равнобедренного треугольника, равен 150°. Найдите боковую сторону треугольника, если его площадь равна 25.
Периметр треугольника равен 96, а радиус вписанной окружности равен 16. Найдите площадь этого треугольника.
В прямоугольном треугольнике высота, проведенная из вершины прямого угла, равна медиане, проведенной из того же угла. Гипотенуза этого треугольника равна 6. Найдите его площадь.
Приложение 4.
Домашнее задание:
Угол при вершине, противолежащий основанию равнобедренного треугольника, равен 150°. Боковая сторона треугольника равна 2. Найдите площадь треугольника.
Площадь прямоугольного треугольника равна 69. Один из его катетов равен 23. Найдите другой катет.
Найдите площадь треугольника, две стороны которого равны 16 и 12, а угол между ними равен 30°.
Площадь треугольника АВС равна 12, DE – средняя линия. Найдите площадь треугольника CDE.
Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 85, а основание равно 150. Найдите площадь этого треугольника.
Угол при вершине, противолежащий основанию равнобедренного треугольника, равен 30°. Найдите боковую сторону треугольника, если его площадь равна 529.
Периметр треугольника равен 8, а радиус вписанной окружности равен 2. Найдите площадь этого треугольника.