Классный час для 3 класса «Россия-Родина моя»
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАЙДУЦКАЯ ВАЛЕНТИНА
ВЛАДИСЛАВОВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2013
Цели:
развивать познавательный интерес к своей Родине;
дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов;
воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
изображения флага и герба России;
шаблоны флага для раскрашивания;
монета с изображением герба;
текст и музыка гимна;
пословицы о Родине;
карта России;
ребус, кроссворд;
ветка березы;
мультимедийная презентация
Ход классного часа.
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Здравствуйте, ребята. Вот и снова наступил учебный год. Вы подросли, повзрослели. Я так рада встретиться снова с нами. Посмотрите, на солнышке есть лучики, которые пустые. Как вы думаете почему? Да, к нам пришли новые ребята. Давайте познакомимся с ними и аплодисментами примем в нашу школьную семью.
Когда вы слышите слово семья, что представляете? Это всё дорогие для вас каждого слова. Но есть ещё одно дорогое слово, о нём вы узнаете, когда отгадаете кроссворд. ( Запись на доске)
Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Река.)
Про какое дерево говорят:
«Мерзнет, дрожит на ветру»? (Осина)
3. Живет в лесу работник –
Лесной носатый плотник. (Дятел.)
4. Вежливое слово. (Спасибо.)
5. Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал.)
6. Белые сапожки, зеленые сережки. (Береза.)
Какое слово получилось по вертикали?
Ученики. Получилось слово «Родина».
Учитель. Правильно! Молодцы!
(Пишет слово «Родина» на доске.)
Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.
Послушайте стихотворение 3. Александровой. (Слайд 2)
Если скажут слово — Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной любимый двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(С этими словами учитель передает веточку березы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облако, мой дом, мои родители, мои друзья и т. д.)
Как называется наша Родина?
Россия или Российская Федерация.
Учитель. (Слайд 3)
Россия — самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Учитель по карте показывает Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
2.Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас –
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над нами весело шелестит листва –
Опускаем руки мы по команде «два».
3.Знакомство с государственными символами (Слайд 4)
Учитель. Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в перевод означает знак, пароль, сигнал.
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Давайте рассмотрим герб нашей страны. (Слайд 5)
Герб — это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. (Показывает монету.)
В нем отражена история. Давайте рассмотрим наш герб.
Что на нем изображено?
На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой — двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел, чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами — короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьем сраженный.
Учитель. Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе — держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.
Крылья орла похожи солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Учитель. Еще один важный символ нашего государства – флаг. (Слайд 6)
А флаг России — триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба,
А также девица красна,
Ведь красный — это красота.
И цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем, почему
У флага есть еще цвета,
Что значат еще цвета два.
Синий — Украины цвет,
Белый — Белоруссии.
Народы их объединились,
Чтобы жить в согласии.
День рожденья есть у флага
В середине августа.
Символы страны родной
Помните, пожалуйста!
Флаг нашей страны имеет свою историю.
(Слайд 7,8) Много веков вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты. На знамени изображали святых.
(Слайд 9) Наш российский флаг — трехцветный. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Учитель. На каких зданиях нашего села можно увидеть флаг?
(Слайд 10) Флаг Победы.
(Слайд 11) Нашу Родину любили и защищали с древних времён. Богатыри.
(Слайд 12) Чем защищали нашу родину.
(Слайд 13)
4. Рассказ ученика
Александр Невский
Александр Ярославович Невский (1221?-1263) — князь новгородский. Победами над шведами (Невская битва 1240) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242) обезопасил западные границы Руси.
В первые годы своего княжения Александру Невскому пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары. На реке Шелони Александр построил несколько крепостей.
Победа на Неве. Ледовое побоище
Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 над шведским отрядом. Александр лично участвовал в битве. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским.
По возвращении с берегов Невы Александр Невский был вынужден покинуть Новгород и уехать. Тем временем над Новгородом нависла угроза с запада. Из Новгорода было отправлено посольство к Ярославу Всеволодовичу с просьбой о помощи. Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом — монголо-татарами. Новый золотоордынский правитель хан Берке (с 1255) ввел на Руси общую для покоренных земель систему обложения данью. Василий Александрович был схвачен и заключен под стражу. Новгород был сломлен и подчинился приказу посылать дань в Золотую Орду.
В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой.
5.Просмотр видеофрагмента «Зовут на бой А.Невского», « Итог последней битвы»
Во время Великой Отечественной войны в 1942 был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.
(Слайд 14) Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия — любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Давайте и мы послушаем один куплет этого гимна.
(Слайд 15) Кроссворд.
(Слайд 16) Ответы
6. Итог классного часа:
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовет.
Выхожу из дома я –
Здравствуй, улица моя!
Я пою, и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я.
Отвечаю солнцу я –
Здравствуй, Родина моя!
Список использованной литературы
1. Дик Н. Ф. Веселые классные часы во 2-3 классах – Ростов – на — Дону: «Феникс», 2003.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http:// https://schoolguide.ru/index.php/main.html