ВИКТОРИНА:
«ЛИТЕРАТУРНО – ИСТОРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ».
Цель: изучение событий истории и освещение их в литературе; воспитание интереса к Отечественной истории через интеграцию личности в историческое пространство художественной литературы.
Задачи:
— способствовать формированию культуры работы с историческими источниками и литературными произведениями;
— способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;
— способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, анализировать художественные произведения.
— формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
Данные уроки способствуют расширению и углублению базового курса истории России за счёт изучения произведений художественной литературы. Кроме того, интегрированные уроки соответствуют основным принципам технологии модульного обучения.
Ход мероприятия:
1. раунд. Представление команд
Все задания должны соответствовать тематике викторины.
Капитаны представляют свои команды:
Название команды;
Девиз. (стих на историческую тему, начало которого и есть название команды).
Эмблема.
2. раунд. О какой исторической личности идет речь?
Командам предоставляются на выбор по три карточки разных цветов. На каждой из которых написан отрывок из стихотворений разных авторов.
Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента вокруг обвивалась:
И вскрикнул ужаленный князь.
А. С. Пушкин.
Себя он не щадил, трудился
На благо родины своей
Осваивал науки, царский образ вжился
В сознанье русских всех людей.
Открыты были цифирные школы,
Адмиралтейство ассамблеи и театр,
Реформы в армии и праздник новогодний,
Одежда Запада, дворцы его стоят.
В. Г. Бондоренко.
Властитель слабый и лукавый
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда
А. С. Пушкин.
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца…
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей…
Как подковы куёт за указом указ-
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз…
О. Э. Мендельштам.
На смену Хрущева прибыл новый правитель,
Любитель пиров, орденов и чинов,
Подлиз и хапуг именной повелитель,
Желатель поездок, богатых даров.
За труд, что присвоил себе «учитель»,
Нахапал он столько себе орденов,
Иной нумизмат и монеток любитель
В три жизни не смог бы набрать тех обнов.
И.Следин.
Правил в Киеве тот князь,
И молва о нём неслась.
Все соседи князя знали
И мудрейшим назвали
3. раунд. «Поймай дату».
Киев замер, в одночасье вымер,
Злые взгляды древних стариков:
В это утро светлый князь Владимир
Сокрушал языческих богов.
Готовились к ней долго, чтоб мир переделить,
Мечтая о колониях, готовы были кровью мир залить.
Балканы славились как «бочка пороха» всегда.
В Сараево начавшись, длилась долго та война.
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
Зато мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета
Мы впереди планеты всей…
Прервался древний царский род,
Распалась связь времен,
И обсуждают на Руси:
«Кому же быть царем?»
Позади у воинов Непрядва,
Слева – затуманившийся Дон.
И простор великий только на два,
Только на два стана разделен.
С разгрома Польши началась она,
И имя ее страшное – война.
Продлилась с точностью в 6 лет.
Японию разбив, народы мира увидали свет.
Впереди по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Левонцы едут грозным клином,
Свиной железной головой.
Мы проиграли ту войну,
Но слава русских моряков
С «Варягом» не ушла ко дну.
«Погибнуть с честью»- был девиз таков.
Раунд. Приведите в соответствие.
Приведите в соответствие: автора произведения, дату, произведение;
событие.
Авторы произведений
Даты
1825 год; 1812 год; 1941-1945 годы;
1917 год; 1773-1775 годы; 1861год;
Произведения:
А. «Василий Теркин»; Б. «Война и мир»; В. «Капитанская дочь»; Г. «Горе от ума»; Д. «Кому на Руси жить хорошо»;
События:
Великая Отечественная война;
Крестьянская война;
Восстание декабристов;
Октябрьская Революция;
Реформа отмены крепостного права;
Отечественная война.
раунд. О каком событии идет речь?
1.
Тут кротко или строго
Царило много лиц.
Царей не очень много,
А более цариц.
2.
Углом вперед, от всех особо,
Одеты в шубы, в армяки,
стояли темные от злобы
Псковские пешие полки…
3.
Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг.
4.
Далекая и дикая страна,
Где навсегда остались наши души.
Как души тех, кто в цинковом гробу
С последней почестью вернулись к маме,
И тех кто вспоминает про Кабул
с протезными руками и ногами.
5.
И там и здесь между рядами
звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас!
Нет безразличных: правда снами?»
А я стою один меж них
В ревущем пламене и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Подведение итогов и награждение