Тема урока: «Борьба советских людей на оккупированной территории»
Цель урока
Дать учащимся общее представление о борьбе советских людей в тылу врага во время Великой Отечественной войны.
Задачи
Образовательные: разъяснить особенности и формы народной войны в тылу врага; привести примеры борьбы партизан и подпольщиков на оккупированной территории; подчеркнуть вклад партизан и подпольщиков в общую победу над врагами.
Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности, использовать дополнительные материалы при ответах, беседе; закреплять умения составлять связный и развернутый ответ (сообщение); привлекать учащихся к решению проблемных задач.
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства.
Основные знания
Формы и методы борьбы советских людей на оккупированной территории.
Основные термины и понятия
Концлагерь, рейды.
Оборудование и материалы
Карта «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.», презентация, запись песни «Журавли»
Тип урока
Комбинированный.
Ход урока
Оргмомент
Повторение пройденного материала
Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?
Вспоминают тему и содержание прошлого урока.
— Когда проходила Сталинградская битва?
Задание. Показать на карте место, где проходила Сталинградская битва.
— Где проходили особенно ожесточенные бои?
— Почему было так важно овладеть Мамаевым курганом?
— Кто руководил военной операцией по освобождению Сталинграда?
— Какое значение имела победа под Сталинградом?
Актуализации знаний, объявление новой темы
Вводное слово. Благодаря героизму и стойкости советских воинов в Сталинградской битве удалось переломить ход войны. Красная армия перешла в наступление. Перед ней встала задача освободить оккупированную фашистами советскую территорию. Люди, которые оставались на захваченной немцами территории, тоже боролись с фашистскими захватчиками.
Сообщение темы урока: «Борьба советских людей на оккупированной территории»
Записывают тему урока в тетрадь
Изучение нового материала
Рассказ об установлении фашистского режима управления. (Слайд 2)
На захваченных территориях фашисты строили концлагеря. (Слайд 3)
Словарная работа: концлагерь.
Находят объяснение слова в учебнике.
— Какие порядки устанавливали фашисты на оккупированной территории?
— Кто боролся с фашистами в тылу врага?
Работа с текстом учебника. Один ученик читает вслух, остальные следят по учебнику.
В партизаны шли местные жители, отставшие от своих частей или раненые бойцы Красной Армии. (Слайд 4)
Для осуществления руководства партизанскими отрядами, по решению Сталина в 1942 был создан Центральный штаб партизанского движения. Главнокомандующим партизанским движением был назначен маршал Ворошилов. (Слайд 5)
— Где действовали партизанские отряды?
Особенно сильным было партизанское движение в Смоленской и Брянской областях, а также в Белоруссии. (Слайд 6)
Показ на карте.
— Какие методы борьбы были у партизан и подпольщиков? (Слайд 7)
Словарная работа: рейды.
Вместе с взрослыми в партизанских отрядах сражались и дети. Многие из них совершали подвиги. (Слайд8)
Опережающее задание (по материалам рассказа для дополнительного чтения «Подвиг генерала Карбышева»).
— В каких войсках служил Дмитрий Михайлович Карбышев? (Слайд 9)
— Как Карбышев попал в плен?
— Как погиб Дмитрий Михайлович Карбышев? (Слайд 10)
Кратко проговорив изученный материал, делаю вывод.
Первичное закрепление нового материала
Работа с таблицей «Борьба советских людей на оккупированной территории».
Контролирую заполнение таблицы учащимися в тетради. Проверяем с помощью слайда презентации. (Слайд 11)
Форма борьбы: подпольная работа, партизанская война.
Районы борьбы: Смоленская, Брянская области, Белоруссия.
Методы борьбы: захват в плен офицеров, казнь предателей, подрыв железной дороги и поездов, освобождение советских людей, нападение на немцев.
Фронтальная беседа.
1. Кто боролся с фашистами на оккупированной территории?
2. Какие порядки установили фашисты на оккупированных территориях?
3. В каких районах особенно широко развернулась подпольная, партизанская борьба?
4. Приведите примеры героической борьбы советских людей с фашистами в тылу врага.
5. Какие методы борьбы использовали советские люди?
6. Докажите, что в освобождении советских территорий есть заслуга подпольщиков и партизан
Участвуют во фронтальной беседе.
Партизаны помогли многим советским людям выдержать режим оккупантов. За боевые заслуги более 130 тысяч партизан были награждены орденами и медалями. 249 партизан получили высшую награду Родины – звание Героя Советского Союза. (Слайд 12)
Подведение итогов. Комментарии, объявление оценок за работу
Домашнее задание. Сообщение домашнего задания. Стр.195-201
Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы учебника
Записывают домашнее задание.
Индивидуальная работа. Сообщение индивидуального задания.
Прочитать указанные абзацы, дать ответ на первый, третий вопросы
Заключительная часть урока.
9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы.
Но сколько бы ни минуло десятилетий, нельзя забывать о превращенных в пепел городах и селах, о разрушенном народном хозяйстве, о гибели бесценных памятников материальной и духовной культуры народа. Неоценим подвиг тружеников тыла, вынесших на своих плечах непомерное бремя военного лихолетья. Но самая главная и невосполнимая утрата – миллионы человеческих жизней, сгоревших в пожаре Великой Отечественной войны. Великая Победа… Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом. Весенним, солнечным днем – 9 мая 1945 года усталый, но счастливый солдат великой страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках нашей необъятной Родины радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!» С того памятного мая минуло более полувека. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего государства. (Слайд 13)
5