государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Троицкое
муниципального района Сызранский Самарской области
Разработал и провёл учитель математики
Пуговкина Татьяна Викторовна
с. Троицкое
2013-2014 учебный год
Конспект урока по геометрии.
Класс: 8.
Дата проведения: 15.12.2013г.
Время проведения: 11.20-12.05 час.
Тема урока: Теорема Пифагора.
Цель урока: Изучить теорему Пифагора.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с теоремой Пифагора и способами её доказательства.
2. Воспитание ответственности, самостоятельности, умений оценивать свои знания, учиться работать на доверии, самопроверке.
3. Формирование организованности, ответственности, дисциплинированности, культуры общения учащихся.
План урока:
I. Подготовительный этап.
II. Изучение теоремы.
III. Закрепление теоремы.
IV. Заключительный.
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Оборудование урока: ПК, экран, презентация урока (слайды- карта Средиземного моря, портрет Пифагора, вопросы и задания), модель для доказательства теоремы Пифагора, пентаграммы с иголками, карточки с заданием на дом.
Ход урока.
На экране появляется карта Средиземного моря (в течение урока слайды сменяют друг друга).
У А
Подготовительный этап.
Повторение. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
(По рисунку 1)
Как называется фигура, изображённая на рисунке 1?
Какой треугольник называется прямоугольным?
Как называются его стороны?
Что такое гипотенуза?
Ч С В
Назовите по рисунку гипотенузу и катеты.
Как найти площадь прямоугольного треугольника? Рис. 1
Катеты прямоугольного треугольника равны
16см и 10см. Чему равна его площадь?
В С
(По рисунку 2)
1) Какая фигура изображена на рисунке 2?
2) Что такое квадрат?
3) Как найти его площадь?
4 D
5 А
Рис. 2
У 9
На земле мы преодолели расстояние 12 км.
Какой путь пролетел самолёт в воздухе с момента взлёта (рис. 3)?
12
Рис. 3
Практическая работа.
С В b N C a
В a
и гипотенузой с и достроим его до квадрата со стороной а+ b.
П M b c
Р c
Найдём площадь квадрата ABCD:
b c
Т P c
a
D
K А b a А
Рис. 4
II. Изучение теоремы.
Сделаем вывод: в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Доказательство этого факта принадлежит древнегреческому учёному Пифагору.
Вернёмся к рассматриваемой задаче. Применим теорему Пифагора для вычисления длины гипотенузы.
Дано: АВС, В= 90 , а=9км, b=12км.
Найти: с
Решение: Так как по условию АВС- прямоугольный, то по теореме Пифагора имеем:
, с=15.
Ответ. Самолёт пролетел путь, равный 15км.
III. Закрепление теоремы.
Историческая справка.
Учитель: Мы с вами прибыли на остров Самос, и нас встречают экскурсоводы. Экскурсоводы рассказывают о жизни Пифагора, пифагорейской школе и истории открытия теоремы.
1 экскурсовод. Здравствуйте, ребята! На нашем острове в VI в. до н.э. жил величайший древнегреческий математик Пифагор. Известно, что родился он на острове Самос, расположенном в Эгейском море. По совету Фалеса 22 года Пифагор набирался мудрости в Египте. В Вавилон он попал не по своей воле. Во время завоевательных походов на Египет войска полководца Камбиза взяли Пифагора в плен и продали в рабство. Он более 10 лет жил в Вавилоне, изучал древнюю культуру и достижения науки разных стран.
2 экскурсовод. Вернувшись на Родину, Пифагор организовал пифагорейский орден и школу философов и математиков. Туда принимались с большими церемониями после долгих испытаний. В школе существовал декрет, по которому авторство всех математических работ приписывалось самому Пифагору. В школе была очень серьёзная дисциплина. Главным безоговорочным аргументом в научных спорах были слова «сам сказал». После этого дискуссия прекращалась.
1 экскурсовод. Излюбленной геометрической фигурой пифагорейцев была пентаграмма или пифагорейская звезда. При встрече они рисовали её на песке, тем самым приветствуя друг друга. Пентаграмма служила им паролем и была символом здоровья и счастья.
2 экскурсовод. Наконец, последний штрих к портрету учёного. Он был четыре раза подряд олимпийским чемпионом. В пятисотых годах до нашей эры Пифагор был убит в уличной схватке во время народного восстания. После смерти его ученики окружили имя своего учителя множеством легенд, так что правду о Пифагоре установить невозможно.
2. Решение задач.
У 3 4
Дан прямоугольный треугольник (рис. 5).
Вычислите длину гипотенузы.
В x
вычислите длину стороны ВС.
Рис. 5
B
Решить в тетрадях задачу:
Н 10
его стороны равны 3/4 м и 4/7 м.
1 x
членами нашего ордена. Теперь каждый из вас носит
почётное имя пифагорейца и получает пентаграмму,
к A C
( 6
Рис. 6
IV. Заключительный.
Учитель: Мы возвращаемся домой. Подведём итог нашего путешествия. Теорема Пифагора – одна из главных теорем геометрии. Значение её состоит в том, что из неё или с её помощью можно вывести большинство теорем геометрии и решить множество задач. Этой теореме даже посвящены стихи.
2 экскурсовод читает стихи Шамиссо.
О теореме Пифагора.
Суть истины вся в том, что нам она – навечно,
Когда хоть раз в прозрении её увидим свет,
И теорема Пифагора через столько лет
Для нас, как для него, бесспорна, безупречна.
На радостях богам был Пифагором дан обет:
За то, что мудрости коснулся бесконечной,
Он сто быков заклал, благодаря предвечных;
Моленья и хвалы вознёс он жертве вслед.
С тех пор быки, когда учуят, тужась,
Что к новой истине людей опять подводит след,
Ревут остервенело, так что слушать мочи нет,
Такой в них Пифагор вселил навеки ужас.
Быкам, бессильным новой правде противостоять,
Что остаётся? – Лишь глаза закрыв, реветь, дрожать.
Задание на дом:
Каждому учащемуся раздаются карточки с домашним заданием:
§ 3, п. 54 (по учебнику Л.С. Атанасян и др.)
Индивидуальные задания по карточкам: В изображённом прямоугольном треугольнике измерить катеты и вычислить длину гипотенузы.
№№ 483(а), 484(а).
Список использованной литературы
1. Учебник «Геометрия 7-9 классы», авт. Л.С. Атанасян и др., М. «Просвещение», 2010
Коллекция рисунков в сети Интернет
Стихотворение Шамиссо «О теореме Пифагора»