Короткова Светлана Макаровна
учитель математики
ГБОУ СОШ №262
г. Санкт-Петербург.
План – конспект урока.
Предмет: Геометрия 8 класс.
Тема: « Четырёхугольники»
Девиз урока: « Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить» Гераклит.
Тип урока: Урок обобщения
Оборудование: компьютер; проектор; экран; инструменты
Программное обеспечение: MS Power Point; Media Player Classic; Quick Time
Цифровые ресурсы: презентация урока, презентации учащихся
Аннотация урока: урок является обобщающим по теме: « Четырёхугольники» в 8 классе. Основной задачей урока является систематизация материала, показать значимость его в курсе геометрии.
План урока:
I. Организационный момент
II.Актуализация знаний по теме « Четырёхугольники »
III. Самостоятельная работа
IV.Подведение итогов урока
1. выставление оценок за урок
1. Домашнее задание
VI.Рефлексия
Цели урока:
Обучающие:
Обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме;
Совершенствовать навыки решения задач.
Развивающие:
Расширение кругозора учащихся;
Развитие математической речи
Воспитательные:
Привитие интереса к предмету
Желание самостоятельно приобретать знания.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.
II. Актуализация знаний по теме « Четырёхугольники»
1. Теоретическая с/работа
Заполнить таблицу, отметив свойства фигур, + « да»; — « нет». Один ученик работает на переносной доске, проверка – взаимопроверка, выставление количества баллов.
Параллело рамм | прямоугольник | ромб | квадрат | |
1. Противолежащие стороны параллельны и равны |
|
|
|
|
2. Все стороны равны |
|
|
|
|
3. Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180 |
|
|
|
|
4. Все углы прямые |
|
|
|
|
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам |
|
|
|
|
6. Диагонали равны |
|
|
|
|
7. Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов |
|
|
|
|
Правильные ответы
параллелограмм | прямоугольник | ромб | квадрат | |
1. Противолежащие стороны параллельны и равны | + | + | + | + |
2. Все стороны равны | _ | _ | + | + |
3. Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180 | + | + | + | + |
4. Все углы прямые | _ | + | _ | + |
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам | + | + | + | + |
6. Диагонали равны | _ | + | _ | + |
7. Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов | _ | _ | + | + |
2. Проверка домашнего задания по готовым чертежам ( слайды презентации)
Домашнее задание
B
C
1.
А
М
D
N
Дано: ABCD — ромб, BM AD;
BN DC; АВ = 6 см; ВАМ =60. Найдите MD + DN.
Решение
1) А = С = 60; АВD = – равносторонние; ВМ и ВN – высоты и медианы треугольников,
MD + DN = 6 cм.
Ответ: 6 см.
B
2. В параллелограмме ABCD диагонали пересекаются в точке О. Смежные стороны параллелограмма равны 10 см и 15 см. Найдите разность периметров треугольника АОВ и треугольника AОD.
А
C
D
О
Решение
AD – AB = 5 см.
Ответ : 5 см.
C
C
3. В параллелограмме ABCD угол С равен 45. Диагональ BD перпендикулярна стороне АВ и равна 7 см. Найдите длину стороны CD.
А
B
D
Решение
прямоугольный, равнобедренный, = = 7 см.
Ответ: 7 см.
4. Диагональ АС параллелограмма ABCD равна 9 см. Найдите расстояние между основаниями перпендикуляров, опущенных из точек А и С на прямые BC и AD соответственно.
А
B
D
Р
К
Решение
В параллелограмме ABCD АD║ВС. АК ВС, значит АК АD,
КАР = 90.
СР АD, значит СР ВС, тогда КСР = 90.
АКРС – параллелограмм (АD║ВС, АК║РС ), все углы прямые,
значит АКРС- прямоугольник, диагонали равны, КР = АС = 9 см.
Ответ : 9 см.
5. В равнобедренной трапеции боковая сторона равна меньшему основанию, а диагональ перпендикулярна боковой стороне. Найдите углы трапеции.
А
B
C
D
Решение
ABCD – равнобедренная трапеция, значит углы при основаниях равны.
АВС – равнобедренный, АВ = ВС, ВАС = ВСА = САD.
САD + АDС = 90; 2 ∙ САD = АDС;
А = D = 60; В = С = 120.
6. На сторонах AB и CD прямоугольника ABCD взяты точки К и М так, что АКСМ – ромб . Диагональ АС составляет со стороной АВ угол 30. Найдите сторону ромба, если наибольшая сторона прямоугольника равна 3.
М
Решение
1) АКСМ – ромб, АК = КС; АКС – равнобедренный,
КСА = КАС = 30; ; ВКС =60.
2) КС – прямоугольный; КС = 2∙ВК.
3) КВ = АК : 2, АВ = АК + КВ = АК + АК : 2 = 3 ∙ АК : 2 = 3;
то АК = 2.
В
А
D
С
К
III. Самостоятельная работа ( работа в группах по 3– 5 человек)
Каждая группа получает свою задачу, группы формируются разноуровневые.
Задачи
1. Диагонали ромба КМЕР пересекаются в точке О. Найдите углы треугольника КОМ, если угол МЕР равен 80. ( Ответ: 90; 40; 50)
2. В параллелограмме КМЕР проведена биссектриса угла МКР, которая пересекает сторону МЕ в точке С. а) Докажите, что треугольник КМС равнобедренный. б) Найдите сторону КР, если МС = 10 см, а периметр параллелограмма равен 52 см. ( Ответ: 16 см)
3. Через вершину С прямоугольника ABCD проведена прямая, параллельная диагонали BD и пересекающая прямую АВ в точке М. Через точку М проведена прямая, параллельная диагонали АС и пересекающая прямую ВС в точке Р. Найдите периметр четырёхугольника АСМР, если диагональ BD = 8 см.
(Указание. Докажите, что АСМР – ромб).( Ответ: 32 см).
4. Биссектрисы углов А и D параллелограмма АВСD пересекаются в точке М, лежащей на стороне ВС. Луч DМ пересекает прямую АВ в точке К. Найдите периметр параллелограмма АВСD, если АК = 10 см.( Ответ: 30 см).
5. Внутри данного острого угла постройте квадрат с данной стороной так, чтобы две вершины квадрата принадлежали одной стороне угла, а третья — другой.
Проверка. Каждая группа предъявляет решение своей задачи.
На слайдах презентации есть решения этих задах. Возможно приведено иное решение задачи, тогда рассматривается и оно.
Решение задач.
С
Е
М
2.
Е
1.
1) МС ║BD; PM ║AC – ACMP — параллелограмм
2) MA ∩PC = B; AM и PC — диагонали , AM PC , значит ACMP – ромб.
BD = AC = 8 см, AC =CM = MP = AP = 8 см,
PACMP = 32см.
М
Р
К
О
ЕК – биссектриса МЕР,
МКО – прямоугольный, то углы треугольника равны 40; 50; 900.
Р
К
КМС – равнобедренный, углы равны, то
КМ = МС = 10 см;
КМ + КР = 26 см,
Рпар = 52 см.
М
3.
B
D
P
С
A
ABM – равнобедренный, AB = BM ;
DCM — равнобедренный, MC = CD;
AKD – равнобедренный, AK = AD
AK = 10 см; AD = BC = 10 см;
M – середина BC; AB = ВM = BC = 5 см.
PABCD = ( AB + AD ) ∙ 2 = ( 5 + 10) ∙ 2 = 30 см.
K
4.
А
A
B
M
C
D
Анализ:
5. Дано:
а
а
Построить квадрат на стороне угла так, чтобы две вершины лежали на стороне угла, а затем выполнить перенос квадрата, чтобы вершина его оказалась на стороне данного угла.
VI. Рефлексия
Домашняя работа по теме: « Четырёхугольники»
1. Периметр параллелограмма равен 60 см. Одна из его сторон на 6 см меньше другой. Найдите длины сторон параллелограмма.
2.Угол между диагоналями прямоугольника равен 80. Найдите угол между диагональю и меньшей стороной прямоугольника.
3. Найдите углы параллелограмма, если одна из его диагоналей является высотой и равна половине неперпендикулярной к ней стороны параллелограмма.
4. В трапеции ABCD диагональ АС перпендикулярна боковой стороне CD и является биссектрисой угла А. Найдите длину АВ, если периметр трапеции равен 35 см, угол D равен 60.
Использованная литература
1. Учебник « Геометрия 7 – 9» Л.С. Атанасян, М.: Просвещение, 2009
2.Б.Г.Зив « Дидактические материалы по геометрии» 8 класс, М.Просвещение, 2008
3. Геометрия – рабочая тетрадь, М. Просвещение,2010.
4. С.М.Саврасова, Г.А. Ястребинецкий « Упражнения по планиметрии на готовых чертежах, М. Просвещение,2003.