Из опыта работы учителя кубановедения Кухтиной Н.И МБОУ- СОШ №12

Краснодарский край Калининский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — средняя

общеобразовательная школа № 12


Из опыт работы учителя кубановедения Кухтиной Н.И МБОУ- СОШ №12

Калининского района Краснодарского края



«Использование материалов школьного музея на уроках кубановедения»
















ст. Новониколаевская, 2013 год



Использование материалов школьного музея

на уроках кубановедения.


В настоящее время решение многих проблем в нашей стране зависит от того, каким вырастет будущее поколение . От формирования его гражданской позиции зависит наше будущее. Школа призвана заполнить тот духовно-нравственный вакуум, который появился в конце 20-го — начале 21 века. И как раз уроки кубановедения частично решают эту проблему. Цель кубановедов формировать потребность в духовно-нравственном совершенствовании молодых людей, в развитии познавательного интереса к историческому прошлому, уважения к истории, к культурному наследию России, малой родины.

Основой для реализации задач гражданско-патриотического воспитания является историко-культурный потенциал страны, а одним из эффективных путей её решения — развитие краеведческой деятельности в школе.

Значительная роль в приобщении учащихся к истории учащихся к истории родной страны, традициям, знанию исторического прошлого отводится урокам кубановедения. Предназначение этого курса отражают цели, поставленные в программе по кубановедению:

1.Формирование целостного представления о Кубани как о самобытной в плане истории, культуры, этнографии, географии, части Российской Федерации.

2. Воспитание любви к малой Родине, бережного отношения к её природе, гордости достижениями известных жителей Кубани, творцов её литературы, музыки, науки, искусства.

Кубановедение охватывает все образовательные области учебного плана (кроме математики) и позволяет более широко изучать этнографические и культурные особенности нашего региона, его трудовые и природные ресурсы, Основополагающая идея Закона РФ «Об образовании» — органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Прежде чем стать гражданином своей страны ребёнок должен стать гражданином своей малой Родины, станицы, города, знать их традиции, жить их заботами и жизнью. Воспитанием именно такого гражданина и занимаются школьные учреждения, музеи и музейные комнаты. Наш учебный предмет тесно связан с деятельность школьных музеев, музейных комнат. На уроках кубановедения возрождается воспитание патриотизма и гражданственности на основе местного (регионального) материала. Мы глубже и подробнее изучаем историю, литературу, географию, искусство, обычаи и традиции Кубани.

Наши станицы и хутора сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни, в укладе селян сохранились элементы соседской общины, тесные родственные и соседские связи, многие старожилы могут познакомить нас с народным фольклором, обычаями. Наша задача — собрать, изучить, сохранить и передать потомкам этот материал, чтобы не были забыты наши корни, прошлое.

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Основы компьютерных технологий"

В июне 2005 года наша школьная музейная комната получила статус «музея». Слово «музей» в словаре С.И.Ожегова определяется как учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой памятников искусства, научных коллекций предметов, представляющих исторический интерес. Наш музей это не только хранилище, но и кабинет для проведения занятий с использованием краеведческих материалов.

Преподавание курса тесно связано с работой музея. Экспонаты, имеющиеся в музее и соответствующие какой-либо теме, используются на уроках в качестве наглядного материала. Особенно хорошую помощь в этом плане получает начальная школа. Детям легче посмотреть, потрогать, прочитать материал и запомнить его. Использование материала можно проследить по классам и темам.

1 класс.

При изучении темы «Традиции школы» экскурсоводы музейной комнаты проводят экскурсии по школе, в музее.

При изучении темы «Ими гордится школа» первоклассники знакомятся с выпускниками, интересными людьми. А в качестве наглядности учитель использует альбомы «Наши выпускники на карте Родины», «Гордость нашей школы» (о медалистах).

Преподаватели в музее проводят интересные встречи с ветеранами войны, труда, изучая темы «Чем славится станица», «Труд людей». В музее есть хороший материал о наших станичниках, награждённых Орденом Ленина, таких в станице трое: Пидшморга Дмитрий Герасимович, Моложавый Виталий Кириллович, Дудка Андрей Иванович. Дети с интересом слушают рассказы о них, а пока они были моложе приглашали их на встречи.

2-3 классы

Учащиеся 2-3 классов тоже при изучении кубановедения обращаются к экспонатам музейной комнаты. Например, во 2-ом классе, изучая тему «Особенности труда и быта жителей родного края», учащиеся знакомятся с обстановкой казачьей хаты, предметами утвари, которые имеются в фонде музея.

Альбомы «Моя малая Родина», «Путеводитель по родной станице» учителя начальных классов используют при изучении темы «Родная станица». Экскурсоводы музея могут провести экскурсии по темам «История образования нашей станицы», «Наша станица в годы Великой Отечественной войны».

Тема «Знакомство с произведениями кубанских композиторов, художников» изучается ребятами с интересом: они знакомятся с творчеством нашей местной рукодельницы Волошиной Ольги Тихоновны, с удовольствием рассматривают картины Антонникова А.А. (альбом «Этот замечательный человек». С творчеством станичного поэта Кравченко Василия Андреевича мы знакомим детей, используя альбом «Станицы славные поэты», приглашаем Василия Андреевича на встречи с учащимися школы.

Посещение и знакомство с музеем не проходит бесследно, после таких уроков дети приносят новые экспонаты, чтобы пополнить фонд нашего музея.

Учащиеся средней и старшей ступени обучения и старших классов при изучении кубановедения используют материалы музейной комнаты, особенно много тем в 7-8 классах по хозяйству, культуре, быту кубанских казаков. В качестве наглядности используются предметы утвари, материалы кубанской хаты, старинные фотографии, деньги, документы, материалы по истории создания и развития нашей станицы, об истории развития образования, о станице в годы Великой Отечественной войны, о сегодняшнем дне Кубани и станицы. Знакомясь с экспонатами, учащиеся пополняют музейные экспозиции новыми материалами, помогают в оформлении необходимых выставок и экскурсий, которые экскурсоводы музея проводят для гостей нашей школы.

Свежие документы:  Воспитательная работа как фактор, способствующий повышению профессиональной компетентности преподавателей учреждений дополнительного образования











Список используемой литературы.

  1. Кубановедение. Программа для 5-9 классов ОУ Краснодарского края. Краснодар, 2012 год.

  2. Материалы музей МБОУ-СОШ № 12

























Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: