МОУ Гимназия г. Навашино
Конспект урока для 10 класса
«Казнить нельзя помиловать»
Подготовила учитель истории
Гунина К.Ю..
2010 г.
Актуальность темы.
Вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. На протяжении многих веков различные авторы высказывали свои точки зрения на этот вопрос, раскрывали свои аргументы, доказывая тем самым необходимость отмены или сохранения смертной казни. Тема смертной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас.
Цели урока: выработать у учащихся собственное аргументированное отношение к смертной казни
Задачи урока:
образовательная- способствовать формированию умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, конструировать вопросы, делать выводы. Способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников.
Воспитательная- Воспитывать активную жизненную позицию и гуманизм, содействовать воспитанию гражданственности, уважения к закону, социальным и правовым нормам. Учить их готовности к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.
Развивающая- Развивать мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу. Развивать гуманистическое мировоззрение
Тип урока: урок приобретения новых знаний
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми рисунками и изображениями, весы и фасоль, тестовые задания.
Структура урока
1 Организационный момент.
2 Сообщение цели урока.
3 Изучение нового материала.
4 Физкультминутка
5 Первичное закрепление.
6 Подведение итогов урока.
8 Домашнее задание.
Ход урока
1 Организационный момент
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, готовность классной комнаты, отмечает отсутствующих.
2 Сообщение цели урока
—Ребята, сегодня мы поговорим с вами на очень важную тему: нужна ли смертная казнь? Является ли она единственным и разумным наказанием за серьёзные преступления?
Посмотрите на тему нашего урока. Грамотна ли эта запись? (учащиеся отмечают, что в предложении не поставлена запятая, и от того, где мы её поставим, будет зависеть смысл выражения)
Записывая тему урока в тетрадь, подумайте, почему вопрос о постановке одной запятой иногда очень важен. (Учащиеся записывают тему в тетрадь, сохраняя исходную пунктуацию, и отмечают, что проблема отмены или применения смертной казни очень сложная, многогранная).
3 Изучение нового материала
Итак, смертная казнь — есть убийство, осуществляемое государством по приговору суда.
Государства с момента возникновения и до настоящего времени применяет смертную казнь. Практика такого рода наказаний зависит от законов, традиций, нравов, правителей и других факторов.
— В 2009 году Конституционный суд РФ отменил мораторий на смертную казнь в России и полностью заменил данную меру наказания пожизненным заключением.
Но вопрос до сих пор не решен в обществе, многие люди выступают за смертную казнь, кто-то против. Именно сегодня мы с вами и пытаемся решить данный вопрос.
Работа с картой и статистическими данными:
-Посмотрите на карту. Что на ней изображено? (учащиеся отвечают, что на карте мира изображены страны мира)
— Как вы думаете, чем можно объяснить принцип, по которому разные страны мира окрашены в разный цвет? (учащиеся предполагают что, скорее всего цвет в который окрашена та или иная страна, характеризует применение или не использование смертной казни в качестве наказания)
— Каким цветом, по вашему мнению, окрашены страны, где смертная казнь применяется? (красным)
Всё верно. Значит, мы можем сделать с вами вывод о том, что смертная казнь применяется как минимум в половине стран земного шара. Посмотрите на следующую карту.
— О чем нам говорит приведенная на карте статистика? (учащиеся отвечают, что статистические данные свидетельствуют нам о том, в каких странах и в каком количестве проводилась смертная казнь в 2008 году.)
— Какая страна превалирует по числу смертных казней? (Китай).
— Как вы считаете, а в истории России были случаи применения смертной казни? Можете ли привести примеры? (учащиеся приводят известные им случаи смертной казни из истории, например казнь Емельяна Пугачева).
— Сейчас я постараюсь расширить и дополнить ваши знания небольшой лекцией, а вы должны по ходу моего рассказа ,отвечать на вопросы тестового задания. (учащиеся получают листы с тестом)
Смертная казнь в истории России:
— В России смертная казнь как мера наказания упоминалась еще в Краткой Русской Правде в XI веке. Разрешалась законом и кровная месть, но ее можно было заменить вирой (штрафом). Вора, застигнутого на месте преступления, можно было убить сразу, но убить можно только ночью, и нельзя было убить связанного вора. А вот за убийство княжеского слуги при исполнении обязанностей, было разрешено убить преступника в любое время, прямо на месте. Впервые в законах смертная казнь как наказание появилась в Двинской уставной грамоте 1347 года за кражу, совершенную в третий раз. А в Псковской грамоте 1467 года было 5 случаев применения смертной казни: за кражу из церкви, государственную измену, поджог, троекратную кражу и конокрадство. При Иване Грозном смертная казнь применялась уже в 12 случаях. Среди них были ложный донос, восстание против власти, похищение людей, взяточничество, богохульство. Важно заметить, что смертная казнь применялась в зависимости от личности преступника, например, за убийство родителей смертная казнь назначалась беспощадно, а за убийство детей мерой наказания были тюрьма и церковное покаяние.
Для усиления устрашающего эффекта, предусматривались разные виды казни: сожжение, повешение, отсечение головы, отравление, закапывание заживо, повешение за ребро на крюке, залитие горла расплавленным металлом и другие, но наибольшее число карманных краж совершалось на площадях в момент публичных казней: одних преступников казнили, а другие тем временем отрезали кошельки у зачарованных этим страшным зрелищем сограждан.
При Петре I смертная казнь назначалась в 101 случае. Елизавета Петровна, напротив не подписала ни одного смертного приговора, в результате, тюрьмы были переполнены. Екатерина II высказывалась против смертной казни, но в то же время говорила, что “Смертная казнь есть некоторое лекарство больного общества”. После восстания Пугачева было казнено 20 тысяч человек. Виселицы устраивали на плотах и пускали по течению Волги и Камы, чтобы их видело как можно больше людей.
За 25 лет правления Александра I смертная казнь применялась всего 24 раза, и то по решению военно-полевых судов в годы Отечественной войны 1812 года.
Николай I отметил свое вступление на престол казнью 5 человек (декабристы). К смертной казни был приговорен и Достоевский, но его приговор заменили каторгой. Николай II был гуманистом, и сократил применение смертной казни, но сам вместе с семьёй был расстрелян в 1918 году.
( по ходу рассказа учителя, учащиеся отвечают на вопросы теста)
— Надеюсь, вы справились с заданием. А теперь давайте проверим ваше внимание и память. Посмотрите на правильные ответы и сравните их со своими. (учащиеся сравнивают ответы с правильными).
— На все ли вопросы вы смогли правильно ответить?
— Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение?
4. Физкультминутка.
5 Первичное закрепление
-В Древнем Риме почитали Фемиду- богиню правосудия и справедливости. Её изображали с весами и завязанными глазами (учитель показывает изображение на слайде). Римляне считали, что правосудие должно свершаться без гнева и пристрастия, справедливо, без предвзятого мнения.
Попробуем и мы взвесить “за” и “против”. Легко ли это?
Работа с весами:
Перед каждым из вас весы. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, опуская на чаши весов по одной фасоли. Если вы отвечаете “да”, кладите фасоль на левую чашу, если “нет” — на правую чашу. Начнем:
вопрос о смертной казни – это простой вопрос? (предполагаемый ответ – нет)
можно ли быть равнодушным, когда решается вопрос жизни и смерти? (нет)
преступность будет существовать вечно? (да)
легко ли победить преступность? (нет)
вы согласны, что волна преступности захлестнула страну? (да)
вы согласны, что проблема терроризма общемировая, глобальная? (да)
если человек бессилен защитить себя от нападений, на помощь должно приходить общество, государство? (да)
нравится ли вам формула кровной мести “око за око, зуб за зуб”? (нет предполагаемого ответа)
вы способны испытывать чувство сострадания к убийце? (нет предполагаемого ответа)
вы знаете о смертной казни достаточно много, чтобы объективно судить? (нет)
— Судебные ошибки неизбежны, они всегда существовали, и будут существовать. К примеру, американец Харрис в ожидании смертной казни провел в тюрьме США 20 лет. Но обвинение и приговор были отменены, когда в сентябре 2003 года на основании теста ДНК была подтверждена его невиновность. Он стал 112 смертником, признанным невиновным с 1973 года. К сожалению, немало подобных приговоров приводят в исполнение, и жизнь человека обрывается вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств, случайной, но непоправимой судейской ошибки.
Взвешиваем на весах ответы:
можно ли застраховаться от судебных ошибок? (нет);
можно ли исправить ошибку, если смертная казнь приведена в исполнение? (нет);
вы согласны, что страшнее казнить одного невиновного, чем оправдать десять виновных? (нет предполагаемого ответа);
считаете ли вы, что смертная казнь — гуманное наказание? (нет предполагаемого ответа).
— Вникнув в суть дела, мы понимаем, почему вопрос о применении смертной казни вызывает такое количество споров и разногласий. У этой проблемы много аспектов.
Беседа с учащимися:
Почему же споры вокруг этой проблемы не утихают на протяжении всей человеческой истории? Можно ли сказать, что эта тема всегда нова и неисчерпаема?
В связи с какими последними событиями дискуссия приобрела остроту? Почему общество не может быть равнодушным к этой проблеме?
Почему сторонники и противники сметной казни не могут прийти к компромиссу? Какие аргументы выдвигают они в своем споре?
Какую жизненную позицию по этому вопросу занимаете вы? Почему?
Считаете ли вы, что сегодняшний урок был полезен для вас? Почему?
— Перед вами тема нашего урока: “КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ”. Перед вами весы: если у вас перевесила чаша “да” — вы, скорее всего, сторонник смертной казни, если победила чаша “нет” — вы, вероятно, являетесь противником смертной казни. Примите ваше окончательное на этом уроке решение и поставьте запятую в соответствии с вашим внутренним убеждением.
Примечание. В классе 16 человек ( 7 юношей и 9 девушек). Результат итогового голосования:
“КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ” — 9 УЧЕНИКОВ
“КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ” — 6 УЧЕНИКОВ
8 Итог урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
9 Домашнее задание
Написать по 5 аргументов в защиту и 5 аргументов — против смертной
казни;
* сочинить Синквейн по теме урока
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТЕСТ.
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Смертная казнь как мера наказания существует:
С XI (11)века
С XII (12)века
С XIII (13)века
Каким видом наказания можно было заменить смертную казнь, согласно древним законам:
Пожизненным заключением
Штрафом
Принудительными работами
За какое преступление можно было убивать ночного преступника прямо на месте:
Воровство
Обман
Богохульство
При каком правителе смертная казнь применялась в 12 случаях:
Пётр I
Иван Грозный
Николай II
Как влияла публичная казнь на преступность:
Преступлений становилось меньше
Преступления совершались как и прежде
Преступлений становилось больше
Кто из российских монархов не подписал ни одного смертного приговора:
Екатерина II
Елизавета Петровна
Николай I
Какой государственный преступник был публично казнен во времена Екатерины II:
Разин
Пугачев
Распутин
Кто из императоров подписал смертный приговор декабристам:
Николай II
Николай I
Александр I