Предмет: история
Класс: 5
Цель урока: Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.
Задачи урока:
познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности;
пробудить в детях желание серьезно заниматься каким-либо видом спорта.
закрепление навыков бега, метания, прыжка в длину с места;
развитие качества, ловкости, скорости, прыгучести;
воспитание смелости, взаимопомощи, коллективизма и самодисциплины.
Форма урока: интегрированный урок (история + физкультура).
Учебное оборудование и инвентарь:
карта “Древняя Греция” (до середины V в до н.э.);
композиция “Гонка колесниц в Олимпийских играх”;
переносная меловая доска;
свисток, эстафетные палочки;
линейка, бумажные диски, секундомер.
Место проведения: спортивный зал.
Опережающее домашнее задание:
прочитать доступный материал об Олимпийских играх в Древней Греции;
разбиться на команды по 5-7 человек;
подготовка команд к “выступлениям” по карточкам-заданиям.
Задание 1: На контурной карте “Древняя Греция и греческие колонии” отметьте место проведения Олимпийских игр и свой город, откуда ваша команда прибыла в Олимпию. Проведите на карте маршрут вашего путешествия и словами опишите его (варианты: г. Пантикапей, г. Массилия, г. Кирена, г. Милет).
Задание 2. Выберите бога/богиню — покровителя вашего города и команды. Объясните свой выбор.
Задание 3. Составьте текст клятвы и произнесите ее хором в день открытия Олимпийских игр.
Кроме учебника школьникам рекомендуется литература:
Венок из оливы. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для учащихся./Под. Ред. А.И. Немировского. М., 1981, С. 180-189
Нейхардт А.А. Семь чудес света Древнего мира. – М. 1966 – с. 60-76.
“Я познаю мир”, Энциклопедия М.. 2001 с. 15-16, с. 66-67.
“Я познаю мир”, Энциклопедия: История. – М., 1994 с. 68-69
Организационный момент.
Изучение новой темы.
План
Первые Олимпийские игры.
Пять незабываемых дней.
Победители олимпийских игр.
На доске тема урока, дата 776 г. до н.э., новые слова: Атлет, Милон, пятиборье, Полидам, ипподром, Феаген, стадион.
1. Учитель истории рассказывает о традиции спортивных соревнований в Древней Греции, где наряду с хорошо известными Олимпийскими играми проводились также Великие и Малые Панафинеи, Дионисии и другие состязания, имевшие политическое, религиозное и культурное значение.
2. По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова, греческих колоний (откуда тоже могли прибывать участники Олимпийских игр), Олимпии (разводятся картографические понятия Олимпия и г. Олимп).
3. Учащиеся знакомят класс с версиями об основателе Олимпийских игр:
а) Очистив необычайно грязные скотные дворцы царя Элиды Авгия, Геракл должен был получить 1/10 часть его стад. Однако царь не сдержал своего обещания, и спустя несколько лет Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу, громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного округа и повелел раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.
б) Другой миф об основании Олимпийских игр (А.А. Вагасин и др. История Древнего мира с. 151)
В древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у Реи родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый камень. Крон проглотил камень. Когда Зевс возмужал, между ним и отцом началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии.
4. Учитель истории напоминает о дате первых Олимпийских игр, подчеркивая значимость этого события, ставшего эрой, т.е. началом летосчисления древнегреческого календаря. Ученикам предлагается серия стандартных хронологических задач Олимпийской тематики:
Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры? (2780).
Проверьте, проходили ли Олимпийские игры в год реформы Солона? В год законов Дракона? и т.п.
Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в каком году они прекратились? (394).
В 708 г. до н.э. в программу Олимпийских игр было введено пятиборье. На каких по счету Олимпийских играх это произошло? (На 17-х). (Аналогичные задачи: в 688 г. до н.э. введен кулачный бой, в 680 г. до н.э. – состязание на колесницах. 22, 29).
5. Учитель истории рассказывает об основных условиях и традициях проведения Олимпийских игр в древности, описанием вводит основные понятия темы: пятиборье, ипподром, Атлет, стадион.
6. Закрепление. Решите задачу: с. 154, вопрос 1, в конце п. 33 учебника Вигасина.
Ответы:
Во время Игр нельзя было воевать, они нарушили это правило.
20 лет: 4 года = 5 лет (спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх).
Учитель физкультуры открывает их торжественными словами: “Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!”
Представление команд на основе заданий № 1.
“Олимпийские игры, открываются. В первый день приносят жертвы богам и даются клятвы у алтарей”. Команды по очереди озвучивают задания № 2, 3.
“На следующий день и еще два дня идут соревнования в определенных видах спорта”. Команды показывают виды соревнований.
Содержание урока | Дозировка | Организационно-методические указания | |
I ч. | Подготовительная часть — в полуприсяди, руки за головой | 12 мин. 200-250 м 15 шагов | Упражнения для коррекции осанки. Лопатки сведены, смотреть вперед, руки на пояс, носки, пятки повыше. Лопатки сведены. |
Бег в медленном темпе | 200-250 м | Следить за работой рук, ног, дыхание не задерживать. | |
Упражнение по восстановлению дыхания. Перестроение в колонну по три. |
| 1-4 вдох, ходьба руки вверх. 5-8 выдох, руки вниз. | |
ОРУ на месте. I. И.п. – о.с. | 5-6 раз | Дыхание не задерживать. | |
II. И.п. – руки перед грудью | 5-6 раз | Рывки энергичны, лопатки на опускать. | |
III. И.п. – сед на правой, (левой), левая (правая) в сторону. Руки в упор на полу. Смена ног, не поднимая таза. | 5-6 раз | Руки от пола не отрывать, таз не поднимать, дыхание не задерживать. Расслабление с потряхиванием рук и ног. | |
IV. И.п. — выпад правой (левой) ногой вперед, руки на колено | 5-6 раз | Спину держать ровно, с места не сходить. | |
V. И.п. – ноги на ширине плеч. Правая (левая) согнута в колене и выполняет круговые вращения вправо и влево (на 4 счета). | 5-6 раз | Расслабление, дыхание не задерживать. | |
VI. И.п. – упор лежа, правая (левая) прямая сзади. | 10 раз | Энергично отталкиваясь одновременно носками обеих ног. | |
VII. И.п. – основная стойка. Прыжки толчком двух ног с поворотом на 180°, руки согнуты в локтях. | 8 раз | Отталкиваться от пола только носками ног. | |
II ч. | Основная часть урока Команда выбирает капитана. Назначаем судейскую бригаду. I вид соревнований: Бег 15 метров (с высокого старта, выполняется команда). | 24 мин.
3 мин. | |
II вид: Прыжок в длину с места с вытянутыми руками вперед. Поставить стопы перед линией, согнуть ноги, руки впереди, толчок двумя ногами, приземление на две стопы и согнутые в коленном суставе ноги, плечи вперед, руки впереди. | 5 мин. | Ученики выполняют прыжок в длину с места по одной попытке. Команда-победительница определяется по трем лучшим результатам. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего касания ногами или любой частью тела. | |
III вид: Дартс. Метание дротиков. | 4 мин. | Каждый выполняет по одному метанию. | |
IV вид: Метание бумажного диска. | 5 мин. | Судьи следят за приземлением, ставя баллы от одного до трех. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество очков. | |
V вид: Эстафета 3х 3м Первый бежит до центральной линии, касается ее палочкой возвращается к 3-х метровой, опять касается затем к центральной линии и коснувшись ее бежит к команде, передав эстафету следующему. | 3 мин. | Касаться точно линии, не переступая ее, соблюдая технику безопасности. | |
VI вид: Показательные выступления. Элементы борьбы (из числа занимающихся борьбой). | 4 мин. | По одному человеку от каждой команды. |
1. “В последний, пятый день праздника раздавали награды”. Глашатай (учитель физкультуры) выкрикивает имена олимпиоников, участники приветствуют их словами: “Слава победителю!” (награждение победителей).
2. Учитель истории сообщает, какие почести и привилегии ожидают героев на родине. “Встречать олимпионика выйдет весь город. Правители устроят в его честь пиршество, на главной площади поставят мраморную стелу с хвалебной надписью. Победители смогут быть избранными на высшие государственные должности, им будут предоставляться почетные места в театре, их освободят от налогов и до конца жизни будут кормить за общественный счет. Поэты Греции прославят атлетов в своих стихах, а лучшие скульпторы высекут из мрамора и отольют из бронзы статуи героев Олимпиад”.
В заключение учащиеся читают курьезные факты о знаменитых атлетах: Милон, Полидама, Феаген.
3. Работа с классом. Беседа о современном олимпийском движении и его чемпионах.
Кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом? (Первый российским олимпийским чемпионом стал Николай Панин-Коломенкин, победивший в фигурном катании на коньках на искусственном льду, IV Олимпийские игры, 1908 год, Лондон).
Когда были последние Олимпийские игры? (В США, Солт-Лейк-Сити, 2002 год, Зимние игры).
Кого из российских олимпийских чемпионов вы знаете? (А. Попов, И. Привалова, С. Хоркина).
Почему олимпийское движение было прервано на длительный срок и возродилось только в 1896 году? (Последние олимпийские игры состоялись в 392 г. н.э. Через два года в 394 году римский император Феодосий I отменил их как проявление язычества.).
4. Домашнее задание
Прочитать п. 33 учебника Вигасина.
Творческое задание: сочинить поэму или надпись на стеле в честь Олимпийского героя.
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2, с. 23. Задание 31.
5. Организованный уход