Терехова Елена Анатольевна,
учитель математики и экономики
МБОУ «СОШ № 3 с УИОП»
г. Котовск Тамбовская область
Классный час для 11 класса
«Юные герои Первой мировой войны»
Целевая аудитория: учащиеся 5-11 классов.
Цели:
Расширить представления школьников о Первой мировой войне.
Продолжить воспитание чувства патриотизма, гордости за своё Отечество.
Задачи:
Познакомить школьников с юными героями Первой мировой войны и их подвигами.
Продолжить развивать у учащихся интерес к истории своей страны.
Оборудование:
Компьютер.
Проектор.
Экран.
Дидактический материал:
компьютерная презентация «Юные герои Первой мировой войны» (авторский медиапродукт, Microsoft Office Power Point 2003).
Информационные источники:
http://stjag.ru/index.php/en/?option=com_k2&view=item&id=31246 — Юные герои Первой мировой войны.
https://www.tlttimes.ru/blog/106205.html — К 100-летию начала ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Юные герои Великой войны.
http://mirpps.ru/fon—dlja—prezentacii.php — фон для презентации.
https://www.rp-net.ru/images/authors/Chukovskiy.jpg — К.И. Чуковский.
https://www.tlttimes.ru/uploads/images/f/e/5/9/9463/58880e756b.jpg — Иван Казаков и Антон Пшеводски.й
https://обж.рф/data/imagegallery/34fdf6ed-e0c0-ca07-8bf5-2f25110bdc53/51fc932b-72f5-cd64-a972-f5c0f519e176.jpg — Иван Казаков.
https://www.tlttimes.ru/uploads/images/e/2/f/8/9463/706c511875.jpg — стихи о войне.
https://www.tlttimes.ru/uploads/images/2/6/d/e/9463/dc50697632.jpg — маршал Р.Я. Малиновский.
https://award.armor.kiev.ua/georg/georg2.jpg — орден Святого Георгия 4-й степени.
https://award.armor.kiev.ua/georg/georg8.jpg — орден Святого Георгия 4-й степени (лицевая и оборотная сторона).
https://www.tlttimes.ru/uploads/images/7/4/4/7/9463/348720ec63.jpg — писатель Всеволод Вишневский.
https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTyNtLnE-6zPWGHECgwSElGEyRGAZ62kw-JgPPhqC3D9DwBrvdI – пьеса «Оптимистическая трагедия».
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/c/c9/Постер_фильма_«Мы_из_Кронштадта»_(СССР%2C_1936).jpg/200px-Постер_фильма_«Мы_из_Кронштадта»_(СССР%2C_1936).jpg.
https://www.tlttimes.ru/uploads/images/a/9/6/b/9463/54639dac42.jpg — разведчик Василий Наумов.
https://обж.рф/data/imagegallery/34fdf6ed-e0c0-ca07-8bf5-2f25110bdc53/9ac6a6c8-ef74-2d33-cc9c-29081fb0b400.jpg — доброволец Николай Добронравов.
https://обж.рф/data/imagegallery/34fdf6ed-e0c0-ca07-8bf5-2f25110bdc53/5390b072-9d9b-48b7-29a9-f2a674963cab.jpg — разведчик Василий Устинов.
https://обж.рф/data/imagegallery/34fdf6ed-e0c0-ca07-8bf5-2f25110bdc53/8b98ac89-85dd-061f-5f26-0c50597c0f84.jpg — доброволец Ян Ишулковский.
https://обж.рф/data/imagegallery/34fdf6ed-e0c0-ca07-8bf5-2f25110bdc53/c6f6270c-af3b-6ec1-5c2b-1c21607f536e.jpg — доброволец Иван Егоров.
https://обж.рф/data/imagegallery/34fdf6ed-e0c0-ca07-8bf5-2f25110bdc53/a80181e1-2aec-1e1e-84eb-e8547d23fd3d.jpg — 2 добровольца-казака 12 и 15 лет.
https://обж.рф/data/imagegallery/34fdf6ed-e0c0-ca07-8bf5-2f25110bdc53/0b84b04d-bbda-bbfb-2fe6-6e46721fc310.jpg — доброволец Владимир Соколов.
https://обж.рф/data/imagegallery/34fdf6ed-e0c0-ca07-8bf5-2f25110bdc53/0360176b-e973-6efc-df7a-104349cec255.jpg — казак Илья Трофимов.
https://обж.рф/data/imagegallery/34fdf6ed-e0c0-ca07-8bf5-2f25110bdc53/2f804b2a-c4e1-def9-2968-63ef121056bd.jpg — конный разведчик-доброволец Александр Марков.
https://обж.рф/data/imagegallery/34fdf6ed-e0c0-ca07-8bf5-2f25110bdc53/a6184ab8-7054-e594-3e61-6b4c16b5e712.jpg — юные добровольцы.
https://обж.рф/data/imagegallery/34fdf6ed-e0c0-ca07-8bf5-2f25110bdc53/af44146b-9beb-e677-7b0c-89d40d61649a.jpg — юные герои-добровольцы.
https://обж.рф/data/imagegallery/34fdf6ed-e0c0-ca07-8bf5-2f25110bdc53/6c5e0f96-bf6f-30e8-fc8b-16565b4550ca.jpg — пулемётчики на занятиях. Ф. Зорин.
https://обж.рф/data/imagegallery/34fdf6ed-e0c0-ca07-8bf5-2f25110bdc53/fd81b061-7ace-c07d-8469-66a137a26a85.jpg — раненые добровольцы среди товарищей.
https://обж.рф/data/imagegallery/34fdf6ed-e0c0-ca07-8bf5-2f25110bdc53/dc3be646-122c-fcc0-d1ab-40fdfaa6d537.jpg — дети в тылу и на фронте.
https://ivanteevka.org/images/news/IMG_1307.jpg — свеча Памяти.
Ход классного часа:
Учитель: Добрый день! В 2014 году мировая общественность будет достаточно широко отмечать 100-летие с начала Первой мировой войны, официальное начало которой было 28 июля 1914 года.
Первая мировая война началась и велась противоборствующими сторонами с целью передела мира, а в итоге стала войной на истребление народов. Гибли в ней и дети, причём не только в тылу, но и на боевых позициях. Это были дети-воины, охваченные патриотическим порывом. Участие в Первой мировой войне детей и подростков зафиксировано документально.
(Слайд 1)
В 1915 году молодой литератор Корней Чуковский писал в популярном журнале «Нива»: «… Всё многомиллионное детское царство в Европе и Азии захвачено ныне войной. Что станет с этим роковым поколением, взрастающим среди громов и пожаров?…».
(Слайд 2)
Российский педагог А. Богданов писал в 1914 году: «Когда волнуется вся страна, тогда дети, невольно следуя за взрослыми, не могут остаться безучастными зрителями событий… Кто из детей перед войной не изображал… Робинзона, Ната Пинкертона, Шерлока Холмса. Любовь к героическому, к приключениям неотделимы от детской души. Под влиянием слышанного и прочитанного воспламенившаяся детская фантазия толкнула детей на войну».
К великому сожалению, участие юных воинов в Первой мировой войне – забытая ныне страница истории. Однако в российской прессе 1914-1917 годов имеется немало сведений о героизме и самопожертвовании юных воинов, которые наравне со взрослыми выступили на защиту своей Родины.
(Слайд 3)
В конце августа 1914 года бежал на фронт будущий Маршал Советского Союза Родион Малиновский, тогда ему шёл шестнадцатый год. Вначале он хотел «честно» отправиться в действующую армию и пошёл записываться добровольцем, но в воинском присутствии ему пояснили, что принимают «охотником» только с 18 лет.
(Слайд 4, 5)
В своей автобиографии Р.Я. Малиновский писал, что перед самой войной прочитал брошюру про 1812 год и проникся желанием воевать так же, как под Бородино. «… В один из эшелонов я залез тайком и уехал вместе с солдатами на фронт. Уже в Вильно меня представили начальству и я был зачислен официально добровольцем в пулемётную команду 256-го пехотного Елисаветградского полка… Я всё время был в строю, сперва подносчиком патронов, а затем наводчиком и начальником пулемёта…».
(Слайд 6)
В сентябре 1914-го будущий маршал получил боевое крещение, а в марте 1915 года был удостоен своей первой в жизни боевой награды. В районе города Кальварии, севернее Сувалок, пулемётный взвод, в котором служил Родион Малиновский, был спешно переброшен к месту прорыва немцев. Фланговым пулемётным огнём юный доброволец перебил немцев, прорвавшихся на позицию артиллерийского дивизиона. Он спас батарею, и артиллеристы шрапнелью, прямой наводкой, рассеяли немецкие цепи. Малиновский был награждён солдатским «Георгием» IV степени и произведён в ефрейторы.
(Слайд 7, 8)
Свой боевой путь «сыном полка» в Первую мировую войну начал будущий советский писатель Всеволод Вишневский. 24 декабря 1914 года, тогда ещё гимназист 5-го класса 1-й петроградской гимназии, Воля Вишневский бежал на фронт. С раннего детства его увлекала военная история. Спустя много лет литератор вспоминал: «… История России, которую мы изучали в гимназии, иллюстрировалась замечательными наглядными пособиями – экспонатами музеев, художественными изданиями. Мальчишеский взгляд останавливался на всём военном… В витринах офицерских магазинов меня околдовывали кирасы, радуги орденов, погон, значков… Вполне понятно, что постоянное сосредоточение на военных сюжетах отражалось на складе мышления, на характере знаний, игр…».
(Слайд 9)
Добравшись до Радома, Всеволод упросил командование принять его добровольцем в расположенный неподалёку от города лейб-гвардии Егерский полк, прославившийся ещё в кампанию 1812 года. Определён был четырнадцатилетний «сын полка» в разведку. В начале февраля 1915 года Вишневский получил боевое крещение. «… Сейчас идёт 3-й день боя, – писал он матери. – Я был в разведке и в перестрелке… И под шрапнелями ходил с донесениями. Жив и здоров… Ничего немцы не могут с нами сделать…». За личное мужество в этих боях Вишневский получил Георгиевскую медаль IV степени.
(Слайд 10, 11)
27 июля 1915 года Всеволод участвовал в схватке с германским кирасирским разъездом. Поединок закончился уничтожением немецких кавалеристов и взятием одного пленного. За этот бой он был награждён солдатским Георгием 4-й степени. Лейб-гвардии Егерский полк участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве.
Всеволод в составе 14-й роты один из первых ворвался в немецкие окопы и был контужен. Выйдя из лазарета, он вернулся в полк и участвовал в сентябре 1916 года в новых атаках у Свинюх на Стоходе. Войну юный разведчик закончил с Георгиевским крестом и двумя георгиевскими медалями.
(Слайд 12)
Глубокая любовь к Родине двигала поступками юного добровольца. Он был убеждён, что именно германский империализм – подлинный виновник войны и его нужно сокрушить. Ранняя фронтовая закалка определила характер будущего писателя, автора знаменитой пьесы «Оптимистическая трагедия» (1933) и сценария известного фильма «Мы из Кронштадта» (1936).
(Слайд 13)
В 1941 году, отправляясь военным корреспондентом на фронт, Всеволод Витальевич захватил с собой в память о боевой молодости георгиевские ленточки. На всех фотографиях 1945 года, в том числе и на фоне поверженного Рейхстага, на груди у писателя под колодкой советских наград расположен солдатский «Георгий».
Учитель: Хотя старшие товарищи старались оберегать своих подопечных от всевозможных опасностей, младшее поколение героев не щадило себя, стараясь быть в любой обстановке наравне со взрослыми. Об этом свидетельствовали не только героические подвиги, заслуженные ордена и медали, но и боевые ранения и контузии многих из юных героев Первой мировой войны.
(Слайд 14)
В воюющих частях оказывались не только те юные защитники Отечества, которые жили в прифронтовой полосе. Иные из них убегали на фронт из глубинных губерний и областей Российской Империи.
(Слайд 15)
Двенадцатилетний Вася Наумов добирался «в бойцы» из сибирского села Каретниково. Преодолев долгий, полный всевозможных испытаний путъ, он стал разведчиком, удостоился двух солдатских Георгиевских крестов и Георгиевской медали, был произведен в унтер-офицеры, в боях был дважды ранен.
(Слайд 16)
15-летний воин Иван Казаков (казак из станицы Усть-Медведицкой), награждённый тремя Георгиевскими крестами и тремя Георгиевскими медалями, несколько раз отличился в боях с немцами, захватил пулемёт, спас жизнь прапорщику Юницкому. Во время одной из разведок обнаружил батарею противника, которая потом, во время атаки, стала трофеем русских войск.
(Слайды 17, 18)
Учитель: К сожалению, история не оставила нам фотографий тех юных героев Первой мировой войны, о которых я вам сейчас кратко расскажу.
(Слайд 19)
В кампании 1916 года юный разведчик Владимир Владимиров (11 лет) за побег из плена и сообщение важных сведений о немецком расположении был награждён Георгиевским крестом.
Пётр Мельник (12 лет) был удостоен Георгия 4-й степени и произведён в унтер-офицеры за то, что во время атаки под вражеским огнём первым перерезал проволочные заграждения перед окопами противника.
Доброволец Константин Липатов (13 лет) получил Георгиевскую медаль, за то, что под огнём неприятеля соединил провода телефона и обеспечил связь.
(Слайд 20)
Доброволец пулемётной команды 131-го пехотного Тираспольского полка Степан Кравченко (10 лет) получил два ранения, за спасение пулемёта был награждён Георгием 4-й степени.
Гимназист из Коломны Александр Пробатов, поддерживая под обстрелом сообщение между соседними частями, был контужен и удостоен Георгиевского креста.
Из последнего класса московской гимназии в 1915 году ушёл добровольцем на фронт Леонид Керцелли. И уже через три месяца за мужество, проявленное в боях, был награждён тремя Георгиевскими крестами.
(Слайд 21)
Доброволец Николай Смирнов (13 лет), Георгиевский кавалер (имел «Георгия» IV степени и 2 медали), в 1915 году совершил побег из германского плена, а в последующих боях сам пленил немецкого офицера.
Георгий Павлов (15 лет) был удостоен двух Георгиевских крестов. Василий Правдин (13 лет) за вынос с поля боя раненого командира полка получил Георгиевский крест.
(Слайд 22)
Летом 1915 года прибыл с Юго-Западного фронта на лечение в Николаев уроженец этого города Павел Смоляной (13 лет), удостоенный Георгиевского креста IV степени. Он был разведчиком Модлинского пехотного полка, бежал из плена, неоднократно выполнял опасные поручения командования.
(Слайды 23, 24)
Летом 1917 года стали формироваться ударные добровольческие части, дабы своим примером «устыдить» покидающих фронт дезертиров. В формирующийся из безруких, безногих, полуослепших инвалидов «увечный батальон» записался Ф.Т. Зорин (16 лет). На фронте Зорин находился с начала войны, с 13-ти лет. За это время был четыре раза ранен, заслужил два Георгиевских креста и две медали.
Учитель: А сейчас я хочу представить вашему вниманию слайды (Слайд 25) — Галерею юных героев Первой мировой войны.
(Слайд 26)
Доброволец гимназист Николай Добронравов (15 лет).
(Слайд 27)
Доброволец конный разведчик Василий Устинов (16 лет).
(Слайд 28)
Доброволец гимназист Ян Ишулковский (15 лет).
(Слайд 29)
Доброволец Иван Егоров (16 лет).
(Слайд 30)
Два добровольца казака (12 и 15 лет).
(Слайд 31)
Доброволец Владимир Соколов (16 лет).
(Слайд 32)
Казак Илья Трофимов (15 лет).
(Слайд 33)
Конный разведчик доброволец Александр Марков (14 лет).
Учитель: На следующих слайдах представлены уникальные фотографии – вырезки из газет той далёкой эпохи, посвящённые юным героям Первой мировой войны.
(Слайды 34-37)
Учитель: Военная хроника тех далёких лет пестрела сообщениями и рассказами о юных добровольцах, их подвигах на полях сражений, ранениях, боевых наградах. В детских книжках и журналах времён Первой мировой войны мальчики-герои были окружены особым ореолом – ореолом мужества и славы.
На войне эти дети и подростки быстро становились взрослыми, стойко перенося окопные страдания и лишения, голод, холод, смерть боевых друзей. В свои 12-15 лет они нередко становились Георгиевскими кавалерами, проявляя чудеса самопожертвования и героизма.
Наш современник блогер Дмитрий Борисов посвятил юным героям своё стихотворение «ПРОЩАЙТЕ, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, Я ЕДУ ОБОРОНЯТЬ РОССИЮ…»:
(Слайд 38)
Кто в Герои? Я в Герои!
Васька, Петька, Родион.
— И меня, — сказала Маша.
— Ты же барышня, пардон!
Что же с Родиной случилось?
Куда едет детвора?
Это кайзер зубы щерит,
То Великая война!
Кто в разведчики стремится,
Кто-то в госпиталь помочь.
С поездов снимают сотни
Маловозрастных бойцов.
Эх, ребятки, вам бы дома
Книжки всякие читать,
Но уже с врагом «знакомы»,
Унтер бравый вам как мать.
Капитан – усатый ротный
Вам отец родной в бою.
«Ваше бродь» — ему, – Так точно,
— отвечаете в строю.
Кто подносчиком снарядов,
Кто разведчик в егерях,
Кто в Брусиловском прорыве
Отличился и в «крестах»
Ну а Родя Малиновский
От врагов Париж спасал.
В Иностранном Легионе
Он сержантом даже стал.
Много вас ребята было,
Вы — геройские мальцы,
Но не все живые к маме
Возвернулись, беглецы.
Всё же Вас Россия вспомнит
Через сотню всяких лет.
Внук и правнук гордо скажет:
«Я ГОРЖУСЬ ТОБОЮ, ДЕД!!!»
(19.11.2013)
Учитель: И в глубоком тылу дети всех возрастов и сословий помогали сеять хлеб и убирать урожай, оказывали посильную помощь старшим братьям и матерям на фабриках и заводах. «Все для фронта, все для победы над врагом!». Дети войны экономили на себе, отдавая все свои сбережения – «заветные грошики» — на Алтарь Отечества. Благоговейно собирали пожертвования в кружки – «на табачок солдату» и теплые вещи для беженцев, солдатских сирот и раненых в госпиталях и лазаретах.
(Слайд 39)
Не прерывается связь времён. Дети-герои Первой мировой войны приняли героическую эстафету от детей-героев 1812 года, Крымской (1853-1856) и русско-японской войн (1904-1905). Их славные дела продолжили их дети – герои Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. – юные защитники Брестской крепости, Севастополя и Керчи, партизаны и сыны полков.
Юные герои! Чистотой душ и жаром своих сердец, героизмом и самопожертвованием зовёте вы своих потомков к славе и подвигам во имя Отечества!
Учитель: На этом наш классный час закончен. Всем спасибо!
8