Конспект урока по теме: «Признаки равенства прямоугольных треугольников», геометрия-7 класс
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
обучающая: рассмотреть и доказать признаки равенства прямоугольных треугольников и научить применять их при решении задач;
развивающая: развивать у учащихся познавательный интерес к предмету;
воспитательная: воспитывать внимание, аккуратность, расширять кругозор.
План урока (продолжительность- 45 минут)
1.Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Устная работа.
4. Объяснение нового материала.
5. Закрепление.
6. Самостоятельная работа.
7. Задание на дом. Итоги урока.
Мотивация учебной деятельности.
На уроке учащимся понадобятся знания признаков равенства треугольников, умение отличать прямоугольный треугольник от произвольного, умения сравнивать чертежи и находить на них одинаковые элементы.
Каждый этап урока оценивается самими учащимися и заносятся в лист контроля. В конце урока подводится итог.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ: Ф.И.___________________________________________________
Вид деятельности | Оценка | Варианты ответов | |
1
| Домашняя работа: кроссворды |
|
|
Домашняя работа: сведения из истории |
|
| |
2 | Устная работа №1 |
|
|
3 | Тест |
|
|
4 | Новый материал |
|
|
5 | Устная работа №2 |
|
|
6 | Работа в парах |
|
|
7 | Самостоятельная работа |
|
|
8 | Общий итог (средний балл) |
|
|
Ход урока.
Орг. момент. Объявить цель урока и результаты, которые необходимо получить.
Проверка домашнего задания. Вывешиваются сделанные учащимися кроссворды по теме «Треугольники» (три-пять человек выбирают понравившиеся им кроссворды и разгадывают). В это время другие учащиеся показывают презентации из истории математики, связанные с понятием прямоугольного треугольника.
Устная работа. Проводится с целью обобщения знаний по теме «Треугольники» в виде теста. Тест содержит основные понятия прямоугольного треугольника. Вопросы типа:
1. Прямоугольным называется треугольник, у которого:
А) все углы прямые;
Б) два угла прямых;
В) один прямой угол.
2. В прямоугольном треугольнике всегда:
А) два угла острых, один прямой;
Б) один острый угол, один прямой угол и один тупой угол;
В) все углы прямые.
3. Стороны прямоугольного треугольника, образующие прямой угол, называются:
А) сторонами треугольника;
Б) катетами треугольника;
Г) гипотенузами треугольника.
4. Сторона прямоугольного треугольника, противолежащая прямому углу, называется:
А) стороной треугольника;
Б) катетом треугольника;
В) гипотенузой треугольника.
5. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна:
А) 180о;
В) 100о;
В) 90о.
6. Катет, лежащий против угла в 30о, равен:
А) гипотенузе;
Б) половине гипотенузы;
В) другому катету.
Оценивание проводят сами учащиеся, используя критерии:
6 «+» — «5»;
5-4 «+» — «4»;
3-2 «+» — «3»;
1 «+» — «2».
Устная работа (задания- на доске).
1) Являются ли треугольники прямоугольными? (обосновать ответы)
А)
Б)
2) Найти стороны треугольника: MN, MK, OK.
Объяснение нового материала.
А) Сформулировать признаки равенства треугольников и определить признак равенства к рисунку:
Б) Сформулировать признаки равенства прямоугольных треугольников, используя признаки равенства произвольных треугольников:
А) по двум катетам
Б) по катету и гипотенузе
В) по катету и прилежащему острому углу
Г) по катету и противолежащему острому углу
Д) по гипотенузе и острому углу
Закрепление.
Найти пары равных треугольников и указать признак, на основании которого можно утверждать, что треугольники равны.
Устная работа 2 (работа в парах)
На каждую парту выдаются 5 карточек с треугольниками. Нужно записать пары равных треугольников и указать признак равенства, который был применен.
Проверка производится в устной форме по записи в тетрадях:
∆ABC=∆CDF по двум катетам
∆MKO=∆PRT по гипотенузе и острому углу
∆SYX без пары.
6.Самостоятельная работа.
Определить признак равенства треугольников.
Вариант 1.
Вариант 2.
Ответы:
А) по гипотенузе и катету;
Б) по катету и противолежащему острому углу.
В) по гипотенузе и острому углу.
Обмениваются тетрадями и выставляют оценки, сверяя ответы в тетрадях с ответами на доске. Критерии: 3 «+» — «5», 2 «+» — «4», 1 «+» — «3»,
0 «+» — «2».
7. Задание на дом. Итоги урока.
Вопросы к классу:
Отличаются ли признаки равенства треугольников произвольных и прямоугольных?
Сколько признаков равенства у каждого вида треугольников? Назвать их.
Выставляется в листе самооценки средний балл.
Домашнее задание п.3, пункт 35; № 262, 268.