План-конспект классного часа по теме «Земля отцов – моя земля»
Классный руководитель: Еремченко Жанна Николаевна
ГКОУ РО школа-интернат VIII вида № 14 г. Волгодонска
4 «Б» класс
Классный час по теме: «Земля отцов — моя земля»
Цель: Формировать у воспитанников представление о нашем городе Волгодонске, как о части Ростовской области; о себе — как полноправных гражданах России, жителях города Волгодонска.
Задачи:
1. Формировать в воображении воспитанников образ Родины — России, образ малой Родины — Волгодонска.
2.Развивать коммуникативные способности детей.
3.Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение детей к жителям нашего города; чувства любви к своему городу, своей Родине.
Предварительная работа: работа с картой города, рассматривание иллюстраций по теме: «город, в котором мы живем», «название микрорайонов города», «название других городов Ростовской области», дидактические игры; чтение художественных произведений (стихов поэтов наш его города);разучивание стихотворений, пословиц и песен о дружбе; беседы о городах области и их жителях; рассказы детей о летнем отдыхе в других городах области; фотовыставки — фотоколлажи «Мой город красив и молод».
Ход занятия:
1. Введение в тему.
Классный руководитель обращает внимание детей на карту города.
-Что это такое? Правильно, это карта — модель нашего города Волгодонска, в котором мы с вами живем и еще много других детей.
Звучит стихотворение о городе Волгодонске.
На просторе бескрайнем и диком,
У гнездовий орлов и орлиц,
Статный юноша Дон среброликий
В светлых струях поил кобылиц.
В лунном золоте падали гривы,
Черным пламенем били в глаза,
Сердце юноши страстью пугливой
Заполняла земная краса.
Сердце ширилось верою долгой:
Через тысяча тысячный год
Молодою казачкою Волга,
К ее жаждущим водам прильнет!
Пеньем грив разнесут кобылицы
По планете венчающий звон,
И на месте той встречи родился
Сын великой любви – Волго- Дон
Унаследовав Дона и Волги
Богатырскую ширь и размах,
Он погонит могучие волны,
В пропылено-полынных стенах.
Напоит он бескрайние дали
И в сказанье уйдет его плес…
Встанет город из камня и стали,
Будет имя ему Волгодонск…
Автор Анна Ковалева
2. Работа по карте:
-Какие на карте обозначены улицы?
-Назовите какие это микрорайоны?
-Во всех ли районах живут люди? Почему?
-Верно, в некоторых районах люди еще не живут, т.к. город продолжает строиться.
-В России много городов больших и маленьких. В каждом городе мирно живут люди разных национальностей. Они говорят на разных языках.
3. Дидактическая игра «Кто в каком городе живет?».
Цель: закрепить названия городов, населения этих городов, формировать понятие, что в России существует много разнообразных городов.
Ход игры:
Педагог называет город, а дети называют людей, которые там проживают. Например:
Кто живет в Волгодонске? — волгодончане.
Кто живет в Ростове? — ростовчане.
Кто живет в Семикаракорске? — семикакорцы.
Кто живет в Шахтах? — шахтинцы.
Кто живет в Таганроге? — таганрожцы.
Кто живет в Тихорецке? — тихоредчане.
Кто живет в Азове? — азончане.
Кто живет в Цимлянске? — цимлянчане.
Кто живет в Зернограде? — зерноградцы.
4. Беседа о городах Ростовской области.
— Молодцы, ребята, как мы с вами много городов знаем и жителей, которые в них живут. Люди в разных городах имеют особенности в разговорной, устной речи.
— Много из вас летом вместе с родителями отдыхали в разных городах. Мы вместе с вами делали газеты о летнем отдыхе. Расскажите нам о своих впечатлениях.
-Как называется город?
— С кем отдыхал? На чем туда добирался?
-Где жили?
Как там разговаривали люди? Было ли что-нибудь особенное в их речи?
-Что понравилось? (гостеприимство; люди общительные, приветливые, добрые).
5. Пословицы о дружбе и мире.
-Давайте вспомним с вами пословицы о дружбе и мире.
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
Для дружбы нет расстояний.
Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
-Давайте покажем, как дружат дети разных народов. Сделаем общий хоровод. Вот какой у нас получился большой и дружный хоровод.
-Независимо, где живут дети, какого цвета у них кожа, как отличается их говор от нашего, все они похожи друг на друга. И главное сходство между ними то, что они живут в одной области, в одной стране, любят играть, веселиться, любят родителей и умеют дружить.
6. Закрепление по теме.
— Скажите, ребята, а в какой стране мы с вами живем? (Россия).
Стихотворение «Российская семья».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним — тайга по нраву,
Другим — степной простор.
У каждого народа
язык свой и наряд.
Один — черкеску носит.
Другой надел халат.
Один — рыбак с рожденья.
Другой готовит мед.
Одним — милее осень,
Другим — милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна!
— В нашей стране много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, села, удивительный многонациональный народ.
Стихотворение «Лучшее богатство»
По-разному люди в стране нашей жили,
но верой и правдой Отчизне служили.
Дороже любого другого богатства
Ценились всегда у нас скромность и братство.
Есть слово такое хорошее — «наш».
И пусть ты — татарин, якут иль чуваш,
Родился ли русским, мордвой, осетином,
Будь Родине добрым и любящим сыном.
-Посмотрите на карту Ростовской области. Это наша Родина.
— А как называется наша малая Родина?
— В Волгодонске одной дружной семьей живут люди разных национальностей. Назовите их.
-Назовите самую крупную реку в Ростовской области.
— Что означает слово «казак»? (удалой, вольный человек).
— Какие полезные ископаемые, добываемые в Ростовской области, могут использоваться как топливо? (уголь).
-Назовите казачьи символы (герб и флаг все великого войска Донского).
— В какое море впадает река Дон? (в Азовское море).
-Все мы живем одной большой дружной семьей. Не зря говорят: «Если друг рядом всегда — не страшна никакая беда».
В этом году исполнилось 75 лет со дня образования нашей с вами Ростовской области. Ростовская область находится на донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки. А рядом с казаками рядом всегда были их верные жены — казачки.
Донской край – край изобилия плодов, погожих тёплых дней, неоглядной степи – кормилицы.
Донской край – это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а ещё окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – но разве это не сказка? Но главное наше богатство – люди.
.Видно, так и быть,
Здесь мне век прожить,
До конца любить,
Здесь мои друзья,
Здесь моя семья,
Большего не скажешь –
Здесь ЗЕМЛЯ МОЯ!
Какие прекрасные строки: здесь ЗЕМЛЯ МОЯ! Лучше не скажешь. Это наша земля: мы на ней живём, учимся, трудимся, любим. Так давайте её беречь, гордиться и защищать.
Список литературы:
Разработка авторская