Историко-литературная гостиная «ИСПАНИЯ – ЭХО ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ» 9-11 класс

8



Историко-литературная гостиная

«ИСПАНИЯ – ЭХО ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ»

9-11 классы


Цель: 

  • Показать на примере Испании, как внутренние проблемы и конфликты, возникающие в государстве в сочетании с ростом противоречий на международной арене в 30-е годы привели к образованию очагов военной опасности.

  • Историческое, героико-патриотическое и культурно-нравственное воспитание учащихся, формирование личности гражданина — патриота, способного встать на защиту Отечества, на основе боевых традиций Русской и Советской Армий, славного военно-исторического прошлого России.


Оформление:

  • Флаги СССР и Испании;

  • Флаги России и Испании;

  • на доске цитата А.Твардовского «…Нет героев от рожденья, они рождаются в боях»;

  • презентация.


Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход мероприятия

1 ведущий: Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на историко-литературной гостиной «Испания – эхо гражданской войны».


2 ведущий: Любая война — трагедия для каждого, кто в ней участвует. Гражданская война в Испании формально продолжалась три года — с 1936 по 1939-й.

Ощущением неотвратимо приближающейся битвы была пронизана жизнь страны предвоенного десятилетия. В 30-е годы тревожный ветер военной грозы бушевал подчас непосредственно у самых границ Советского Союза.


1 ведущий: Мировой экономический кризис, разразившийся в 1929г.в разной степени  затронул практически все европейские страны. В Испании экономический кризис перерастает в кризис политический. В стране развернулось широкое забастовочное движение, вспыхивали крестьянские восстания. Свергнута монархия, провозглашена республика.


Уч-ся (__________________): В стране проведены социальные и экономические реформы, но они истощили казну и привели к новому витку забастовочного движения. В 1933г. на выборах победу одерживает блок консервативных партий, устанавливается режим жесткой экономии; это несколько стабилизирует положение в экономике, но вызывает новый массовый протест трудящихся. Растет влияние фашистского движения: партия «Испанская фаланга» призывает к национальной революции и установлению «законности и порядка». В ответ на активизацию фашистского движения ускорился процесс сближения левых партий. В 1936г. в Испании создается Народный фронт.


2 ведущий: Фашистская партия и армейская верхушка начали готовить военный переворот. Мятеж начался 17 июля 1936г., его возглавил генерал Ф.Франко.

Однако часть армии, флот и авиация остались верными правительству. В Испании начинается гражданская война. Лига Наций призвала все страны не вмешиваться во внутрииспанский конфликт. Однако это оказалось невозможно: в события гражданской войны в Испании вмешался целый ряд государств.

1 ведущий: Федерико Гарсиа Лорка (1898-1936) — испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график. Центральная фигура «поколения 27 года», один из самых ярких и значительных деятелей испанской культуры XX века. Убит в начале Гражданской войны в Испании.


Уч-ся (____________________):

А в траве апельсин, как оранжевый отблеск заката.
Он уходит один, нет, его уводили куда-то…
До рассвета лишь шаг, остается дыхание смерти,
И в последних стихах вы поверьте, ему и проверьте.
Что еще в эту ночь, эту лунную ночь? Лишь соната
И не может помочь даже ангел, летящий куда-то,
— За душою спешит? — кто-то спросит, и отсвет покоя
За чертой, за границей, но откуда сегодня такое?

Безысходное чувство, что черные всадники немо,
Отпустились на землю, пленили бескрайнее небо.
Корабли в океане, только призраки, только стихия,
Рассмеется, обманет, и будет бессилен мессия.

Это смерть в суматохе его виновато задела,
Апельсин, и жестокий, черный всадник за миг до расстрела
Потянулся за ним, не достать ему там апельсина,
Что там – горечь и гимн, погибает напрасно мужчина.

Но Поэт в этой бездне останется вновь виноватым,
И уйдет и исчезнет он где-то в стихии заката.
И бессильные стоны в его беззащитной улыбке.
Звездопад, обреченно припомнят грехи и ошибки.

Кто там, в поле метался? Явилась прекрасная в белом.
Черный всадник остался, командовал Дьявол расстрелом…
Он уходит один, нет, его уводили куда-то…
А в траве апельсин, как оранжевый отблеск заката.


Уч-ся (_______________________):

Pero el poeta en este abismo de nuevo culpable
Y va a ir y desaparecer en alguna parte del elemento de la puesta del sol.
Y los débiles gemidos de su sonrisa indefensa.
Lluvia de estrellas, doom recordará los pecados y errores.

Que por ahí en el campo de metal? Era hermosa en blanco.
Jinete Negro se quedó en la orden del diablo para disparar …
Él tiene una, no, se lo llevó en alguna parte …
Y en la hierba, naranja, brillo de color naranja como el sol.


Уч-ся (_______________________): Советский  Союз  не  сразу принял участие в событиях, разворачивавшихся на Пиренейском полуострове и вокруг него. Несмотря на благожелательное отношение к республиканскому руководству Испании и его борьбе с франкистами, по крайней мере до середины августа 1936г., советское руководство не планировало какого-либо вмешательства во внутренние дела Испании. Сталин не мог не учитывать военно-политических последствий утверждения в Испании режима фашистского типа, ориентированного на Германию и Италию, что могло радикально изменить расстановку сил на европейском континенте и поставить под угрозу всю систему коллективной безопасности, задуманной как барьер на пути гитлеровской агрессии. 23 октября Майский заявил, что СССР не считает себя связанным политикой невмешательства в связи с ее несоблюдением другими членами. Благодаря продолжающимся переговорам о контроле он смог, однако, по-прежнему участвовать в работе комитета. Все эти инициативы, призванные дать Советскому Союзу официальное право помогать республиканцам, исходили напрямую от Сталина.


2 ведущий: Тысячи политических заключенных из числа заподозренных в «национализме» в те дни демонстративно выводили из тюрем, конвоировали по центральным улицам до пригородов и там расстреливали под звуки франкистской канонады. Тысячи молодых романтиков-интербригадовцев текли им навстречу, к баррикадам, к фронтовым рубежам. Добровольцы со всего мира, в большинстве своем не имевшие ни малейшей боевой подготовки, наводнили столицу. На какое-то время они даже создали республиканской стороне численное преимущество на поле брани, но количество, как известно, не всегда переходит в качество.


1 ведущий: Десятки тысяч беженцев устремились из Каталонии во Францию по дороге, ведущей к приграничному Перпиньяну.


2 ведущий: Массированные бомбардировки знаменитой Герники немецким легионом «Кондор» (воевал на стороне Франко) повлекли гибель более полутора тысяч человек.


1 ведущий: Советские писатели активно участвовали в международных конгрессах в защиту мира и культуры в Париже летом 1935 года, в Валенсии и Мадриде летом 1937 года. В Испании некоторые писатели были бойцами интернациональных бригад. Героически погиб в одном из боев советский писатель венгр Мате Залка (генерал Лукач).

В Испании находились А.Фадеев и А. Толстой, И. Эренбург, М. Кольцов.


2 ведущий: Новым реальным смыслом наполнилась тогда для многих советская “Гренада”.


Звучит песня “Гренада”.

Исполняют уч-ся (_________________________________________________________________)



Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях
И «Яблочко»-песню
Держали в зубах.
Ах, песенку эту
Доныне хранит
Трава молодая —
Степной малахит.

Но песню иную
О дальней земле
Возил мой приятель
С собою в седле.
Он пел, озирая
Родные края:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»

Он песенку эту
Твердил наизусть…
Откуда у хлопца
Испанская грусть?
Ответь, Александровск,
И Харьков, ответь:
Давно ль по-испански
Вы начали петь?

Скажи мне, Украйна,
Не в этой ли ржи
Тараса Шевченко
Папаха лежит?
Откуда ж, приятель,
Песня твоя:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя»?

Он медлит с ответом,
Мечтатель-хохол:
— Братишка! Гренаду
Я в книге нашел.
Красивое имя,
Высокая честь —
Гренадская волость
В Испании есть!

Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.
Прощайте, родные!
Прощайте, семья!
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»

Мы мчались, мечтая
Постичь поскорей
Грамматику боя —
Язык батарей.
Восход поднимался
И падал опять,
И лошадь устала
Степями скакать.

Но «Яблочко»-песню
Играл эскадрон
Смычками страданий
На скрипках времен…
Где же, приятель,
Песня твоя:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя»?

Пробитое тело
Наземь сползло,
Товарищ впервые
Оставил седло.
Я видел: над трупом
Склонилась луна,
И мертвые губы
Шепнули: «Грена…»

Да. В дальнюю область,
В заоблачный плес
Ушел мой приятель
И песню унес.
С тех пор не слыхали
Родные края:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»

Отряд не заметил
Потери бойца
И «Яблочко»-песню
Допел до конца.
Лишь по небу тихо
Сползла погодя
На бархат заката
Слезинка дождя…

Новые песни
Придумала жизнь…
Не надо, ребята,
О песне тужить,
Не надо, не надо,
Не надо, друзья…
Гренада, Гренада,
Гренада моя!


1 ведущий: Немало подвигов совершили русские добровольцы в Испании.


Уч-ся (__________________): В августе 1937 г. дружина, взводом в составе которой командовал генерал-майор Фок была брошена против шедшей на прорыв к Сарагосе красной интербригады. Дружина только два дня смогла сдерживать натиск противника, потом оставшиеся в живых бойцы и командиры 12 дней держали героическую оборону в деревенской часовне, пока не были уничтожены артиллерийским огнем. Там же погиб соратник А. В. Фока штабс-капитан марковского артиллерийского дивизиона и испанский офицер Иаков Тимофеевич Полухин. Посмертно поручики национальной армии И. Т. Полухин и А. В. Фок были награждены высшей боевой наградой Испании — коллективной лауреадой.


Уч-ся (__________________): Легионер Збигнев Казимирович Компельский погиб 26 сентября 1937 г. в бою под Толедо. Франкисты наступали, но был ранен командир взвода и убит пулеметчик, что не давало возможности отвести раненых в тыл. Тогда З. К. Компельский со словами: «Солдаты, спасайте своего командира!», сам открыл огонь из пулемета, прикрывая отходящих в тыл раненых. Через некоторое время вновь перешли в наступление, а у пулемета было найдено убитого разрывной пулей З. К. Компельского.


Уч-ся (__________________): Легионер Сергей Техли-Чиж, бывший русский морской офицер, погиб на позициях под Толедо 10 мая 1937 г., когда его взвод без поддержки артиллерии, одними ручными гранатами отбил наступление испано-фашистских танков и в 10 раз превосходивших сил интербригады. Военно-морской летчик старший лейтенант Всеволод Михайлович Марченко геройски погиб, будучи сбит в воздушном бою под Сарагосой 14 сентября 1937 г. (по другим данным — под Мадридом в 1939 г.). Он также был удостоен высшей испанской боевой награды.


Уч-ся (__________________): В боях за свободную Испанию геройски пали А. А. Бонч-Бруевич (служил в армии), Николай Иванов, Александр Куценко (служил в «Фаланге», попал в плен и был замучен), Луарсаб Магалов (служил в армии) и многие другие русские добровольцы. Из 72-х добровольцев 34 было убито. 9 ранено, причем по нескольку раз. Вечная память героям!


Фрагмент из к/ф «Офицеры».


Уч-ся (__________________):

Под ливнем стали перекрестным
Упал боец на пулемет.
Он в звездный час под небом звездным
Открыл для взвода путь вперед.
Итак всегда. В любом движенье
Есть тот, кто жертвует собой.
И, на него держа равненье,
Выходят люди в наступленье,
Победно завершая бой.


Герой не гибнет, умирая:
Двойная жизнь ему дана,
И эта жизнь его вторая
Бессмертной славою полна.


1 ведущий: При оказании интернациональной помощи народам Испании, звание Героя Советского Союза было присвоено 59 воинам Красной Армии и Флота, 19 из них посмертно. Среди наиболее отличившихся воинов-интернационалистов — летчики Яков Смушкевич и Сергей Грицевец. Впоследствии они стали дважды Героями Советского Союза, проявив мужество и героизм в боях на реке Халхин-Гол (Монголия) в 1939 г., тогда это звание было присвоено 70 воинам. За умелое руководство войсками первую Золотую Звезду получил комкор Георгий Жуков, будущий Маршал Советского Союза и четырежды Герой Советского Союза.


2 ведущий: В 1937 году Агния Барто посетила Испанию и вернувшись домой издала сборник «Звезды над Морем», куда вошел целый цикл стихотворений о детях Испании. Герои Барто – юные республиканцы, убежденные и стойкие, как их отцы:

Уч-ся (__________________):

Клятва

Есть в Испании обычай:
Называют пальму в роще
Славным именем героя,
Победившего в бою.

Никогда в бою ты не был,
Не держал в руках винтовки,
Но назвали пальму в роще
В память светлую твою.

Никогда в бою ты не был,
Но раздался рев снаряда,—
Ты был ранен в мирном доме
В ночь, когда пришли враги.

Было лет тебе немного,
Но умел ты быть отважным.
За окном дорога в горы,
Ты сказал сестре: «Беги!»

Было лет тебе немного,
Но умел ты быть отважным,
Ты врага достойно встретил,
Ты сказал в лицо врагу:

— Я за мир и за свободу!
Мой отец республиканец!
И победа будет нашей —
В этом клятву дать могу!

И склоняются в салюте
Пионерские знамена,
Клятву юного героя
Повторяет весь отряд:

— Мы за мир и за свободу,
И победа будет нашей!
За товарищей погибших
Пионеры отомстят.


Уч-ся (__________________):

Лолита, десять лет тебе,
Но ты привыкла ко всему:
К ночной тревоге и к стрельбе,
К пустому дому своему.

И ранним утром у ворот
Стоишь подолгу ты одна.
Ты ждешь:
А вдруг отец придет?
А вдруг
Окончилась война?

Нет, вновь пожар!
Дома горят.
Ревет снаряд над головой,
И ты опять зовешь ребят
Смотреть воронки в мостовой.

Идет колонна мимо вас,
И ты знакомому бойцу
Кричишь: «Маноло, в добрый час!
Что я жива, скажи отцу».


2 ведущий: Дети гибнут, потому что они проводят весь день на улицах. Повсюду они возятся, копошатся. В рабочих кварталах, у Толедского моста, в Аточе, они помогают взрослым строить баррикады. Крохотные карапузы долго выковыривают большой камень из мостовой, кладут его в плетеную корзинку и, держа с двух сторон за ручки, чинно тащат его к баррикаде. Старик каменщик кивает им, кладет камень в верхний ряд и посыпает песком. Ребятишки с достоинством отправляются за новым камнем».


1 ведущий: Восемь месяцев спустя, после начала гражданской войны, весной 1937 года, в Советский Союз из Валенсии прибыл первый корабль с 72 испанскими детьми-беженцами на борту. Но это было только начало.

Уже следующий корабль, Sontay, пришвартовавшийся в Кронштадте в июле, привез в Советскую Россию 1499 ребят разного возраста: от 3 до 15 лет. Позже, в 1938 и 1939 годах, еще несколько судов из Валенсии, Сантурсе и Хихона с детьми и их воспитателями пришли в Кронштадт и Одессу. Так началась долгая эмиграция более 3 тысяч испанских детей, для многих из которых она так никогда и не закончилась.


Уч-ся (__________________): За годы Гражданской войны в Испании из страны выехало более 34 тысяч детей. иммигрантам, попавшим в СССР, пришлось многое пережить, прежде чем они смогли адаптироваться к советским реалиям. Для их размещения было организовано 14 детских домов в Москве. Обнинске, Одессе, Евпатории, Киеве. Многие из них так и не обрели в СССР новой родины. большая часть «советских испанцев» вернулась на родину лишь в конце 70-х, начале 80-х годов. Многие из них по сей день скучают по России, скучают, как ни странно, по зиме, по снегу и, конечно, по черному хлебу, квашеной капусте, соленым огурцам и сметане. Дома, в Испании, они продолжают говорить между собой по-русски или на смеси испанского и русского — «русиньоль». Многие реэмигрировавшие испанцы приезжают в Россию на студенческие юбилеи.


2 ведущий: В Советском Союзе также оказались несколько сотен испанских коммунистов, ставших политическими эмигрантами и затем принявших участие в Великой Отечественной войне.


1 ведущий: Первая реэмиграция в Испанию была разрешена лишь после смерти Сталина, в 1956 году. Но тогда вернулись немногие. Вторая, и довольно мощная, волна реэмиграции произошла уже после смерти генералиссимуса Франко в 1975 году. Некоторые испанцы остались жить в России.


2 ведущий: В настоящее время в России живет более трехсот испанских эмигрантов. А вместе с детьми и внуками испанское землячество в РФ насчитывает 1200-1300 человек. Между Москвой и Мадридом подписано специальное соглашение о признании двойного гражданства для детей Гражданской войны, о переводе пенсии из России в Испанию.


Уч-ся (__________________): …В 30-ти километрах к северу от Мадрида есть местечко Алальпардо. Здесь, в маленькой испанской деревушке, на самом выезде из этого населенного пункта расположена «резиденция» — фактически дом для престарелых — «Эль Реторно» (в переводе с испанского означает «Возвращение»). Здесь и живет небольшая часть «испаносовьетикос», как их называют местные жители, т.е. «советских» испанцев — тех, кто реэмигрировал из России в Испанию в последние годы.

Неподалёку от Мадрида был открыт лично Франсиско Франко 1 апреля 1959 года Монумент «Святого Креста над Долиной Павших».


1 ведущий: Сегодня королевство Испания – одна из ведущих стран мира. 2011 год – это год Испании в России и России в Испании.


2 ведущий: Король Испании Хуан Карлос I и Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев придают огромное значение развитию многогранных отношений между нашими странами.


Звучит фрагмент гимна Испании.


https://blog.rtve.es/emisionenruso/2011/03/фильм-испанцы-наш-гость-в-студии-хосэ-петрович-и-дети-войны.html


https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%20%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&stype=image



https://blog.rtve.es/emisionenruso/2011/03/фильм-испанцы-наш-гость-в-студии-хосэ-петрович-и-дети-войны.html

Свежие документы:  Конспект урока на тему "КИСЛОТЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: