Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
Гимназия № 1 г. Белогорска Амурской области.
Исторические темы, проблемы, которые наиболее часто избираются в качестве объектов фальсификации
истории России
Выступление на Городском методическом объединении.
Выполнила:
Нефедова Ольга Юрьевна,
учитель истории и
обществознания.
Современными исследователями проблемы фальсификации российской истории обоснованно отмечается: «наша история, наше культурное и духовное наследие — это огромный национальный ресурс. Это тот ресурс, который, в отличие от минеральных богатств, не растрачивается. Он может только преумножаться. Но попытки фальсифицировать историю могут привести к тому, что этот ресурс будет девальвирован».
Под фальсификацией истории обычно понимается сознательное искажение исторических событий в определенных, часто политических целях. Фальсификацию истории в узком прагматичном смысле можно определить как сознательное искажение исторических фактов, их тенденциозную трактовку, выборочное цитирование и манипуляции с источниками с целью создания искаженного образа исторической реальности.
Цели и мотивы фальсификаций истории могут быть самыми разнообразными: идеологическими, политическими, коммерческими и другими.
Можно назвать две основные группы целей и мотивов деятельности фальсификаторов истории. В первом случае речь идет социально-политических мотивах (политические, геополитические и идеологические), большинство из которых могут быть связаны с целями и задачами антироссийской пропаганды. Во втором случае имеются в виду личностно-психологические, коммерческие мотивы (желание самоутвердиться, получить славу, известность, общественное признание за короткие сроки путем подготовки «сенсации», способной перевернуть существующие в обществе представления о прошлом).
Проблема фальсификации отечественной истории имеет место быть и в школьных учебниках истории.
Учебник истории – предмет повышенного общественного интереса. Как отметил известный французский историк и писатель М. Ферро, «история в том виде, как ее рассказывают детям, да и взрослым, позволяет одновременно узнать и то, что общество думает о себе, и то, как изменяется его положение с течением времени».
Российский историк Е.Ю. Зубкова на Форуме « Проблема фальсификации отечественной истории» пишет: «Историческая память россиян за последние десять лет пережила как бы два «вторжения»… Одно – изнутри, в результате процесса переосмысления прежде всего советский истории, проходившей под знаком ее дегероизации. Другое, совсем недавно, – извне, когда постсоветские государства приступили к созданию собственных национальных историй, «суверенных» от истории России».
История в школьных учебниках не существует сама по себе, это вовсе не какой-то особый вид исторического знания, школьные учебники истории являются отражением современной исторической науки.
Чем отличается интерпретация истории от ее фальсификации? И почему фальсификацию многие специалисты считают угрозой национальной безопасности?
В настоящее время в исторической науке существует немало примеров тем и проблем, которые наиболее часто избираются в качестве объектов фальсификации истории России.
Основные направления фальсификации новейшей истории России в ХХ – начале ХХI века.
Ярким примером фальсификаций истории СССР — России в ХХ в. является тенденциозная интерпретация событий, связанных с голодом на Украине в начале 30-х гг. ХХ в. («Голодомор»).
Фальсификация создана в условиях политического курса президента Украины В.А. Ющенко).
Более дискуссионный характер в науке имеет проблема «оккупации» Прибалтики.
В отношении истории Катыни как ключевого события российско-польских отношений произошел политический сдвиг, который показал возможность преодоления спорных проблем истории ХХ века.
Приоритетной задачей фальсификаторов новейшей истории России является обосновать выдвижение территориальных претензий к Российской Федерации на основе фальсификации истории Второй мировой войны, её причин и итогов (проблема Курильских островов, Калининграда, история советско-финляндской войны — «неизвестная война»).
Особого внимания заслуживают обвинения в адрес нашей страны в «совиновности» с нацистской Германией в развязывании Второй мировой войны, умаление роли СССР в достижении победы стран антигитлеровской коалиции над государствами фашистского блока.
Определенную опасность представляют фальсификации истории национальных отношений в нашей стране, направленные на ослабление территориальной целостности Российской Федерации путем искажения истории вхождения в состав России ряда народов и территорий (в частности, народов Кавказа).
Тенденциозные интерпретации истории взаимоотношений народов России направлены на провоцирование роста сепаратистских настроений в ряде национально-государственных субъектов Федерации (Северный Кавказ, Татарстан и др.).
Примером фальсификаций можно назвать тенденциозное освещение военных событий лета 2008 г. на Кавказе. В историографии имеются противоречивые версии история конфликта 2008 г. на Кавказе (Россия – Грузия), что вместе с тем не является основанием для транслирования этих версий в содержание курса новейшей истории России.
Ещё одной фальсификацией считается Пакт Молотова-Риббентропа — документ известный и в историческом отношении, несомненно, ценный, однако некоторые историки утверждают, что кроме него существует также и некий «секретный протокол», дополняющий этот договор и подтверждающий территориальные претензии СССР в Прибалтике и Бессарабии.
Впервые публично «секретный протокол» был упомянут только на Нюрнбергском процессе, на нем во многом строилась линия защиты обвиняемых. Опубликован «секретный протокол» был в США в 1948 году, но до сих пор его подлинность вызывает большие сомнения у историков.
Во-первых, факт существования этого документа не был ни разу подтвержден Молотовым, в своих беседах с писателем Чуевым, он открыто называл это «дополнение» фальшивкой.
Во-вторых, графологическая экспертиза подтверждает, что подпись Молотова на этом документе не соответствуют оригиналу.
В-третьих, документ составлен с грубыми орфографическими ошибками.
«Секретный протокол», таким образом, относится к историческим фальсификациям. Он был «вброшен» в информационное поле с понятной и очевидной целью — выставить СССР агрессором и пересмотреть историю Второй мировой.
Для противодействия попыткам фальсификации истории и проникновения фальсифицированных версий истории в учебную литературу и необходимо повысить статус исторического образования как ключевого направления социализации школьников.
Важную роль в этом играет и школьный учебник истории.
Как связана проблема фальсификации истории с проблемой создания новой концепции учебника по отечественной истории на основе единых подходов к прошлому России?
Возможно, ли создать учебник, который устроил бы всех?
В издательстве «Просвещение» даже не думали, как много они выпускают учебников. Вариантов изложения отечественной истории — не меньше двадцати. Программа — одна, замечают редакторы, а вот события часто звучат по-разному.
Каким быть новому учебнику, полгода обсуждали учителя, историки, министры. Комиссией руководил Сергей Нарышкин. Активно дискутировали и в Интернете. Принимали предложения из-за рубежа.
«Украинцы, например, сказали, что нет гетманов. Есть один гетман — Хмельницкий. А я сказал, что еще есть и Мазепа. По рекомендации татарских коллег введены понятия «степь», «кочевники», которые принимали участие в формировании древнерусского государства», — отметил Александр Чубарьян.
В итоге ряд понятий был пересмотрен. Вместо «татаро-монгольского ига» — появилось «иго Золотой Орды».
«Правильнее говорить о монгольском нашествии, потому что изначально этот импульс пошел из Монголии. Первыми были чингизиды, а вовсе не татары. Но совсем изымать былинные, исторические понятия, которые вошли в фольклор, в эпос, — это перебор», — считает президент Фонда исторической перспективы Наталья Нарочницкая.
Этот вопрос — один из двадцати, которые учителя назвали сложными для изучения: про роль варягов, общую историю с Украиной и Белоруссией, про Смуту, роль Ивана Грозного и Петра, падение монархии, эпоху Сталина, войну, застой, распад Союза и 90-е, включая «шоковую терапию» и приватизацию.
В содержании школьного исторического образования должны рассматриваться вопросы, связанные с попытками фальсификации истории России.
В современных условиях возрастает роль учителя истории как гражданина и профессионала, который должен обладать сформированной методологической культурой, компетентностью в области способности противодействовать факторам, фальсифицирующим историческое знание, и, тем самым, обеспечивать достижение предметных результатов реализации образовательных программ по истории обществознанию.
Информационные источники:
Вяземский Е.Е. «Проблема фальсификации истории и историческое образование: общее историческое образование: теоретические и практические аспекты»
Проблемы современного образования —
СПРАВКА «Проблема фальсификации истории в учебной литературе» — сообщение д.п.н., к.ист.н., профессора, главного научного сотрудника лаборатории дидактики истории Учреждения РАО «Институт содержания и методов обучения» Евгения Евгеньевича Вяземского. raop.ru›content/Prezidium.2011.03.02.Spravka.2.docraop.rucontent/Prezidium.2011.03.02.Spravka.2.doc
Стрельцова Д.С. Историческое образование в школе: современное состояние, проблемы и перспективы развития.
cronao.ru/images/metodicheskij-zhurnal-vestnik-zapolyarya/metodicheskij…