Конспект уркоа истории на тему «Борьба советских людей на оккупированной территории»

Тема урока: «Борьба советских людей на оккупированной территории»

Цель урока

Дать учащимся общее представление о борьбе советских людей в тылу врага во время Великой Отечественной войны.

Задачи

Образовательные: разъяснить особенности и формы народной войны в тылу врага; привести примеры борьбы партизан и подпольщиков на оккупированной территории; подчеркнуть вклад партизан и подпольщиков в общую победу над врагами.

Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности, использовать дополнительные материалы при ответах, беседе; закреплять умения составлять связный и развернутый ответ (сообщение); привлекать учащихся к решению проблемных задач.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства.

Основные знания

Формы и методы борьбы советских людей на оккупированной территории.

Основные термины и понятия

Концлагерь, рейды.

Оборудование и материалы

Карта «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.», презентация, запись песни «Журавли»

Тип урока

Комбинированный.

Ход урока

Оргмомент

Повторение пройденного материала

Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?

Вспоминают тему и содержание прошлого урока.

Когда проходила Сталинградская битва?

Задание. Показать на карте место, где проходила Сталинградская битва.

Где проходили особенно ожесточенные бои?

Почему было так важно овладеть Мамаевым курганом?

Кто руководил военной операцией по освобождению Сталинграда?

Какое значение имела победа под Сталинградом?

Актуализации знаний, объявление новой темы

Вводное слово. Благодаря героизму и стойкости советских воинов в Сталинградской битве удалось переломить ход войны. Красная армия перешла в наступление. Перед ней встала задача освободить оккупированную фашистами советскую территорию. Люди, которые оставались на захваченной немцами территории, тоже боролись с фашистскими захватчиками.

Сообщение темы урока: «Борьба советских людей на оккупированной территории»

Записывают тему урока в тетрадь

Изучение нового материала

Рассказ об установлении фашистского режима управления. (Слайд 2)

На захваченных территориях фашисты строили концлагеря. (Слайд 3)

Словарная работа: концлагерь.

Находят объяснение слова в учебнике.

Какие порядки устанавливали фашисты на оккупированной территории?

Кто боролся с фашистами в тылу врага?

Работа с текстом учебника. Один ученик читает вслух, остальные следят по учебнику.

В партизаны шли местные жители, отставшие от своих частей или раненые бойцы Красной Армии. (Слайд 4)

Для осуществления руководства партизанскими отрядами, по решению Сталина в 1942 был создан Центральный штаб партизанского движения. Главнокомандующим партизанским движением был назначен маршал Ворошилов. (Слайд 5)

Где действовали партизанские отряды?

Особенно сильным было партизанское движение в Смоленской и Брянской областях, а также в Белоруссии. (Слайд 6)

Свежие документы:  Тема урока: "Прямоугольный параллелепипед" 5 Класс

Показ на карте.

Какие методы борьбы были у партизан и подпольщиков? (Слайд 7)

Словарная работа: рейды.

Вместе с взрослыми в партизанских отрядах сражались и дети. Многие из них совершали подвиги. (Слайд8)

Опережающее задание (по материалам рассказа для дополнительного чтения «Подвиг генерала Карбышева»).

В каких войсках служил Дмитрий Михайлович Карбышев? (Слайд 9)

Как Карбышев попал в плен?

Как погиб Дмитрий Михайлович Карбышев? (Слайд 10)

Кратко проговорив изученный материал, делаю вывод.

Первичное закрепление нового материала

Работа с таблицей «Борьба советских людей на оккупированной территории».

Контролирую заполнение таблицы учащимися в тетради. Проверяем с помощью слайда презентации. (Слайд 11)

Форма борьбы: подпольная работа, партизанская война.

Районы борьбы: Смоленская, Брянская области, Белоруссия.

Методы борьбы: захват в плен офицеров, казнь предателей, подрыв железной дороги и поездов, освобождение советских людей, нападение на немцев.

Фронтальная беседа.

1. Кто боролся с фашистами на оккупированной территории?

2. Какие порядки установили фашисты на оккупированных территориях?

3. В каких районах особенно широко развернулась подпольная, партизанская борьба?

4. Приведите примеры героической борьбы советских людей с фашистами в тылу врага.

5. Какие методы борьбы использовали советские люди?

6. Докажите, что в освобождении советских территорий есть заслуга подпольщиков и партизан

Участвуют во фронтальной беседе.

Партизаны помогли многим советским людям выдержать режим оккупантов. За боевые заслуги более 130 тысяч партизан были награждены орденами и медалями. 249 партизан получили высшую награду Родины – звание Героя Советского Союза. (Слайд 12)

Подведение итогов. Комментарии, объявление оценок за работу

Домашнее задание. Сообщение домашнего задания. Стр.195-201

Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы учебника

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная работа. Сообщение индивидуального задания.

Прочитать указанные абзацы, дать ответ на первый, третий вопросы

Заключительная часть урока.

 9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы.

Но сколько бы ни минуло десятилетий, нельзя забывать о превращенных в пепел городах и селах, о разрушенном народном хозяйстве, о гибели бесценных памятников материальной и духовной культуры народа. Неоценим подвиг тружеников тыла, вынесших на своих плечах непомерное бремя военного лихолетья. Но самая главная и невосполнимая утрата – миллионы человеческих жизней, сгоревших в пожаре Великой Отечественной войны. Великая Победа… Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.  Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом. Весенним, солнечным днем – 9 мая 1945 года усталый, но счастливый солдат великой страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках нашей необъятной Родины радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!» С того памятного мая минуло более полувека. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего  государства. (Слайд 13)

Свежие документы:  Интегрированный урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции" 5 класс









5


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: