Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 10
Урок по математике УМК “Школа 2100” 4 класс
«Площадь прямоугольного треугольника»
подготовила
учитель начальных классов
высшей категории
МОУ гимназии № 10
Г. Волгограда
Сергеева Светлана Станиславовна
Волгоград 2013
Тема: «Площадь прямоугольного треугольника»
Цель: Дать представление о прямоугольном треугольнике, вывести формулу площади прямоугольного треугольника. Тренировать навыки решения составных уравнений.
Оборудование: лист бумаги, ножницы, карточки, словарь, карточки с формулами.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Постановка проблемы.
«Открытие» нового знания.
Практическая работа.
Первичное закрепление.
Повторение.
Рефлексия.
Ход урока.
1. Организационный момент.
« Вспомнить всё, что мы учили,
Ничего ведь не забыли.
Рисуем, чертим, вычисляем.
Геометрию мы знаем.»
2. Актуализация знаний.
слайд 2
На доске опорная схема «S = а · в»
— Найди площадь прямоугольника со сторонами 3 см, 20 см и 18 см, 30 см и 27 см.
Ответы запиши в тетради.
(Коллективная проверка- 9 кв. см, 360 кв. см, 810 кв.см)
Какая из этих фигур не такая как все? (Первая фигура — квадрат)
Чем необычна? (Это прямоугольник с равными сторонами)
Назови формулу площади квадрата. (S = а · а) слайд 3
Назови формулу площади прямоугольника. (S = а · в) слайд 4
Какие ещё формулы знаете?
Кроссворд слайд 5
Если две точки соединить прямой линией, то получится…(отрезок).
Как называется сумма длин сторон многоугольника? (периметр).
От треугольника вершину,
Отрезав ножницами вмиг,
Увидим новую фигуру
И назовём её…(трапеция).
Что получится, если из одной точки провести два луча? (угол)
Какую геометрическую фигуру ограничивает окружность? (круг).
От вершины по лучу,
Словно с горки я прокачу.
Только луч теперь — она
Называется…(сторона).
Как называется большая сторона треугольника? (длина).
Сговорились две ноги
Делать дуги и круги, (циркуль)
Это колпачок клоуна, закрытый крышкой.
Я — воронка. Кто я? (конус)
Как называется точка, из которой выходят два луча и образуют угол? (вершина)
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг,
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня…( квадрат)
На доске получается такая запись.
Отрезок
Периметр
Трапеция
Угол
Круг
Сторона
Длина
Циркуль
Конус
Вершина
Квадрат
— Прочитайте по выделенным буквам название фигуры, знания о которой мы будем сегодня углублять. (треугольник)
3. Постановка проблемы. слайд 6
На доске тема «Площадь прямоугольного треугольника».
Запишите в тетради площадь прямоугольного треугольника. (…?)
Таким образом цель нашего урока:
1.Вывести площадь прямоугольного треугольника.
Уметь использовать её для решения задач.
Знать названия сторон прямоугольного треугольника.
4. « Открытие» нового знания.
Вчитайтесь в тему нашего урока.
Вспомните обозначения этих слов. Обратимся к дополнительным источникам — словари, энциклопедии.
Что такое площадь?
Какая фигура называется прямоугольником? (треугольник-фигура стремя углами, сторонами, вершинами)
Что значит прямоугольный? (прямой угол)
Что значит прямоугольный треугольник? (треугольник с прямым углом)
Знакомимся с элементами прямоугольного треугольника.
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: Какой треугольник называется прямоугольным? слайд 7
«Попарно три прямых, пересекаясь,
Мне к трём углам дают три стороны.
По — разному всегда я называюсь,
Когда углы иль стороны даны.
Коль остры все углы — я остроуголен.
С одним тупым -тупоуголен.
Коль остры два, третий прям-
Прямоугольник я
По сторонам бываю я равносторонним,
Когда все стороны равны.
Когда ж все разные даны,
То я зовусь разносторонним.
И если, наконец, равны, две стороны,
То равнобедренным я величаюсь.
Какой треугольник называется прямоугольный треугольник? (Треугольник с одним прямым углом и двумя острыми углами)
-Найдите на рисунке прямоугольные треугольники и назовите их в №1 стр.94.
Найдите прямоугольный треугольник на геометрическом человечке. слайд 8
Практическая работа. стр. 94 №4
Учимся формулировать новые знания.
У вас на партах лежат прямоугольники. Почему они так называются?
Измерьте стороны прямоугольника.(9 см и 6см) слайд 9
Разрежьте его по диагонали. Какие треугольники получились? (Одинаковые прямоугольные треугольники)
Докажите, что они одинаковые. (Наложением)
Вывод. Если фигуры одинаковые, то значит площадь одинаковая.
Какую часть от прямоугольника составляет прямоугольный треугольник? (1/2 часть)
Значит площадь прямоугольного треугольника занимает половину площади прямоугольника.
И так мы знаем формулу площади прямоугольника, мы установили, что прямоугольный треугольник составляет 1/2 от площади прямоугольника.
Выведите формулу площади прямоугольного треугольника.(высказывания детей)
S=(a · в):2 слайд 10
Вернёмся к треугольникам. Чему ровна длина и ширина.(9 см и 6 см)
Чему ровна площадь нашего прямоугольника. (Дети решают) S= 27 кв.см
Вернёмся к треугольнику. Какие углы он содержит? (Два острых и один прямой)
Как называются стороны прямоугольного треугольника?
Это вы узнаете из правила на стр. 94
Покажите стороны, которые образуют прямой угол и обведите их красным карандашом – эти стороны называются катетами.
Покажите сторону, лежащую напротив прямого угла и обведите её синим карандашом – она называется гипотенузой.
Используя эти термины, можно сформулировать правило.
«Площадь прямоугольного треугольника ровна произведению его катетов, разделённых пополам».
Вывод на стр.95
Физминутка.
6. Первичное закрепление.
A) стр. 94 № 2
Индивидуальная работа.
У доски четыре уч- ся обводят катеты красным цветом, гипотенузу — синим.
Коллективная проверка.
Б) стр. 95 № 3- фигура —ABC коллективно.
Назови стороны прямоугольного треугольника.
Назови формулу площади прямоугольного треугольника.
Найди площадь прямоугольного треугольника .
В) Контрольный тест слайд 11, 12, 13, 14
Г) Самостоятельная работа. слайд 15
Начерти прямоугольный треугольник ABC с катетами 5 см и 6 см.
Найди площадь прямоугольного треугольника.
Проверка по эталону.( 5 · 6) : 2=15 кв.см
7. Повторение.
Работа по вариантам.
Учебник стр. 95 1 вариант-№ 7(а)
2 вариант- № 7(б)
Проверка фронтальная.
8.Рефлексия.
Какие цели ставили?
Как найти площадь прямоугольного треугольника?
Как называются стороны прямоугольного треугольника?
Как вы оцениваете свою работу? (Шкала успеха)
Всё ли вам было понятно?.
Спасибо за урок.
Список использованных источников : Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 4-го класса в 3-х частях. Издание 3-е, испр.- М.: Баласс; Школьный дом, 2010. (Образовательная система “Школа 2100”)