История России с древнейших времён до конца 16 в.
(42ч.)
Пояснительная записка
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.
Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:
Учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России с древнейших времён до конца 16века. 6кл. М.: Просвещение, 2011г.
Поурочные разработки по истории России 6 класс. Авторы: Б. И. Серов, Л. Г. Гаркуша, М. В. Лескинен , М.: ВАКО, 2003г. :
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Рабочая тетрадь История России 6кл.М.: Просвещение,2012г.
Цели курса:
— познакомить учащихся с политической историей своей страны, её народом, с проблемами развития русской культуры и быта народа;
— познакомить с деятельностью великих исторических личностей –
кн. Владимира, Яр. Мудрого, А. Невского, Д. Донского,
С. Радонежского, Ив. III, Ив. IV, атамана Ермака и др.
— выяснить какой вклад наш народ внёс в развитие мировой культуры.
— на основе героических страниц нашей истории воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за свой народ.
Учащиеся 6 кл. должны знать и уметь:
( к концу обучения курса)
— определять хронологические рамки существования
Древнерусского государства;
— знать даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, становление Русского государства;
— называть место, обстоятельство, участников событий; князей, политических, общественных и военных деятелей;
— называть и показывать на исторической карте территории
расселения восточнославянских племён; основные древнерусские города; русские земли периода политической раздробленности;
— описывать занятия, образ жизни населения древне и
средневековой Руси;
— составлять описание памятников древнерусской культуры;
— соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа
против захватчиков, закрепощение крестьян;
— называть существенные черты экономических, социальных отношений в древней и средневековой Руси; развитие русских земель под властью Орды;
-объяснять значение понятий; Древнерусское государство;
монгола – татарское иго; политическое объединение русских земель; Централизованное государство; с/пред. монархия; самодержавие; самодержавие, закрепощение крестьян, опричнина;
— излагать суждения о причинах и последствиях политической раздробленности русских земель; зависимости Руси от Орды; объединение русских земель вокруг Москвы, социальных движений;
— приводить оценки значения Куликовской битвы,
деятельности Ивана IV.
Организация образовательного процесса
Формы: урок.
Типы уроков:
— урок изучение нового материала;
— урок совершенствования знаний, умений и навыков;
-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
-комбинированный урок;
-урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
-урок – беседа
-лабораторно-практическое занятие
-урок – экскурсия
-урок – игра
-выполнение учебного проекта
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Письменного контроля и самоконтроля.
Тематическое планирование
Введение-1ч.История России — часть Всемирной истории.
Раздел I. Русь Древняя – 9ч.
Тема I. Восточные славяне-2ч.
Тема II. Русь в 9 – первой половине 12 века -6ч.
Повт – обобщающий урок “Русь Древняя”-1ч.
Раздел II. Политическая раздробленность на Руси -10ч.
Тема 1.Политическая нестабильность на Руси в 12-13в.-3ч.
Тема 2. Нашествие завоевателей с Востока и Запада на Русь-5ч.
Повт – обобщающий урок “Политическая раздробленность на Руси-1ч.
Раздел III. Русь Московская-19ч.
Тема 1. Образование единого русского государства -10ч.
Тема 2. Московское государство в 16 веке -7ч.
Повт – обобщающий урок “ Московское государство в 16 веке-1ч.
Итоговое повторение “Общее и особенности в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы —2ч.
Контрольно-обобщающий урок по всему курсу истории России 6кл.-1ч.
Содержание | Термины | Персоналии, Даты | Материал учебника | Часы | Сроки | |
| Введение. История России — часть Всемирной истории.
|
|
|
| 1 | 16-21.12 |
Раздел I. Русь Древняя – 9ч. | ||||||
Тема 1. Восточные славяне.
| 2 |
| ||||
Урок №1 | Восточные славяне.
| присваив. и производ. хозяйства, союз племён, вервь, вече, дань народное ополчение, язычество. |
| §1. |
| 16-21.12 |
Урок №2 | Соседи восточных славян. | §2. |
|
| ||
Тема II. Русь в 9 – первой половине 12 века
| 6 |
| ||||
Урок №1 | Формирование Древнерусского государства.
| государство, полюдье, погосты, уроки, дружина, бояре, православие, закуп , митрополит, монастыри, вотчина, холоп, смерд, , рядовичи, усобица, былина, Русская Правда, патриотизм, летопись, | Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Владимир, Ярослав Мудрый. 882 – 912гг. 912 – 945гг. 945 – 957гг. 957 – 972гг. 980 – 1015гг. 988г. 1019 -1054гг. | §3. |
| 23-27.12 |
Урок №2 | Первые киевские князья.
| §4. |
| 23-27.12 | ||
Урок №3 | Принятие христианства.
| §5. |
| 9-11.01 | ||
Урок №4 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | §6. |
| 13-18.01 | ||
Урок №5 | Культура Древней Руси
| §7. |
| 13-18.01 | ||
Урок №6 | Быт и нравы Древней Руси.
| §8. |
| 20-25.01 | ||
Повт – обобщающий урок “Русь Древняя”.
| 1 | 20-25.01 |
Раздел Тема Урок | Содержание | Термины | Персоналии, Даты | Материал учебника | Часы | Сроки |
Раздел II. Политическая раздробленность на Руси -10ч.
|
|
| ||||
Тема 1.Политическая нестабильность на Руси в 12-13в.
| 3 |
| ||||
Урок №1 | Начало раздробления Древнерусского государства.
| эксплуатация, экономика, республика, мятеж, стан, ополченцы,
| 1113 — 1125 — правление Владимира Мономаха в Киеве, 1125 — 1157 — правление кн. Ю. Долгорукого в Суздале, 1147 — первое упоминание о Москве, 1223 — битва на Калке, 1237 – 1242 — монголо -татарское нашествие на Русь, иго, 1240 – Невская битва, 1242 – Ледовое побоище. | §9. |
| 27-1.02 |
Урок №2, 3 | Главные политические центры Руси. | §10, 11. |
| 27-1.02 3-8.02 | ||
Тема 2. Нашествие завоевателей с Востока и Запада на Русь
|
|
6 |
| |||
Урок №4-5 | Нашествие монголо – татар.
| баскаки, владычество, выход, иго, резиденция, ярлык, архитектурный ансамбль, канон, уникальный. | §12. |
| 3-8.02 10-15.02 | |
Урок №6 | Борьба Руси с западными завоевателями.
| §13. |
| 10-15.02 | ||
Урок №7 | Русь и Золотая Орда.
| §14. |
| 17-22.02 | ||
Урок №8 | Русь и Литва.
| §15. |
| 17-22.02 | ||
Урок №9 | Культура русских земель в 12 – 13 веках. | §16. |
| 24-1.03 | ||
Повт – обобщающий урок “Политическая раздробленность на Руси”.
| 1 | 24-1.03 |
Раздел Тема Урок | Содержание | Термины | Персоналии, Даты | Материал учебника | Часы | Сроки |
Раздел III. Русь Московская-19ч. |
|
| ||||
Тема 1. Образование единого русского государства.
| 11 |
| ||||
Урок №1 | Предпосылки объединения русских земель. | вотчинное землевладение, удельное княжество, причины возвышения Москвы, маневр, великорусская народность, диалект, уния ,налоги, пожилое, поместье, помещик, самодержец, Боярская дума, окольничий, местничество, кормление, нестяжатели, иосифляне, | 1325 – 1340 –правление Ивана Калиты в Москве, 1359 – 1389 –правление Дмитрия Донского, 1380 – Куликовская битва, 1410 – Грюнв. битва, 1462 – 1505 — правление Ивана III, 1480 –стояние на Угре, 1497 –Судебник Ивана III, 1505 – 1533 правление кн. Вас.III, 1514 – взятие Смоленска, | §17 до с.143 |
| 3-7.03 |
Урок №2 | Усиление Московского княжества. | §17, с.143-146 |
| 3-7.03 | ||
Урок №3 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. | §18 до с.150 |
| 10-15.03 | ||
Урок №4 | Куликовская битва. | §18, с.150-154 |
| 10-15.03 | ||
Урок №5 | Московское княжество и его соседи в конце 14 – сер. 15 века.
| §19 |
| 17-22.03 | ||
Урок №6 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
| §20 |
| 17-22.03 | ||
Урок №7-8 | Московское государство в конце 15 – нач.16 века.
| §21 |
| 1-5.04 | ||
Урок №9 | Церковь и государство в конце 15 – нач. 16 века.
| §22 |
| 7-12.04 | ||
Урок №10 | Культура и быт в 14 – 15 веках. | летописание, фрески, иконы, | Ф. Грек, А. Рублёв. | §26, 28 |
| 7-12.04 |
Повт – обобщающий урок “Образование единого русского государства.” | 1 | 14-19.04 |
Раздел Тема Урок | Содержание | Термины | Персоналии, Даты | Материал учебника | Часы | Сроки |
Тема 2. Московское государство в 16 веке.
| 8 |
| ||||
Урок №1,2 | Иван IV. Реформы Избранной рады. | Избранная рада, опричнина, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, заповедные лета, церковный Собор. | 1533 – 1584 – правление Иван IV, 1547 –провозглашение Иван IV царём, 1549 — Земский собор, 1558 -1583 –Ливонская война, 1505 – 1572 – опричнина, 11581 – указ о заповедных летах, | §23. |
| 14-19.04 21-26.04 |
Урок №3 | Внешняя политика Иван IV. | §24. |
| 21-26.04 | ||
Урок №4 | Опричнина. | §25. |
| 5-10.05 | ||
Урок №5 | Просвещение, унт, литература в 14 – 16 веках. | §26. |
| 5-10.05 | ||
Урок №6 | Архитектура , живопись в 14 -16 веках. Основание Архангельска по указу Иван IV. (7 – 10 мин.) | §27. |
| 12-17.05 | ||
Урок №7 | Быт в 16 веке. | §28. |
| 12-17.05 | ||
Повт – обобщающий урок “ Московское государство в 16 веке.” | 1 | 19-24.05 | ||||
Итоговое повторение “Общее и особенности в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы”. Контрольно-обобщающий урок по всему курсу истории России 6кл. | 2 1 | 19-24.05 |