Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гимназия №12, г. Белгорода
Конспект урока по Истории России. С древнейших времен до конца XVI века
«Быт и нравы Киевской Руси».
подготовила:
учитель истории
Жданова Светлана Владимировна
г. Белгород
2012
Тема урока: «Быт и нравы Киевской Руси».
Цели:
Образовательная: создать условия для формирования у учащихся представления о быте и нравах древних славян; познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и утварью древних славян;
Воспитательная: прививать интерес и уважение учащихся к истории и культуре своего Отечества.
Развивающая: создать условия для развития устной речи и мышления у учащихся; способствовать развитию умения слушать своих товарищей.
Оборудование: учебник История с древнейших времён до конца XVI века. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, компьютер, проектор, иллюстрации одежды.
Тип урока: изучение новой темы.
Структура урока:
Организационный момент
Подготовка к изучению новой темы
Изучение новой темы
Закрепление изученного материала
Итог урока
Рефлексия
Домашнее задание
Подготовка к изучению новой темы
Я рада видеть вас сегодня на уроке. Надеюсь, что наш урок пройдёт на позитивной нотке и будет интересным, а самое главное полезным для вас. Я от всего сердца дарю вам свою улыбку, и надеюсь, что вы ответите мне взаимностью.
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, мои коллеги из других школ г. Белгорода и Белгородской области. Давайте поприветствуем их.
Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник и ручка.
Итак, мы начинаем с вами урок.
Изучение новой темы.
(слайд №1)
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, и попробуйте по этим картинкам понять, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы учащихся)
Правильно мы будем говорить о быте и нравах наших предков в те далёкие времена, которые мы датируем 8-13 веков, когда наше государство называлось как? (Древняя Русь)
Вы познакомитесь с повседневной жизнью земледельцев и горожан; с организацией военного дела, познакомитесь с различными типами жилищ и особенностями древнерусской женской одежды.
А прежде чем перейти к новой теме, давайте с вами вспомним понятия быт и нравы.
Быт – повседневная жизнь людей.
Нравы – обычаи, уклады общественной жизни или повседневные отношения между людьми.
Итак, ребята, большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Люди распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились. Часть населения Руси проживала в городах. Там проживали князья, княжеская дружина. Жили славяне большими семьями. (Слайд №2)
Основное население Древней Руси проживало в небольших домах, в лесостепной зоне это были полуземлянки (жилища, пол которых был ниже уровня почвы). (Слайд №3)
Зажиточные горожане жили в срубах нередко двухэтажных. Первый этаж был хозяйственным, а верхний – жилым. Здания состояли из нескольких комнат. (Слайд №4)
Ремесленники обитали на городских окраинах в слободах (это район на окраине города, заселённый ремесленниками одной специальности). Они состояли из рубленных деревянных изб или глинобитных домиков. (Слайд 5)
Князья и бояре проживали в хоромах (жилой деревянный дом, часто из отдельных строений, соединенный сенями и переходами.) (Слайд 6)
В хоромах размещалось отапливаемое помещение – изба, а так же холодные горницы — повалуши, летние спальни — клети. В богатых хоромах была ещё и гридница — большая парадная горница, где хозяин пировал со своей дружиной. (Слайд 7)
Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать по внутреннему убранству дома бояр и крестьян? (Ответы учеников)
Вывод: Правильно, ребята по внутреннему убранству дома можно сказать, что бояре и крестьяне относятся к разным слоям общества и живут в разных условиях. Знать живёт в больших роскошных теремах, а крестьяне имеют малый достаток и живут в маленьких избах и даже полуземлянках.
А что бы разобраться и понять, как протекала повседневная жизнь земледельцев и горожан в те далёкие времена я предлагаю вам ребята провести работу в группах. На ваших столах вы видите таблицы, которые необходимо заполнить, предварительно познакомившись с текстом учебника. Для этого вы разделитесь на две группы «Основное население» и «Знать». В данной таблице я вам предлагаю найти характерные черты образа жизни знати и основного населения, по следующим пунктам: занятия, семья, брак, развлечения, воспитание. (Слайд 8)
Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 63, прочитайте пункт 1 параграфа №8 и заполните данную таблицу.
Основное население | Знать | |
Занятия |
|
|
Семья |
|
|
Брак |
|
|
Развлечения |
|
|
Воспитание |
|
|
Проверка выполнения задания. Итак, давайте с вами попробуем сравнить особенности жизни знатных людей и основного населения. (Ответы детей).
Вывод: Итак, ребята, мы видим, что жизнь основного населения отличалась от жизни знати, первые трудились с утра до ночи, выполняли различные повинности. А знать правила, принимало послов, устраивала пиры и ходила в военные походы.
Действительно военному делу придавалось большое значение, т.к. врагов у молодого государства было очень много. И долг каждого мужчины защищать его. И поэтому сейчас я предоставляю слово Королёву Антону. Ему было дано задание самостоятельно подготовить, и рассказать нам об особенностях Древнерусской армии.
А, вы ребята, внимательно послушайте Антона и определите особенности армии Древней Руси.
(Презентация №2. военное дело.)
Физкультминутка (1 мин.)
Давайте с вами на минутку представим, что мы воины древнерусской армии.
Воины часто не досыпали из-за долгих боёв, глаза у них уставали и болели. Глазам необходимо отдохнуть. (Посмотреть вверх-вниз, по сторонам).
Шлем «Шишка» был железный и тяжёлый, шея у воинов затекала под его давлением, давайте разомнём наши шеи. (Вращение головы влево – вправо).
Оружие у воинов Древней Руси было тяжёлое, поэтому руки у них сильно уставали. Необходимо размять наши руки. (Рывки рук вверх-вниз, в стороны).
Спина болела от долгой ходьбы и тяжёлой ноши, давайте расслабим наши спины. (Наклоны туловища вправо – влево, вперед – назад).
Спасибо, присаживайтесь, мы продолжаем наш урок.
Ребята, а вы знаете какую-нибудь пословицу, связанную с одеждой. (Ответы учащихся)
Правильно, ребята, народная мудрость гласит: «Встречают по одёжке, а провожают по уму».
И мы с вами сейчас познакомимся с особенностями женской и мужской одежды Древней Руси.
Все жители Древней Руси одевались одинаково. Главными элементами мужской одежды были рубаха и порты – неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. (Слайд 1) Мужской костюм простолюдина состоял из холщёвой до колен рубахи и шерстяных портов. Люди знатные носили рубахи из тонкого полотна и шёлка. Порты шили из шёлка и парчи. (Слайд 2), (Слайд №3) Единственным украшением этой не замысловатой одежды был узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили зипуны – застёгивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. (Слайд 4) Зимой носили простые шубы кожухи и войлочные и меховые шапки. Верхней одеждой у знатных людей служили епанчи – широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжами драгоценными камнями. (Слайд 5)
Ноги оборачивали узкими и длинными кусками ткани – онучами, на которые надевали лапти из коры липы. (Слайд №6) Знатные люди на ногах носили кожаные сапоги, с загнутыми кверху носами, расшитые золотом и шёлком. (Слайд 7)
Женский костюм древней Руси состоял из следующих элементов. У горожанок и крестьянок главной частью костюма была длинная холщёвая рубашка. (Слайд 8) Поверх неё надевалась понёва – домотканая шерстяная юбка, нередко с набивным рисунком, состоящая из 3-х или 4-х полотнищ, собранных на шнуре. (Слайд 9) Так же поверх рубахи одевали и сарафаны. (Слайд 10)
На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий чепец. В торжественных случаях женскую голову украшал кокошник. Его делали из твёрдого материала, обтягивали дорогой тканью и украшали жемчугом. (Слайд 11)
Костюм знатной женщины отличался богатством тканей – шёлковая рубаха, затканный золотыми нитями и отороченный драгоценным мехом бархатный плащ. Обувь отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом. (Слайд 12).
Русские женщины украшали себя золотыми и серебряными цепочками, ожерельями из бисера, серьгами, браслетами и др. ювелирными изделиями. В деревнях украшения были попроще – из меди, бронзы, недорогих камней. (Слайд 13)
Итак, мы рассмотрели с вами мужской и женский костюмы Древней Руси. Так же, ребята, вашему вниманию представлена выставка «Одежда Древней Руси», которую подготовила Анищенко Ирина, после урока вы можете подойти и познакомиться с ней.
Вывод урока.
Вывод урока: Формирование гос-ва и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой этого периода стало возникновение существенной разницы между образом жизни знати и основной массы населения. Быт и нравы жителей Древней Руси определялись их занятиями и социальным положением.
Закрепление изученного.
Ребята, давайте с вами вспомним:
Чем отличалась жизнь сельских жителей от городских?
Расскажите о различных типах жилищ, существовавших в Древнерусском государстве.
В чём заключались особенности древнерусской одежды?
Подведение итогов. Выставление оценок.
Рефлексия (обереги).
Домашнее задание: параграф 8, выписать в тетрадь новые понятия.
Список использованной литературы
1. Данилова А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс — М.: Просвящение, 2009.
2. Большая школьная энциклопедия Т.1. – М: ОЛ-МА-ПРЕСС, 2000.-591 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. lesson – history. narod.ru
2. festival.1september.ru
3. pedmir.ru